СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессииФормула суммы n первых членов арифметической прогрессииФормула суммы n первых членов арифметической прогрессии

Просмотр содержимого документа
«Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»

 9 класс. Алгебра.   Формула  суммы n первых членов арифметической прогрессии

9 класс. Алгебра. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

Цель урока: Рассмотреть формулы сумму n  первых членов арифметической  прогрессии  формирование умения применения  формул при решении задач.

Цель урока:

  • Рассмотреть формулы сумму n 

первых членов арифметической 

прогрессии 

  • формирование умения применения 

формул при решении задач.

1 . Дайте определение арифметической прогрессии. Ответ:  Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.

1 . Дайте определение арифметической прогрессии.

Ответ: Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.

2. Что называют разностью арифметической прогрессии? Как обозначают? Ответ:  Это число, показывающее на сколько каждый последующий член больше или меньше предыдущего. Обозначают буквой d.

2. Что называют разностью арифметической прогрессии? Как обозначают?

Ответ: Это число, показывающее на сколько каждый последующий член больше или меньше предыдущего. Обозначают буквой d.

3. Назовите формулу n-ого члена арифметической прогрессии.

3. Назовите формулу n-ого члена арифметической прогрессии.

4. В чем заключается свойство арифметической прогрессии? Ответ: Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов.

4. В чем заключается свойство арифметической прогрессии?

  • Ответ: Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов.
0, то прогрессия является возрастающей. Если в арифметической прогрессии разность d убывающей . Если в арифметической прогрессии d = 0, то прогрессия является постоянной. " width="640"

5. Какие бывают арифметические прогресcии?

Ответ:

Если в арифметической прогрессии разность d 0, то прогрессия является возрастающей.

Если в арифметической прогрессии разность d убывающей .

Если в арифметической прогрессии d = 0, то прогрессия является постоянной.

Найдите разность арифметической прогрессии 15 -7 3 4 -5 Правильный ответ:

Найдите разность арифметической прогрессии

15

-7

3

4

-5

Правильный ответ:

Заполните таблицу 3 8 13 18 23 28 33 38 ? ? ? ? ? ?

Заполните таблицу

3

8

13

18

23

28

33

38

?

?

?

?

?

?

 Заполните таблицу 20 16 12 8 4 0 -4 -8 ? ? ? ? ? ?

Заполните таблицу

20

16

12

8

4

0

-4

-8

?

?

?

?

?

?

 Заполните таблицу -4 2 8 14 20 26 32 38 ? ? ? ? ? ? Закрыть

Заполните таблицу

-4

2

8

14

20

26

32

38

?

?

?

?

?

?

Закрыть

Из истории математики:  С формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии был связан эпизод из жизни немецкого математика К. Ф. Гаусса (1777 – 1855).

Из истории математики:

С формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии был связан эпизод из жизни немецкого математика К. Ф. Гаусса (1777 – 1855).

 Когда ему было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу: «Сосчитать сумму натуральных чисел от 1 до 100 включительно: 1 + 2 + 3 + … +100. Каково же было удивление учителя, когда один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: «Я уже решил…»  Большинство учеников после долгих подсчетов получили неверный результат. В тетради Гаусса было написано одно число и притом верное. Как Гауссу удалось так быстро сосчитать сумму такого большого количества чисел?

Когда ему было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу: «Сосчитать сумму натуральных чисел от 1 до 100 включительно: 1 + 2 + 3 + … +100. Каково же было удивление учителя, когда один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: «Я уже решил…»

Большинство учеников после долгих подсчетов получили неверный результат. В тетради Гаусса было написано одно число и притом верное. Как Гауссу удалось так быстро сосчитать сумму такого большого количества чисел?

 З А Д А Н И Е   101 Задача очень непроста: Как сделать, чтобы быстро От единицы и до ста Сложить в уме все числа? Пять первых связок изучи, Найдешь к решению ключи! 101 101 101 101

З А Д А Н И Е

101

Задача очень непроста:

Как сделать, чтобы быстро

От единицы и до ста

Сложить в уме все числа?

