СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суммативное оценивание за раздел «Влияние деятельности человека на окружающую среду» 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разрабатаны 2 варианта заданий, критерии оценивания и дескрипторы. включена рубрика для предоставления информации родителям.

Просмотр содержимого документа
«Суммативное оценивание за раздел «Влияние деятельности человека на окружающую среду» 9 класс»

Суммативное оценивание за раздел

«Влияние деятельности человека на окружающую среду» I вариант:

Цели обучения

9.3.2.1 - объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

9.3.2.2 - объяснять последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

9.3.2.3 - объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы;

9.3.2.4 - объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя

Критерий оценивания Обучающийся:

Объясняет влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

Объясняет влияние парникового эффекта на живые организмы

Объясняет причины и последствия разрушения озонового слоя

Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. (а) Объясните, к чему приводит добыча природных ископаемых открытым способом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1]


(b) дайте определение термину «Рекультивация» _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1]

2. (a) Найди соответствие:

1. глобальное изменение 2. причина

I – парниковый эффект 1. Выброс фреонов

II – озоновые дыры 2. Выделение большого количества СО2 в атмосферу

III – кислотные дожди 3. Выброс в атмосферу оксидов серы и азота

Ответ: _________________________________________________________________________________ [3]

(b) Определите, какое явление изображено на рисунке.

A. Парниковый эффект

B. Разрушение озонового слоя

C. Формирование кислотных дождей

D. Загазованность

[1]

(с) Состояние атмосферы определяет погоду и климат на поверхности Земли. Благодаря парниковому эффекту на планете Земля зародилась жизнь, а озоновый слой защищает все живое на земле от космического и солнечного излучения. Однако в последние десятилетия количество парниковых газов резко возросло, и состояние озонового слоя ухудшилось.

  • Укажите причины появления парникового эффекта:

A) лесные пожары

B) сжигание топлива

C) уменьшение площади лесов

D) массовое озеленение

E) увеличение количества транспортных средств

[1]


  • Объясните причину разрушения озонового слоя и возможные последствия для живых организмов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]


3. Пестициды – химические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, а также с различными паразитами. Объясните последствия влияния пестицидов на окружающую среду. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1]



Критерий оценивания Обучающийся

Задание №

Дескриптор

Балл

Объясняет влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

1

Объясняет последствия добычи природных ископаемых открытым способом

1

дает определение термину «Рекультивация»

1

Объясняет влияние парникового эффекта на живые организмы / объясняет причины и последствия разрушения озонового слоя


2

Находит соответствие между глобальными изменениями и их причинами

3

С помощью рисунка определяет явление

1

Указывает причины появления парникового эффекта

1

Объясняет причину разрушения озонового слоя и возможные последствия для живых организмов.

2

Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

3

Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду.

1

итого



10




Суммативное оценивание за раздел

«Влияние деятельности человека на окружающую среду» II вариант:

Цели обучения

9.3.2.1 - объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

9.3.2.2 - объяснять последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

9.3.2.3 - объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы;

9.3.2.4 - объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя

Критерий оценивания Обучающийся:

Объясняет влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

Объясняет влияние парникового эффекта на живые организмы

Объясняет причины и последствия разрушения озонового слоя

Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. (а) Объясните, к чему приводит добыча природных ископаемых шахтным способом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1]

(b) дайте определение термину «Рекультивация» _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1]

2. (а) Найди соответствие:

1. глобальное изменение 2.. следствие

I – парниковый эффект 1. Гибель лесов

II – озоновые дыры 2. Разрушение защитного слоя Земли

III – кислотные дожди 3. Повышение температуры Земли

Ответ: ____________________________________________________________________________ [3]

(b) Определите, какое явление изображено на рисунке.

A. Парниковый эффект

B. Разрушение озонового слоя

C. Формирование кислотных дождей

D. Загазованность

[1]

(с) Состояние атмосферы определяет погоду и климат на поверхности Земли. Благодаря парниковому эффекту на планете Земля зародилась жизнь, а озоновый слой защищает все живое на земле от космического и солнечного излучения. Однако в последние десятилетия количество парниковых газов резко возросло, и состояние озонового слоя ухудшилось.

  • Укажите правильное утверждение последствия разрушения озонового слоя:

А) Увеличиваются сельскохозяйственные урожаи и рыбные уловы

В) Сельскохозяйственные урожаи и рыбные уловы остаются неизменными

С) Иммунитет населения остается неизменным против различных заболеваний, в том числе и рака кожи

D) Увеличивается иммунитет населения против различных заболеваний в том числе и рака кожи

E) Уменьшается иммунитет населения против различных заболеваний, особенно против рака кожи

[1]

  • Объясните причину повышения содержания парниковых газов и возможные последствия для живых организмов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1]

3. Пестициды - это химические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, паразитами, сорняками. Объясните в чем отличие инсектицидов, гербицидов и фунгицидов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1]



Критерий оценивания Обучающийся

Задание №

Дескриптор

Балл

Объясняет влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

1

Объясняет последствия добычи природных ископаемых открытым способом

1

дает определение термину «Рекультивация»

1

Объясняет влияние парникового эффекта на живые организмы / объясняет причины и последствия разрушения озонового слоя


2

Находит соответствие между глобальными изменениями и их причинами

3

С помощью рисунка определяет явление

1

Указывает причины появления парникового эффекта

1

Объясняет причину разрушения озонового слоя и возможные последствия для живых организмов.

2

Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

3

Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду.

