ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»
Выступление на МО воспитателей.
«Суицид в подростковом возрасте»
Подготовила воспитатель:
Анисенко Н.А.
Декабрь 2017г
По данным европейской статистики за последнее десятилетие показатели детских и подростковых суицидов возросли в три раза, и цифры этих показателей по прогнозам будут только увеличиваться. По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1000000 человек.
Среди них: - 30 тысяч американцев,
- 25 тысяч японцев,
- 20 тысяч французов,
- 280 тысяч китайцев
- 60 тысяч русских.
По мнению социологов, официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (по разным оценкам в 2 - 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случаю» (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды. Также никем ни фиксируются случаи неудачных попыток ухода из жизни, количество которых в 10-20 раз больше, чем. Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
- суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
- суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
- суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
- суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
- завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека. А ведь это очень печально, поскольку высокая смертность подрастающего поколения является глобальной мировой проблемой, а не только горем одной семьи. Мысли свести счеты с жизнью добровольно периодически посещают примерно каждого третьего подростка в возрасте от 12 до 17 лет. Именно в этот период психика наиболее нестабильна, наблюдается мощный гормональный всплеск. Детский мир рушится, словно карточный замок, а на смену ему вступает в силу взрослый – враждебный, неизвестный, отталкивающий. Но если одни только размышляют и режиссируют план своего ухода из жизни, то другие почему-то его совершают. Каковы же причины и факторы суицида среди подростков?
Неприятие ребенка в семье, слишком завышенные требования родителей, или, напротив, невнимание к подростку. Одна из самых главных причин. Для детей главными людьми в их жизни всегда остаются родители. И то, как ведут себя дети по отношению к ним, лишь ответная реакция на родительское поведение. Подросток как губка впитывает все, что ему преподносят с раннего детства. И если ему прививают скандалы, неуважение или безразличие, нет ничего удивительного в том, что подросток накапливает этот негатив. Причем материальное положение семьи здесь играет малую роль, важны, скорее, психологический климат и отношение к подростку. Бывает так, что родители обеспечивают подростка всем необходимым, но совершенно не придают значения личностным проблемам ребенка, не интересуются его душевными переживаниями, да и попросту не знают своего ребенка по-настоящему. В этом случае, не находя поддержки в семье, человек обращается к социуму, но и тут его подстерегает неудача.
Конфликты в школе, издевательства сверстников. У детей подросткового возраста часто возникают непонимания с одноклассниками. Это обычное дело – повздорить, что-то не поделить, учитывая присущий подростку максимализм. Однако когда обычные шалости перерастают в открытую травлю, моральные и физические издевательства, неокрепшая психика может не выдержать. Дети с врожденным комплексом вины и повышенной тревожностью страдают в особенности. Так как за все, что с ними происходит, винят только себя. Роль референтных групп (ближайшего окружения) в этом случае весомая: именно благодаря им формируется в человеке представление о самом себе. И даже если это представление навязанное, хрупкая личность начинает полагать, что с ней что-то не так. А «Если со мной что-то не так, быть может, близким людям будет лучше, если меня не станет?». Примерно так думает человек с завышенным чувством вины на грани суицида; влияние СМИ и компьютерных игр.
С возрастанием популярности соцсетей, среди молодежи появляются целые виртуальные массовые объединения, где подростковый суицид в тренде.
Подростки могут обсуждать свои суицидальные планы на форумах, просматривать фильмы и слушать музыку, где пропагандируется самоубийство. Смерть рассматривается ими как некий культ, протест против несправедливых реалий жизни и способ решения проблемы подростков в одночасье. Конечно же, опасному влиянию секты подвержены только слабые, легко внушаемые и психически неустойчивые личности.
Употребление наркотиков, алкоголя и психотропных препаратов. Под воздействием данных веществ когнитивные функции человека ослабевают, теряется самоконтроль и способность адекватно оценивать ситуацию. Чем плотнее подросток «сидит» на наркотиках, тем больше ослабевает его психика и контроль над здравыми действиями
10 сентября – Всемирный день борьбы с самоубийствами. Причин уйти самостоятельно из жизни много. Основной причиной высокого уровня суицидов в стране является моральное “одичание” общества, потеря нравственных ориентиров, утрата смысла жизни. Самоубийство — последний акт в невыносимой жизненной драме. Последняя точка в давящей пустоте невыразимого отчаяния. Пытаясь понять самоубийцу, мы оправдываем его поступок неизлечимой болезнью, тяжёлой утратой, несмываемым позором. Но чем оправдать детский суицид? Чем оправдаться перед 9-летним мальчиком с петлёй на шее? Что изменить в себе, чтобы вернуть девочку, шагнувшую из окна? Нет оправдания и нет понимания. В стране существуют организации по защите подростков:
Система социальных учреждений помощи подросткам
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы и не использовать суицид как путь решения проблемы; адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности — социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.
Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:
Центр информации для молодежи , Предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи
Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи Центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.
В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингенгентом.
Некогда проблема суицида, считавшаяся таинственной и непонятной, почти не принималась во внимание публикой и не исследовалась профессионалами. Теперь о суициде много говорят и пишут. За прошедшие два десятилетия, в частности, исследователи многое узнали об этой поразительной проблеме.[3]
Некоторые ученые особое внимание уделяют подростковому суициду, считая ее наиболее важной среди остальных возрастных групп. Потому что детский суицид бывает, но довольно редко. Суицид среди пожилых людей бывает и уровень его, к сожалению, выше чем во всех остальных возрастных группах. Так как люди в этом возрасте часто болеют, иногда уже неизлечимо больны и все это сопровождается невыносимыми физическими болями, желание жить у них пропадает, и они решительно хотят уйти из жизни. Пожилые люди кончают жизнь самоубийством в основном по этим причинам. Но суицид среди подростков вызван, как правило, целым букетом причин. И исследователей он волнует больше, так как молодые люди и девушки уходят из жизни еще в довольно юном возрасте. Многим не ясно, что же может толкнуть подростка на столь отчаянный шаг в таком цветущем возрасте.
В отличие от большинства других проблем самоубийство среди подростков более детально исследовалось. Теоретики в области социологии и культуры подчеркивали важное значение социальных перемен и стресса, национальной и религиозной аффилиации, школьным проблемам, гендера, агрессии среди подростков. А вот психологических и биологических исследований по этой теме пока было сравнительно мало.
Несмотря нато, что социокультурные факторы проливают свет на общую почву и стимулы суицида, они, как правило, не дают нам возможности предсказать попытку самоубийства. Когда все сказано и сделано, клиницисты по-прежнему не могут полностью понять, почему одни подростки в одинаковых обстоятельствах убивают себя, а другие — нет. Если клиницисты хотят правильно объяснить и понять суицид, то к социокультурным инсайдам необходимо добавить психологические и биологические.
Лечение суицида также ставит перед терапевтами несколько трудных задач. Ученым еще предстоит разработать успешные методы терапии для подростков с суицидными наклонностями. Клиницисты разрабатывают программы по предупреждению суицида, но еще не ясно, как такие программы могут в действительности снизить общие факторы риска или уровень самоубийств среди подростков.
В то же время, постоянно возрастающее количество исследований по суициду даст надежду на решение этих проблем. Возможно, важнее всего то, что клиницисты теперь подключают все общество к решению данных вопросов. Они призывают к распространению знаний о самоубийстве, и эти программы предназначены как для молодых, так и для старых. Разумно предположить, что такой климат приведет к более полному пониманию суицида и вмешательства клиницистов и консультантов будут более успешными. Такие цели важны для всех. Несмотря на то, что сам по себе суицид, как правило, — акт одинокого и отчаявшегося человека, такой поступок в действительности оказывает очень сильное влияние на общество и особенно на впечатлительную подростковую психику. Поэтому здесь очень важно использование различных технологий работы с подростками-девиантами.
Список использованной литературы:
1. Демографическая ситуация в Архангельской области: материалы областной научно-практической конференции «Демографические процессы, происходящие в Архангельской области: проблемы и перспективы», 25 апреля 2002года/ Отв. ред. Н.Е. Галеева. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2003.
2. Душа самоубийцы, Э.С. Шнейдман, Эдвин С., М. 2001г., изд. «Смысл».
3. Международная академия наук, экологии и безопасности жизнедеятельности., Говорин Н.В., Вахнин Н.Г., Домошонкин М.Ю., изд. «Вестник» 1999г.
4. Основы суицидологи, В.С. Ефремов, СПб. 2004г., изд. «Диалект».
5. Патопсихология поведения, нарушения и патология психики, Рональд Комер, СПб, 2002г., изд. «Издательский дом Нева», 3-е международное издание.
6. Психологическая помощь в кризисных ситуациях, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, СПб. 2004г., изд. «Речь».
7. Самоубийства, российская социологическая энциклопедия, Гилинский Я. И., под ред. Г. В. Осипова, М. 1999г. изд., Норма-ИНФРА.
8. Суицид, как проблема общества, Е.В. Григорьев, Спб.1999, изд. «Астрель».
9. Суицидология прошлое и настоящее: Проблема самоубийств в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., «Когито-Центр», 2001г.
10. Технология социальной работы, М.:изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. В.И. Жуков.
11. Характеристика и профилактика суицидального поведения в Архангельской области, Санников А. П., Варакина Ж. Л., СГМУ Ин-т общ-го здоровья и здравоохр. и соц. работы, Арх. Б. И . 2002г.
12. Черносвитов Е.В. Социальная медицина, М.: 2001г. – 265с. Изд. Владос.
13. www.suisid.ru
14. www.teenegers problems.ru
15. www.help.ru