Пять первых связок изучи,

Найдешь к решению ключи!

101

101

101

101

Давным-давно сказал один мудрец Что прежде надо Связать начало и конец У численного ряда.

Давным-давно сказал один мудрец

Что прежде надо

Связать начало и конец

У численного ряда.

 Вот схема рассуждений Гаусса.  Сумма чисел в каждой паре 101. Таких пар 50, поэтому искомая сумма равна 101×50 = 5050.  Попытаемся понять как ему это удалось. Выведем формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии.

Вот схема рассуждений Гаусса.

Сумма чисел в каждой паре 101. Таких пар 50, поэтому искомая сумма равна

101×50 = 5050.

Попытаемся понять как ему это удалось. Выведем формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии.

  а n ) – арифметическая прогрессия.  S n = a 1 + a 2 + a 3 + a 4 + … + a n -1 + a n ,  S n = a n + a n -1 +a n -2 + a n -3 + … =a 2 + a 1  a 2 + a n -1 = (a 1 + d) + (a n – d) = a 1 + a n ,  a 3 + a n -2 = (a 2 + d) + (a n -1 – d) = a 2 + a n -1 = a 1 + a n ,  a 4 + a n -3 = (a 3 + d) + (a n -2 – d) = a 3 + a n -2 = a 1 + a n и т.д.  2S n = (a 1 + a n ) n .     – формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.    S n  = (a 1 + a n ) n : 2 , a n = a 1 + d( n – 1)  S n  = (a 1 + a 1 + d( n -1)) n : 2 = (2a 1 + d( n – 1)) n : 2     – формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.

а n ) – арифметическая прогрессия. S n = a 1 + a 2 + a 3 + a 4 + … + a n -1 + a n , S n = a n + a n -1 +a n -2 + a n -3 + … =a 2 + a 1 a 2 + a n -1 = (a 1 + d) + (a n – d) = a 1 + a n , a 3 + a n -2 = (a 2 + d) + (a n -1 – d) = a 2 + a n -1 = a 1 + a n , a 4 + a n -3 = (a 3 + d) + (a n -2 – d) = a 3 + a n -2 = a 1 + a n и т.д. 2S n = (a 1 + a n ) n .   – формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. S n = (a 1 + a n ) n : 2 , a n = a 1 + d( n – 1) S n = (a 1 + a 1 + d( n -1)) n : 2 = (2a 1 + d( n – 1)) n : 2   – формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.

Арифметическая прогрессия Рекуррентная формула арифметической прогрессии Формула n –го члена арифметической прогрессии a n =a n-1 +d a n =a 1 +(n-1)d Характеристическое свойство арифметической прогрессии Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

Арифметическая прогрессия

Рекуррентная формула арифметической прогрессии

Формула n –го члена арифметической прогрессии

a n =a n-1 +d

a n =a 1 +(n-1)d

Характеристическое свойство арифметической прогрессии

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

Тренировочные упражнения: 1. (a n ) – арифметическая прогрессия. a 1 = 6, a 5 = 26. Найти S 5 .

Тренировочные упражнения:

1. (a n ) – арифметическая прогрессия.

a 1 = 6, a 5 = 26. Найти S 5 .

2. (a n ) – арифметическая прогрессия.  a 1 = 12, d = - 3. Найти S 16 .

2. (a n ) – арифметическая прогрессия. a 1 = 12, d = - 3. Найти S 16 .

Работа по учебнику В классе дома Стр158 № 603-№607(а)  п 26 № 603-№605(б) -1 группа № 603-№607(б)- 2 группа

Работа по учебнику

В классе

дома

  • Стр158
  • № 603-№607(а)
  • п 26
  • № 603-№605(б) -1 группа
  • № 603-№607(б)- 2 группа
Итог урока Сегодня на уроке я повторил.. Сегодня на уроке я узнал… Мне было сложно…… .

Итог урока

Сегодня на уроке я повторил..

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было сложно…… .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!