СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Суровая правда о войне» (По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с произведением литературы, посвященному военной тематике.

Задачи: 1.Углубить знания учащихся по современной литературе,

посвященной военной тематике, на примере романа Ю. Бондарева

«Горячий снег».

2. Продолжить формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; анализа художественного произведения.

3. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, ответственность за свои поступки, помочь учащимся осознать разрушительную силу войны и сформировать свою точку зрения по отношению к этому явлению.

 

Просмотр содержимого документа
««Суровая правда о войне» (По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)»

«Суровая правда о войне»

(По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)

Цель: Знакомство с произведением литературы, посвященному военной тематике.

Задачи: 1.Углубить знания учащихся по современной литературе,

посвященной военной тематике, на примере романа Ю. Бондарева

«Горячий снег».

2. Продолжить формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; анализа художественного произведения.

3. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, ответственность за свои поступки, помочь учащимся осознать разрушительную силу войны и сформировать свою точку зрения по отношению к этому явлению.



Оформление кабинета к уроку, оборудование:

  1. Выставка книг о войне.

  2. Портрет писателя.

  3. Стенд «Бессмертному подвигу посвящается…».

  4. Карта Великой Отечественной войны (Сталинградская битва).

  5. Музыкальное оформление: А. Пахмутова «Горячий снег».

  6. Презентация.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя. 

Все в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.

Ещё теплы стволы орудий

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал.

Вздохните, люди,

Переступив войны порог.



Каждая встреча с новой книгой – это праздник, а в особенности с той, проблемы которой и сейчас волнуют весь мир. Сегодня на уроке это будет книга о войне.

Война… Сжимается сердце, когда мы вспоминаем это страшное слово и с ужасом думаем: «Неужели это когда-нибудь повторится?»

Путь к победе был труден и долог – 1418 дней. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

9 мая 2019 года в семьдесят четвертый раз прогремит салют Победы. А мы до сих пор не можем забыть те ужасы и страдания, которые принесла нам война. Бережно хранит наша память и имена тех, кто ценой своей жизни отстоял право на независимость.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых бесстрашных из нас?!

Что гадать? Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.



О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была для нас, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли. Эти раны болят до сих пор. Как прав был Константин Симонов, сказавший: «В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвения».

II. Работа по теме урока.

О суровой правде войны пойдет речь сегодня на нашем уроке – о романе Юрия Бондарева «Горячий снег». Но прежде чем мы поговорим о романе, нужно несколько слов сказать о его авторе.

III. Сведения из биографии писателя(Выступление учащегося)

IV. История написания романа.

Как вы думаете, что побудило Ю. Бондарева написать роман?

Ученик: К созданию этого произведения его подвигла солдатская память:

«Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони… Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».

V. Работа с текстом.

-Учитель: Итак, ребята, роман прочитан вами самостоятельно. Какое впечатление произвело на вас это произведение? (Ответы учеников)

(1.Я восхищаюсь мужеством и стойкостью русских солдат.
2.Мне понравился роман. В нем рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится центральной. Здесь повествуется о грандиозной битве наших войск с дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся с таким сопротивлением, которое превосходило всякие человеческие возможности. Даже сейчас с каким-то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю. Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве). 

-Учитель: Какова тема романа? (О чем?) (Война).

-Учитель: Какова идея данного произведения?

(Человечность в бесчеловечных условиях войны.)

-Учитель: Как раскрывается идея произведения?

(Через судьбы героев, действующих в романе.)

-Учитель: Кто действующие лица в романе?

(Бессонов Петр Александрович – командующий армии, Веснин - Член Военного

совета, Деев - начальник разведки, Дроздовский - командир батареи, Кузнецов,

Давлатян - командиры взводов, Зоя - санинструктор, рядовые солдаты: Уханов, Чибисов, Рубин и др.)

-Учитель: Одна из особенностей романа в том, что впервые на страницах романа равноправно зажили рядовые солдаты и военачальники. О том, что в романе запечатлен образ русского солдата с его удалью, выносливостью, с шутками, говорят уже первые главы романа. Зачтите характеристику русского солдата. (Глава 4, стр. 29-30)

-Учитель: Из реплик солдат мы видим, что скоро будет бой. Давайте попробуем

цитатами из текста воспроизвести события романа, которые происходят до начала боя.

(Учащиеся читают наизусть выдержки из романа: стр.45, стр. 47, стр.79.)

-Учитель: Бой приближается. Какие слова свидетельствуют об этом?

(Учащиеся зачитывают стр.82, стр.84, стр. 107)

-Учитель: И вот донеслись первые сигналы немцев, как автор описывает эти минуты?

(Стр. 109)

-Учитель: Найдите строки, в которых говорится о том, как ведут себя военачальники перед боем.

