СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суицидальное поведение подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта

Просмотр содержимого документа
«Суицидальное поведение подростков.»

Суицидальное поведение подростков.

        

В последнее время участились случаи суицида в подростковом возрасте.

Наиболее частыми считаются случаи суицида в дошкольном возрасте, но они рассматриваются как неосознанные, и происходят чаще из интереса детей – попробовать, посмотреть, куклу наладили и меня наладят… это связано с тем, что смерть для детей является понятием отвлеченным и ребенок никак не связывает ее ни с собой ни со своими близкими. Ребенок считает, что его не будет некоторое время, а потом он опять вернется.

        С 7 до 13 лет суицидальные попытки редки, а начинаются они 14 -15 лет и достигают своего максимума в 16 -19 лет. При этом юноши совершают самоубийства чаще чем девушки, хотя девушки предпринимают попытки чаще, но многие из них носят демонстрационный характер. 10 % мальчиков и 3% девочек поканчивают с собой в ближайшие годы после совершенных неудачных попыток суицида. .Характерные для  подросткового возраста неустойчивость, повышенная  самооценка, эгоцентризм, недостаточность критики – в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицида. Все особенности подросткового возраста характеризуются рядом реакций:

- эмансипации – которая выражается в стремлении высвободится из – под опеки,  контроля, покровительства родных, педагогов, а так же она может распространяться на установленные правила, законы, порядки.

- реакция группирования – проявляется в том, что подростки объединяются в группы для общения.

- реакции обусловленные сексуальным влечением, сюда относятся все изменения связанные с сексуальной сферой подростка. Под этим подразумевается кризис полового созревания организма.

        Но все таки на первое место всех факторов самоубийств выдвигается семейная дезорганизация:

        -  отсутствие отца в раннем детстве

        -  недостаточность материнской привязанности к ребенку

        -  отсутствие родительского авторитета

        -  матриархальный  ( патриархальный ) стиль отношений в семье

        -   гиперавторитарность родителей

        -  телесные наказания ребенка

        -  распад семьи

        -  заключение повторных браков

        -  конфликты между родителями

        -  наличие в семье лиц с асоциальным поведением…

Главной причиной  является семейное насилие, пришедшее к нам из давних времен  о котором мы знаем по пословицам:

        За одного битого двух не битых дают.

        Ребенка надо сечь пока он поперек лавки лежит

        Больше тумаков – меньше дураков.

        Многие родители так считают и до сих пор, при этом приговаривают : «Нас так воспитывали, ничего …». Так же те условия в которых находится наша страна : безработица, низкий материальный уровень, стремление родителей заработать как можно больше денег, для того, что бы их дети не выглядели хуже других,  на фоне этого переутомление, стрессы. Непременно ведут к порождению насилия.

        По данным статистики 300 – 400 детей в год убиты родителями в период новорожденности, на тысячу неблагополучных детей (потенциальных суицидентов)  приходится 20% пытка голодом, 10% прямое изгнание из дома, 45% избиение родителями. К физическому насилию так же относится и сексуальные насилия над детьми, случаи которых последнее время участились.

        Кроме физического насилия в семьях применяется психическое насилие  - это открытое неприятие ребенка, постоянная критика, угрозы в адрес ребенка, оскорбление, унижение, ложь, невыполнение взрослыми данных обещаний.

При этом матери травмируют детей чаще, чем отцы.

         Иногда причиной суицида становится ребенок – мишень: если ребенок пассивен, либо очень активен, как результат, он становится объектом для   насмешек, постоянных упреков, что очень сильно травмирует ребенка..

         Одной из важных причин является пренебрежение нуждами ребенка – должной заботы о нем:

        - недостаточные возрасту и потребностям ребенка удовлетворение одежды, жилья, питания, образования..

        - отсутствие должного внимания  и заботы со стороны родителей,

        -нанесение повреждений подростку, вовлечение в употребление алкоголя,         наркотиков,  совершение преступлений..

 в результате чего нарушается

         Но кроме семейных проблем важное место занимает и проблема взаимоотношений ребенка в социуме. Это связано с тем, что  подростки имеют очень слабую психику, при этом у них идет кризис подросткового возраста, дети становятся очень ранимыми, накладывается первая влюбленность и первая разлука с любимым. Решая свои проблемы ребенок замыкается, затрудняется налаживать контакты с другими детьми, проявление агрессии в защиту себя. Все это ребенком переносится очень тяжело и дети как никогда нуждаются в понимании и помощи со стороны родителей.

        Что должно насторожить родителей:

  1. Замкнутость ребенка.

  2. Отказ от вступления в контакт.

  3. Частые разговоры о смерти.

  4. Угрозы ребенка повеситься или отравиться.

  5. Поведение ребенка связанное с неоправданным риском.

  6. Анализ истории семьи ( если в семье среди родителей были «неудачные» попытки суицида, это заложено в наследственных генах ребенка, и ребенок соответствующего пола возможно сделает попытку суицида и она  окажется роковой).

  Диагностика суицидального поведения подростков.

Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.

Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.

А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.

Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти.

Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

  1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;

  2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;

  3. Взаимоотношения со сверстниками – общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.

Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.

Методики рассчитаны на возраст 16 – 17 лет.

При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».

Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

 

Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.

Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.

Опросник Г.Айзенка.

«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

  • личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;

  • фрустрация - психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

  • агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

  • ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицид


«Незаконченные предложения».

ИНСТРУКЦИЯ: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

  1. Думаю, что мой отец редко ____________________________

  2. Если все против меня, то ______________________________

  3. Будущее кажется мне _________________________________

  4. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________

  5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________

  6. По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________

  7. Моя мать и я _________________________________________

  8. Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________

  9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________

  10. В школе мои учителя _________________________________

  11.  Не люблю людей, которые ____________________________

  12.  Моя семья обращается со мной как с ____________________

  13.  Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________

  14.  Моя наибольшая слабость заключается в том _____________

  15.  Моим скрытным желанием в жизни _____________________

  16. Наступит тот день, когда ______________________________

  17.  Хотелось бы мне перестать бояться _____________________

  18.  Считаю, что большинство матерей _____________________

  19.  Я часто чувствую себя виноватым, если _________________

  20. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________

  21.  Когда буду старым ___________________________________

  22.  Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________

  23.  Когда я был ребенком, моя семья _______________________

  24.  Я люблю свою мать, но _______________________________

  25.  Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________

26. Завтра я ____________________________________________

27. Когда я закончу школу ________________________________

28. Наступит день, когда _________________________________

29. Если бы я был учителем ______________________________

30. Я хочу жить, потому что ______________________________



ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,

«Большинство известных мне семей …

  1. Несчастливы, недружные, распались  - 2б.

  2. Нервные, не очень дружные                 - 1б.

  3. Все одинаковы                                        - 0б.

КЛЮЧ

Группы предложений

№№ заданий

1.

Отношение к отцу

1, 13

2.

Отношение к матери

7, 18, 25

3.

Отношение к себе

2,14, 26

4.

Нереализованные возможности

9, 15, 20

5.

Отношение к будущему

3, 16, 21

6.

Отношение к школе, к учителям

10, 29

7.

Страхи и опасения

4, 17

8.

Отношение к своему прошлому

22

9.

Отношение к семье

6, 12, 23

10

Чувство вины

8, 19, 25

11

Планы, идеалы

5, 27, 28, 30

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.

Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.

Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.

Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.

Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.