Сухой бассейн как эффективное средство адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Сухой бассейн как эффективное средство адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Сухой бассейн как эффективное средство адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящими перед сотрудниками ДОО и родителями. Адаптационный период - серьезное испытание для малыша раннего возраста : из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что может привести к возникновению психического напряжения и стрессовых реакций. Это значительно усложняет процесс адаптации ребёнка, поэтому должны использоваться различные педагогические методы и приёмы, способствующие более мягкому и эффективному протеканию периода адаптации.
Все игры с использованием сухого бассейна направлены, прежде всего, на снятие психо-эмоционального напряжения у ребёнка, попавшего в новую среду, на снятие стрессовых реакций. Ребёнок, ныряя в цветные шарики, получает удовольствие, радость, большой положительный заряд; у него появляется возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабиться, что способствует более легкому привыканию к детскому саду.
Можно выделить и другие положительные стороны использования сухого бассейна :
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Развитие мелкой моторики;
- Сенсорное развитие;
- Развитие любознательности, познавательной деятельности;
- Массажный расслабляющий эффект;
- Развитие координации движений;
- Укрепление опорно-двигательного аппарата;
- Общеукрепляющее воздействие;
- Снижение рисков возникновения и развития психических и физиологических отклонений в развитии ребёнка в следствии затяжного стресса.
Таким образом, в период адаптации ребёнка к детскому саду также закладываются основы для его дальнейшего гармоничного развития.
Важно отметить, что в процессе данных игр и упражнений идё т интеграция нескольких образовательных областей: речевое развитие (игры сопровождаются речью воспитатели и его инструкциями к побуждению выполнения тех или иных действий, а также к побуждению речевой деятельности ребёнка.); познавательное развитие (через включение в игры различных предметов окружающей среды.); социально-коммуникативное развитие (в процессе игр дети учатся взаимодействовать между собой, помогать друг другу, формируется положительное отношение к сверстникам.); физическое развитие (развитие двигательной активности, координации движений, ловкости., художественно-эстетическое развитие (использование воспитателем художественного слова, включение спокойной или бодрящей музыки.)
Далее представлены игры в сухом бассейне, а также игры с использованием шариков из сухого бассейна :
1) «Воронки»
Дети стоят на коленях вокруг бассейна :
- опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же движения выполняют левой рукой;
- опускают в бассейн обе руки и одновременно делают вращательные движения: встречные, расходящиеся, в правую и левую стороны.
Вариант игры с использование данных движений: «Варим кашу»
2) «Водоворот»
Ребенок сидит в бассейне и двигает руками, разгоняя «шарики-волны» то в одну, то в другую сторону.
3) «Найди клад» («Найди сюрприз», «Достань со дна»)
На дне бассейна раскладываем один или несколько предметов (небольшие резиновые мячики, небольшие кубики, игрушки) и просим детей найти их.
Усложнение: прячем меньшие по величине игрушки.
Варианты игры: «Лисичка ищет зайчиков», «Кошка ищет мышек» («Кошки-мышки» в сухом бассейне…
4) «Рыбалка» («Котёнок ловит рыбку»)
Игрушки рыбок спрятаны в бассейне, котёнок «рыбачит», находит рыбок и складывает их в ведёрко, затем отпускает их «на волю», снова в бассейн, игра повторяется с другим ребёнком.
5) «Часики»
Ребёнок сидит в центре бассейна, руки с упором сзади, ноги (стрелки часов) вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребёнка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.
6) «Полощем бельё»
Дети стоят на коленях перед бассейном, опускают в бассейн то одну, то другую руку, затем обе руки и выполняют движения «вправо-влево», из стороны в сторону. Можно раздать детям разноцветные платочки для «полоскания».
7) «Котёнок»
Ребёнок крадётся на четвереньках по бассейну, на слова воспитателя «котёнок, прячься», наклоняется или ложится в бассейне.
Варианты игры:
«Кошки-мышки» (мышка крадётся, на слова воспитателя «кошка идёт», мышка прячется)
«Лиса и зайцы» (зайчик прячется от лисы)
8) «Солнышко» или «Разноцветные круги»
Ребёнок стоит на коленях перед бассейном или сидит в бассейне и выполняет вращательные движения обеими руками одновременно или поочерёдно правой и левой рукой, рисуя солнышко или круги.
9) «Не замочи рук»
Ребёнок сидит в бассейне, руки спрятаны за головой или за спиной, произвольно двигает ногами «по воде» и старается не задеть руками шарики, чтобы «не замочить рук».
10) «Рыбка плывёт»
Ребёнок лежит в бассейне на животе и выполняет плавательные движения руками (для усложнения можно добавить движения-бултыхания ногами)
11) «Весёлая юла»
Ребёнок сидит в бассейне и крутится вокруг своей оси то в одну, то в другую сторону, помогая себе руками.
12) «Ныряем»
Дети стоят на коленях вокруг бассейна, руки с упором на бортик бассейна, по сигналу воспитателя дети наклоняют голову в бассейн, доставая до шариков.
13) «Перекаты»
В положении лёжа ребёнок пеекатывается в бассейне от одного бортика до другого и обратно.
14) «Поздоровайся»
У детей в руках шарики, которыми они поочерёдно касаются шариков других детей, с улыбкой говоря «привет», «как дела?»
15) «Кто больше?»
Дети стараются набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
Для усложнения игры можно выбирать шарики одного цвета.
16) «Спрячем ручки»
Дети сидят в бассейне, поднимают руки вверх или разводят в стороны, на слова воспитателя «прячем ручки», погружают руки в бассейн.
17) «Найди весёлые шарики»
Воспитатель рисует стирающимся маркером или фломастером улыбающиеся мордочки на шариках. Дети должны выбрать такие шарики-смайлики и собрать их в корзину. Затем шарики бросают обратно в бассейн. Игра повторяется.
18) «Перекладывание»
Дети перекладывают шарики из бассейна в разные корзины, сортируя их по цвету, затем по сигналу воспитателя бросают их по одному обратно в бассейн, перемешивают их в бассейне с помощью воспитателя. Игра повторяется.
19) «Попади в цель» (метание шариков в цель)
Дети стоят около бассейна и со словами «буль-буль» бросают шарики из корзины, стараясь попасть в бассейн.
20) «Постучи шариками»
Дети берут по шарику в каждую руку и постукивают шариком о шарик со словами «тук-тук». Воспитатель может давать задание взять шарики одного цвета или разных цветов.
21) «Покатай по ладошке»
Дети берут любой шарик или находят шарик заданного цвета и катают его в ладошках.
22) «Покатай, передай»
Дети стоят вокруг бассейна, у одного ребёнка в руках шарик. Звучит музыка. Ребёнок катает шарик в ладошках, как только перестала звучать музыка, передаёт шарик другому ребёнку. Так продолжается по кругу.
23) «Зарядка»
Дети стоят вокруг бассейна, по заданию воспитателя берут в каждую руку по шарику определё нного цвета и выполняют зарядку: поднимают руки с шариками вверх, разводят в стороны, опускают вниз. Повторяют несколько раз. Можно выполнять под музыку.
24) «Ходим, ходим, ходим, стоп!»
Дети ходят вокруг бассейна с шариками в руках и со словами «ходим, ходим, ходим». По сигналу воспитателя «стоп!» останавливаются и бросают шарики в бассейн. Затем берут другие шарики (любые или определённого цвета, игра повторяется.