(Стр. 109)

-Учитель: Батарея Дроздовского вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окруженным в городе фельдмаршалу Паулюсу и его 6-й армии.

Запись кинохроники, звучит песня «Горячий снег».

-Учитель: Ребята, как раскрываются характеры героев во время боя?

(Именно в бою каждый из них обнаруживает свою человеческую сущность. Война проверяет людей на человечность, на фронтовое братство. Эту проверку Кузнецов и его товарищи выдержали, а Дроздовский нет.

Наделённый правом решать судьбы других, он забывает об ответственности перед товарищами по оружию, перед собственной совестью. Его стремление выполнить распоряжения любой ценой оборачиваются для него одиночеством и трагедией.



-Учитель: Давайте подробнее поговорим об образе Кузнецова

( Сообщение ученика.)

-Учитель: Командиру взвода Кузнецову противопоставлен однокашник по училищу

Командир батареи Дроздовский. Что мы узнаем о нем?

(Сообщение ученика.)

-Учитель: Найдите и прочитайте по ролям отрывок, свидетельствующий об открытой неприязни Кузнецова и Дроздовского,

(Учащиеся читают по ролям отрывок. Стр. 234 -235)

-Учитель: Какое место в романе занимает этот эпизод?

(Этот эпизод является кульминацией повествования о судьбах таких персонажей, как.

Кузнецов, Дроздовский, Зоя. Уханов, Чибисов и Рубин. Здесь «досказывается», Дроздовский, его суетная, себялюбивая и оттого опасная в бою натура; здесь, словно в

предчувствии гибели Зоя уже не сдерживает нежности к Кузнецову; здесь случается то, чего Зоя боялась больше всего,- смертельное ранение в живот; здесь мы узнаем и Рубина, его суровое, яростное мужество, и начинаем понимать, что грубая его оболочка не выражает всей глубины его натуры; здесь складывается фронтовое братство Кузнецова и Уханова.

-Учитель: Мы отметили, что впервые в романе равноправно живут рядовые солдаты и военачальники. Среди них командарм Бессонов. Как раскрывается характер Бессонова в романе?

Учитель: Ребята, почему роман назван «Горячий снег»? Какое выразительное средство использует автор в заглавии романа?

(Оксюморон - стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу.)

( «Горячий слег» - во-первых, это название относится к страданиям Кузнецова, потерявшего Зою, Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой…Кузнецову казалось, что « сейчас выйдет из сумрака Зоя, чернота её глаз блеснет из-за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне приснилось, что я погибла»…  что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез».

Снег становится горячим от глубины человеческого чувства. Кузнецов скорбит об утраченной любви. стр.254); во-вторых, шел бой и снег был горячий от пороха и раскаленного металла (стр.153) (Горящий снег подчеркивает масштабность и трагизм боя, который всего лишь эпизод великой битвы на Волге, беспредельность человеческих возможностей, когда решается участь Родины. Все было исковеркано, опалено, недвижно мертво.

«… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его взвода, которых он по-человечески ещё не успел узнать… Снежная крупа намела белые островки, и «Кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне снега».

; в-третьих, пленный немец, сравнивая Францию Россию, говорит о том, что в России горит снег. «Франция – это солнце, юг, радость… – А в России горит снег». ( стр.263).

Из сообщения Совинформбюро.

2 февраля 1943 года

Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.



VI. Итог урока. Рефлексия

Учитель: Мы расстаёмся с батарейцами, когда их ратный подвиг отмечен наградой. «Горячий снег» - одно из значительных произведений писателя. Всем содержанием романа Бондарев даёт почувствовать, как необходима и как тяжела была победа под Сталинградом. Ведь именно здесь раскрылась небывалая высота морального духа советского человека. «Меня всё время не покидало чувство, что возвращаю в жизнь тех, о которых никто ничего не знает и о которых знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать всё», - признаётся писатель.

Для всех советских людей Сталинград стал символом мужества, непобедимости, а для Бондарева Сталинград – это ещё и «кровавая купель», в которой крестили молодых командиров 24 года рождения.



А сейчас мы послушаем стихотворение М.Львова «Горячий снег»



  Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле

Артиллерийские дуэли

Кипели бешено во мгле

Дымились потные шинели

И шли солдаты по земле.

 Машинам жарко и пехоте

И наше сердце не в броне.

И падал в битве человек

В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл

Сжигал и плавил все на свете,

Что даже снег горячим стал.



-Для чего нужно читать произведения о войне?

-Какие ещё вопросы задала людям война?



VI.Домашнее задание. Напишите сочинение на тему: «Для чего нужно читать произведения о войне?





Писатель-фронтовик

  • Юрий Бондарев – русский советский писатель. Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983).

  • Юрий Бондарев, ушедший на войну со школьной скамьи, все свое творчество посвятил проблемам Великой Отечественной войны, судьбам, опаленным её горячим дыханием.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!