1

итого



10


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Транспорт веществ»

Критерий оценивания

ФИО обучающегося ____________________ max 10 баллов;

Результат: _____ балла(ов) % выполнения ___ оценка - ____


Уровень учебных достижений


Низкий

Средний

Высокий

Объясняет влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

Затрудняется в объяснении влияния добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

Допускает ошибки в объяснении влияния добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

Объясняет влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

Затрудняется в объяснении последствий влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

Допускает ошибки в объяснении последствий влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

Объясняет влияние парникового эффекта на живые организмы

Затрудняется в объяснении влияния парникового эффекта на живые организмы

Допускает ошибки в объяснении влияния парникового эффекта на живые организмы

Объясняет влияние парникового эффекта на живые организмы

Объясняет причины и последствия разрушения озонового слоя

Затрудняется в объяснении причины и последствия разрушения озонового слоя

Допускает ошибки в объяснении причины и последствия разрушения озонового слоя

Объясняет причины и последствия разрушения озонового слоя

[1]


3. Какие экологические проблемы создали энергетические комплексы и почему вы так считаете?



Тестирование III вариант:

1. Закончи предложения:

  1. Газ, образующийся в стратосфере Земли - _______________________.

  2. По инициативе А. Печчеи был организован ____________________________________.

  3. В 1971 г создана экологическая организация - __________________________.

  4. Газы, которые обладают способностью задерживать длинные волны - __________________________.

2. Найди соответствие:

1. глобальное изменение 2. причина

1. глобальное изменение 3. следствие

I – парниковый эффект 1. Поступление большого количества ультрафиолетового излучения

II – озоновые дыры 2. Гибель в водоемах фауны и флоры

III – кислотные дожди 3. Повышение уровня мирового океана

3. На ваш взгляд, Есть ли взаимосвязь между возникновением рака кожи и истончением озонового слоя атмосферы? Ответ аргументируйте.


Тестирование IV вариант:

1. Закончи предложения:

  1. Задержка атмосферой Земли теплового излучения планеты - ________________________.

  2. Признаком современного цивилизованного общества стало - _______________________________.

  3. Деятели науки, экономики, политики и культуры вошли в состав - _____________________________.

  4. Постепенное увеличение средней температуры на нашей планете -_____________________________.

2. Найди соответствие:

1. глобальное изменение 3. следствие

I – парниковый эффект 1. Разрушение изделий из камня и металла

II – озоновые дыры 2. Увеличение количества в атмосфере активных галогенов

III – кислотные дожди 3. Ускоренное таяние ледников

3. Обоснуйте, к чему, на ваш взгляд, приведет исчезновение лесов?


8. Пестициды – это химические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, паразитами, сорняками.

Определите, каким образом пестициды могут попасть в организм людей.

[3]

9. Парниковый эффект – это увеличение среднегодовой температуры поверхностного слоя земной атмосферы и Мирового океана.


Объясните последствия влияния парникового эффекта на экосистемы Земли.

[2]

10. Назовите причины разрушения озонового слоя.


[2]

8.

[3]


9. Приведи 2-3 примера, которые влияют на возникновение парникового эффекта.

[2]

10. Перечислите причины разрушения озонового слоя.

[2]

9. Вставить в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

Термины

1. кислотные дожди

2. «парниковый эффект»

3.«озоновые дыры»

4. локальные

5. глобальные



(А) Экологические проблемы, связанные с серьезными изменениями в биосфере и требующие для своего решения взаимодействия разных стран, называются _________

Б) Одна из них _______ связана с увеличением в атмосфере концентрации углекислого газа и нарушением теплового баланса планеты.

(В)Другая проблема ______возникает в результате поступления в атмосферу фреонов.

(Г) А при больших выбросах в атмосферу диоксида серы возникает проблема ________ в результате чего страдают экосистемы водоемов, хвойные леса и памятники архитектуры.

10. Напишите как образуется озоновая дыра Каковы опасные последствия для человека при образовании озоновых дыр

  1. Парниковый эффект – это увеличение среднегодовой температуры поверхностного слоя земной атмосферы и Мировогоокеана.

Задание 8 Пестици́ды (лат. pestis «зараза» + caedo «убивать») — химические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, а также с различными паразитами, сорняками, вредителями зерна и зернопродуктов, древесины, изделий из хлопка, шерсти, кожи, с эктопаразитами домашних животных, а также с переносчиками опасных заболеваний человека и животных. Понятие пестицидов объединяет следующие группы таких средств: гербициды, уничтожающие сорняки; инсектициды, уничтожающие насекомых-вредителей; фунгициды, уничтожающие патогенные грибы; зооциды, уничтожающие вредных теплокровных животных; и т. д.


Объясните как влияют пестициды на состояние окружающей среды

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9 Укажите положительное и отрицательное влияние парникового эффекта на человека и животных (указать по одному влиянию).


Положительное





Отрицательное влияние






Задание 10 Назовите причины разрушения озонового слоя (2причины):

8. Что относится к пестицидам? Опишите влияние пестицидов на окружающую среду и на здоровье человека.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


[3]


9.На рисунке представлена схема парникового эффекта.

Объясните причины парникового эффекта.

________________________________________

________________________________________

_______________________________________

______________________________________






[2]

10. Назовите последствия разрушения озонового слоя.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[2]

Критерий оценивания

задания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

1

объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду, приводит 2 примера;

2

Объясняет влияние парникового эффекта на живые организмы

2

объясняет причину повышения содержания парниковых газов;

1

объясняет возможные последствия повышения содержания парниковых газов для живых организмов;

1

Объясняет причины и последствия разрушения озонового слоя

объясняет причину разрушения озонового слоя;

1

объясняет возможные последствия разрушения озонового слоя для живых организмов;

1

Всего баллов

15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!