«Суровая правда о войне»
(По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)
Цель: Знакомство с произведением литературы, посвященному военной тематике.
Задачи: 1.Углубить знания учащихся по современной литературе,
посвященной военной тематике, на примере романа Ю. Бондарева
«Горячий снег».
2. Продолжить формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; анализа художественного произведения.
3. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, ответственность за свои поступки, помочь учащимся осознать разрушительную силу войны и сформировать свою точку зрения по отношению к этому явлению.
Оформление кабинета к уроку, оборудование:
Выставка книг о войне.
Портрет писателя.
Стенд «Бессмертному подвигу посвящается…».
Карта Великой Отечественной войны (Сталинградская битва).
Музыкальное оформление: А. Пахмутова «Горячий снег».
Презентация.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.
Ещё теплы стволы орудий
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал.
Вздохните, люди,
Переступив войны порог.
Каждая встреча с новой книгой – это праздник, а в особенности с той, проблемы которой и сейчас волнуют весь мир. Сегодня на уроке это будет книга о войне.
Война… Сжимается сердце, когда мы вспоминаем это страшное слово и с ужасом думаем: «Неужели это когда-нибудь повторится?»
Путь к победе был труден и долог – 1418 дней. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.
9 мая 2019 года в семьдесят четвертый раз прогремит салют Победы. А мы до сих пор не можем забыть те ужасы и страдания, которые принесла нам война. Бережно хранит наша память и имена тех, кто ценой своей жизни отстоял право на независимость.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых бесстрашных из нас?!
Что гадать? Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была для нас, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли. Эти раны болят до сих пор. Как прав был Константин Симонов, сказавший: «В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвения».
II. Работа по теме урока.
О суровой правде войны пойдет речь сегодня на нашем уроке – о романе Юрия Бондарева «Горячий снег». Но прежде чем мы поговорим о романе, нужно несколько слов сказать о его авторе.
III. Сведения из биографии писателя. (Выступление учащегося)
IV. История написания романа.
Как вы думаете, что побудило Ю. Бондарева написать роман?
Ученик: К созданию этого произведения его подвигла солдатская память:
«Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони… Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».
V. Работа с текстом.
-Учитель: Итак, ребята, роман прочитан вами самостоятельно. Какое впечатление произвело на вас это произведение? (Ответы учеников)
(1.Я восхищаюсь мужеством и стойкостью русских солдат.
2.Мне понравился роман. В нем рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится центральной. Здесь повествуется о грандиозной битве наших войск с дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся с таким сопротивлением, которое превосходило всякие человеческие возможности. Даже сейчас с каким-то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю. Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве).
-Учитель: Какова тема романа? (О чем?) (Война).
-Учитель: Какова идея данного произведения?
(Человечность в бесчеловечных условиях войны.)
-Учитель: Как раскрывается идея произведения?
(Через судьбы героев, действующих в романе.)
-Учитель: Кто действующие лица в романе?
(Бессонов Петр Александрович – командующий армии, Веснин - Член Военного
совета, Деев - начальник разведки, Дроздовский - командир батареи, Кузнецов,
Давлатян - командиры взводов, Зоя - санинструктор, рядовые солдаты: Уханов, Чибисов, Рубин и др.)
-Учитель: Одна из особенностей романа в том, что впервые на страницах романа равноправно зажили рядовые солдаты и военачальники. О том, что в романе запечатлен образ русского солдата с его удалью, выносливостью, с шутками, говорят уже первые главы романа. Зачтите характеристику русского солдата. (Глава 4, стр. 29-30)
-Учитель: Из реплик солдат мы видим, что скоро будет бой. Давайте попробуем
цитатами из текста воспроизвести события романа, которые происходят до начала боя.
(Учащиеся читают наизусть выдержки из романа: стр.45, стр. 47, стр.79.)
-Учитель: Бой приближается. Какие слова свидетельствуют об этом?
(Учащиеся зачитывают стр.82, стр.84, стр. 107)
-Учитель: И вот донеслись первые сигналы немцев, как автор описывает эти минуты?
(Стр. 109)
-Учитель: Найдите строки, в которых говорится о том, как ведут себя военачальники перед боем.
(Стр. 109)
-Учитель: Батарея Дроздовского вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окруженным в городе фельдмаршалу Паулюсу и его 6-й армии.
Запись кинохроники, звучит песня «Горячий снег».
-Учитель: Ребята, как раскрываются характеры героев во время боя?
(Именно в бою каждый из них обнаруживает свою человеческую сущность. Война проверяет людей на человечность, на фронтовое братство. Эту проверку Кузнецов и его товарищи выдержали, а Дроздовский нет.
