9 класс. Алгебра. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии
Цель урока:
- Рассмотреть формулы сумму n
первых членов арифметической
прогрессии
- формирование умения применения
формул при решении задач.
1 . Дайте определение арифметической прогрессии.
Ответ: Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.
2. Что называют разностью арифметической прогрессии? Как обозначают?
Ответ: Это число, показывающее на сколько каждый последующий член больше или меньше предыдущего. Обозначают буквой d.
3. Назовите формулу n-ого члена арифметической прогрессии.
4. В чем заключается свойство арифметической прогрессии?
- Ответ: Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов.
0, то прогрессия является возрастающей. Если в арифметической прогрессии разность d убывающей . Если в арифметической прогрессии d = 0, то прогрессия является постоянной. " width="640"
5. Какие бывают арифметические прогресcии?
Ответ:
Если в арифметической прогрессии разность d 0, то прогрессия является возрастающей.
Если в арифметической прогрессии разность d убывающей .
Если в арифметической прогрессии d = 0, то прогрессия является постоянной.
Найдите разность арифметической прогрессии
15
-7
3
4
-5
Правильный ответ:
Заполните таблицу
3
8
13
18
23
28
33
38
?
?
?
?
?
?
Заполните таблицу
20
16
12
8
4
0
-4
-8
?
?
?
?
?
?
Заполните таблицу
-4
2
8
14
20
26
32
38
?
?
?
?
?
?
Закрыть
Из истории математики:
С формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии был связан эпизод из жизни немецкого математика К. Ф. Гаусса (1777 – 1855).
Когда ему было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу: «Сосчитать сумму натуральных чисел от 1 до 100 включительно: 1 + 2 + 3 + … +100. Каково же было удивление учителя, когда один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: «Я уже решил…»
Большинство учеников после долгих подсчетов получили неверный результат. В тетради Гаусса было написано одно число и притом верное. Как Гауссу удалось так быстро сосчитать сумму такого большого количества чисел?
З А Д А Н И Е
101
Задача очень непроста:
Как сделать, чтобы быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа?
Пять первых связок изучи,
Найдешь к решению ключи!
101
101
101
101
Давным-давно сказал один мудрец
Что прежде надо
Связать начало и конец
У численного ряда.
Вот схема рассуждений Гаусса.
Сумма чисел в каждой паре 101. Таких пар 50, поэтому искомая сумма равна
101×50 = 5050.
Попытаемся понять как ему это удалось. Выведем формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии.
а n ) – арифметическая прогрессия. S n = a 1 + a 2 + a 3 + a 4 + … + a n -1 + a n , S n = a n + a n -1 +a n -2 + a n -3 + … =a 2 + a 1 a 2 + a n -1 = (a 1 + d) + (a n – d) = a 1 + a n , a 3 + a n -2 = (a 2 + d) + (a n -1 – d) = a 2 + a n -1 = a 1 + a n , a 4 + a n -3 = (a 3 + d) + (a n -2 – d) = a 3 + a n -2 = a 1 + a n и т.д. 2S n = (a 1 + a n ) n . – формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. S n = (a 1 + a n ) n : 2 , a n = a 1 + d( n – 1) S n = (a 1 + a 1 + d( n -1)) n : 2 = (2a 1 + d( n – 1)) n : 2 – формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Арифметическая прогрессия
Рекуррентная формула арифметической прогрессии
Формула n –го члена арифметической прогрессии
a n =a n-1 +d
a n =a 1 +(n-1)d
Характеристическое свойство арифметической прогрессии
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии
Тренировочные упражнения:
1. (a n ) – арифметическая прогрессия.
a 1 = 6, a 5 = 26. Найти S 5 .
2. (a n ) – арифметическая прогрессия. a 1 = 12, d = - 3. Найти S 16 .
Работа по учебнику
В классе
дома
- п 26
- № 603-№605(б) -1 группа
- № 603-№607(б)- 2 группа
Итог урока
Сегодня на уроке я повторил..
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было сложно…… .