Тема урока: “Сумма первых членов арифметической прогрессии”, 9 класс
Разработала: учитель математики Мусалимова Р.Г
МОУ лицей № 94 Советского района г. Уфа
Урок алгебры в 9 классе.
Тема: «Сумма первых членов арифметической прогрессии»
Цели урока:
Образовательные – совершенствовать навыки нахождения ого члена арифметической и геометрической прогрессии с помощью формул, научить вывести формулу суммы ого члена арифметической прогрессии.
Развивающие – развить познавательный интерес учащихся, научить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
Воспитательные – побуждать учащихся к собственным формулировкам, открытию отношений, свойств, раньше чем они узнают конечный результат.
Ход урока.
Организационный момент. «Здравствуйте ребята, начинаем урок алгебры. Я желаю вам всем мира и добра!»
Проверка домашнего задания. «Какие вопросы есть по домашнему заданию?»
Уравнивание опорных знаний:
Какой раздел математики начали мы изучать? [Последовательность]
Что называется числовой последовательностью?
[каждому натуральному числу от 1 до N поставлено в соответствии число , то говорят, что задана числовая последовательность: ( )]
Класс разбивается на две команды.
команда | команда |
Задача: |
Первая ступенька садовой лестницы 50 см, а каждая следующая на 2 см короче | В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. |
Рис. 1 | Рис. 2 |
запишите последовательность в соответствии с условием задачи, состоящей из 6-ти членов.
[50, 48, 46, 44, 42, 40] | [1, 2, 4, 8, 16, 32] |
найдите разность (частное) между последующими и предыдущими членами
48-50=-2; 46-48=-2; 40-42=-2; | 2:1=2; 4:2=2; 16:8=2; |
как называется эта последовательность?
[арифметическая прогрессия] (убывающая) | [геометрическая прогрессия] (возрастающая) |
перечислите три способа задания последовательности:
[аналитический, последовательный, рекурентный]
кто сможет задать рекуррентную формулу для своей последовательности?
В процессе работы учащиеся следят за ответами товарищей, делают записи в тетради и готовятся ответить на предложенные вопросы, оценивают работу соседа, поменявшись тетрадями, 2 ученика у доски записывают свои решения.
* Сообщение ученика: «Прочитав подряд определения арифметической и геометрической прогрессии, можно обратить внимание на то, что они похожи. Надо лишь заменить сложение умножением или наоборот. А зная формулу числа арифметической прогрессии, можно получить формулу для геометрической прогрессии, если заменить сложение умножением и умножение – возведением в степень
“Родство” прогрессий становится еще более заметным, если вспомнить их характеристические свойства:
Здесь тоже достаточно заменить сложение умножением, а деление на 2 – извлечением корня второй степени.
Из характеристического свойства арифметической прогрессии получится характеристическое свойство геометрической прогрессии.»
Создание проблемной ситуации.
Задача (решить дома): представьте, что вы – ученик на стройке, нужно быстро определить сколько бревен на складе, если они расположены как на рис. 3
Рис. 3 12 бревен Это арифметическая прогрессия, необходимо найти | Решение: Ответ: 78 бревен. |
* Ребята, прогрессии были известны очень давно. Например: задача из древнего египетского папируса Ахмеса (2000 лет доо нашей эры): «Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 людьми, разность между каждым человеком и его соседом равняется меры». Сколько же мер получит каждый человек, как найти долю каждого из них?
Сегодня у нас учебная задача: вывести формулу суммы и первых членов арифметической прогрессии. Попытаемся вначале найти сумму двадцати последовательных натуральных чисел, начиная с единицы:
1+2+3+...+19+20, если все сложить уйдет много времени.
С формулой суммы натуральных чисел, связан один из эпизодов биографии Карла Фредриха Гаусса: «Однажды на уроке, чтобы занять первоклассников, пока он будет заниматься с учениками 3го классе, учитель велел сложить числа, надеясь, что это займет много времени, едва учитель закончил чтение условия, Гаусс предъявил ответ 5050. Изумленный учитель понял, что это самый способный ученик в его практике. В дальнейшем Гаусс сделал много замечательных открытий. Его даже называли «Царем математики»».
Запишем все числа в строчку:
Рис. 3
– Посмотрите пожалуйста, вы ничего не заметили?
– Это арифметическая прогрессия, разность которой равна 1.
– Имеется еще одна зависимость, кто заметил? (если не видят, соединяю числа рис.3). Скажите эту зависимость своими словами.
– Сумма кратных членов в арифметической прогрессии равна сумме членов равностоящих от концов последовательности. То есть
1+20=2+19=21,
таких сумм 10.
Итак сумму всех двадцати членов прогрессии обозначим буквой , получим:
в общем виде
Вы догадались, как нашел сумму 100 натуральных членов маленький Гаусс?
Создаем следующую проблему:
– Как изменятся наши рассуждения, если таких чисел 21?
Если сопоставить данную строчку с такой же, но записанной в обратном порядке, то появится еще один способ доказательства:
1 2 3 ... 19 20 21
21 20 19 ... 3 2 1
– Какая закономерность здесь?
1+21=2+20= .. =20+2=21+1=22,
т.е.
Сложим все члены обоих столбцов, получим
В общем случае
Попытаемся смоделировать вывод формулы суммы первых членов арифметической прогрессии.
(÷ – словосочетание арифметической прогрессии)
На что похожа наша запись? На елочку, а члены последовательности – это игрушки, которые нужно сложить потом в коробочку.
Запишем еще одну формулу, воспользовавшись тем, что у нас есть.
Т
ак как
Рассмотрим применение данной формулы в древней задаче про египетский папирус.
Задача о египетском папирусе – это арифметическая прогрессия, где нужно найти:
Проверка
Ответ:
Решите задачу: Насколько невыгодно платить налоги в конце года вместо ежемесячных выплат? Ежемесячно платится 30% от прибыли в 100 у.е. или за целый год платится налог в конце года, за каждый месяц просрочки необходимо платить не только налог, но и 0,3 от суммы налога.
Решение:
В случае просрочки за декабрь платится 30 у.е.,
– за ноябрь:
– за октябрь:
– за сентябрь: т.е. мы имеем арифметическую прогрессию:
Если налоги платить ежемесячно, то получим:
Платить налоги ежемесячно выгоднее почти в три раза!
Домашнее задание: § 29, задача №4* (стр. 144); № 394 (2), 397 (2), 400 (2).
Итоги урока:
1. Что нового мы узнали?
2. Какие свойства выявили у арифметической прогрессии.
3. Кто оценил свою работу на этом уроке на «5», на «4», на «3»?
Резерв:
1. Задача: Длины сторон прямоугольного треугольника образуют возрастающую арифметическую прогрессию. Найдите синус меньшего угла этого треугольника.
Решение: Обозначим длины сторон треугольника По теореме Пифагора имеем:
то не могут быть отрицательными, поэтому . Синус меньшего угла равен:
2. Задача на смекалку: найти закономерность в последовательности:
111, 213, 141, 516, 171, 819, 202, 122...
[Решение революционное: надо иначе расставить запятые, получим: 11, 12, 13, 14, ...]