Наделённый правом решать судьбы других, он забывает об ответственности перед товарищами по оружию, перед собственной совестью. Его стремление выполнить распоряжения любой ценой оборачиваются для него одиночеством и трагедией.
-Учитель: Давайте подробнее поговорим об образе Кузнецова
( Сообщение ученика.)
-Учитель: Командиру взвода Кузнецову противопоставлен однокашник по училищу
Командир батареи Дроздовский. Что мы узнаем о нем?
(Сообщение ученика.)
-Учитель: Найдите и прочитайте по ролям отрывок, свидетельствующий об открытой неприязни Кузнецова и Дроздовского,
(Учащиеся читают по ролям отрывок. Стр. 234 -235)
-Учитель: Какое место в романе занимает этот эпизод?
(Этот эпизод является кульминацией повествования о судьбах таких персонажей, как.
Кузнецов, Дроздовский, Зоя. Уханов, Чибисов и Рубин. Здесь «досказывается», Дроздовский, его суетная, себялюбивая и оттого опасная в бою натура; здесь, словно в
предчувствии гибели Зоя уже не сдерживает нежности к Кузнецову; здесь случается то, чего Зоя боялась больше всего,- смертельное ранение в живот; здесь мы узнаем и Рубина, его суровое, яростное мужество, и начинаем понимать, что грубая его оболочка не выражает всей глубины его натуры; здесь складывается фронтовое братство Кузнецова и Уханова.
-Учитель: Мы отметили, что впервые в романе равноправно живут рядовые солдаты и военачальники. Среди них командарм Бессонов. Как раскрывается характер Бессонова в романе?
Учитель: Ребята, почему роман назван «Горячий снег»? Какое выразительное средство использует автор в заглавии романа?
(Оксюморон - стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу.)
( «Горячий слег» - во-первых, это название относится к страданиям Кузнецова, потерявшего Зою, Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой…Кузнецову казалось, что « сейчас выйдет из сумрака Зоя, чернота её глаз блеснет из-за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне приснилось, что я погибла»… что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез».
Снег становится горячим от глубины человеческого чувства. Кузнецов скорбит об утраченной любви. стр.254); во-вторых, шел бой и снег был горячий от пороха и раскаленного металла (стр.153) (Горящий снег подчеркивает масштабность и трагизм боя, который всего лишь эпизод великой битвы на Волге, беспредельность человеческих возможностей, когда решается участь Родины. Все было исковеркано, опалено, недвижно мертво.
«… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его взвода, которых он по-человечески ещё не успел узнать… Снежная крупа намела белые островки, и «Кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне снега».
; в-третьих, пленный немец, сравнивая Францию Россию, говорит о том, что в России горит снег. «Франция – это солнце, юг, радость… – А в России горит снег». ( стр.263).
Из сообщения Совинформбюро.
2 февраля 1943 года
Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.
VI. Итог урока. Рефлексия
Учитель: Мы расстаёмся с батарейцами, когда их ратный подвиг отмечен наградой. «Горячий снег» - одно из значительных произведений писателя. Всем содержанием романа Бондарев даёт почувствовать, как необходима и как тяжела была победа под Сталинградом. Ведь именно здесь раскрылась небывалая высота морального духа советского человека. «Меня всё время не покидало чувство, что возвращаю в жизнь тех, о которых никто ничего не знает и о которых знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать всё», - признаётся писатель.
Для всех советских людей Сталинград стал символом мужества, непобедимости, а для Бондарева Сталинград – это ещё и «кровавая купель», в которой крестили молодых командиров 24 года рождения.
А сейчас мы послушаем стихотворение М.Львова «Горячий снег»
Клубились яростно метели
По Сталинградской по земле
Артиллерийские дуэли
Кипели бешено во мгле
Дымились потные шинели
И шли солдаты по земле.
Машинам жарко и пехоте
И наше сердце не в броне.
И падал в битве человек
В горячий снег, в кровавый снег.
Смертельной битвы этой ветер,
Как бы расплавленный металл
Сжигал и плавил все на свете,
Что даже снег горячим стал.
-Для чего нужно читать произведения о войне?
-Какие ещё вопросы задала людям война?
VI.Домашнее задание. Напишите сочинение на тему: «Для чего нужно читать произведения о войне?
Писатель-фронтовик
Юрий Бондарев – русский советский писатель. Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983).
Юрий Бондарев, ушедший на войну со школьной скамьи, все свое творчество посвятил проблемам Великой Отечественной войны, судьбам, опаленным её горячим дыханием.