СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Суровая правда о войне.» (По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О суровой правде войны пойдет речь  на нашем уроке – о романе Юрия Бондарева «Горячий снег»

Просмотр содержимого документа
«Бондарев.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сладковского района

Сладковская средняя общеобразовательная школа





Конспект библиотечного урока

по теме «Суровая правда о войне.».











Подготовила:

учитель русского языка, литературы

Абельмажинова А.К.










Сладково 2016

Тема: «Суровая правда о войне.»

(По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)

Цель: Знакомство с произведением литературы, посвященному военной тематике.

Задачи:1.Углубить знания учащихся по современной литературе,

посвященной военной тематике, на примере романа Ю. Бондарева

«Горячий снег».

2. Продолжить формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; анализа художественного произведения.

3. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, ответственность за свои поступки, помочь учащимся осознать разрушительную силу войны и сформировать свою точку зрения по отношению к этому явлению.


Оформление кабинета к уроку, оборудование:

  1. Выставка книг о войне.

  2. Портрет писателя.

  3. Стенд «Бессмертному подвигу посвящается…».

  4. Карта Великой Отечественной войны (Сталинградская битва).

  5. Музыкальное оформление: А. Пахмутова «Горячий снег».

  6. Презентация.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

Все в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.

Ещё теплы стволы орудий

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал.

Вздохните, люди,

Переступив войны порог.


Каждая встреча с новой книгой – это праздник, а в особенности с той, проблемы которой и сейчас волнуют весь мир. Сегодня на уроке это будет книга о войне.(Слайд2)

Война… Сжимается сердце, когда мы вспоминаем это страшное слово и с ужасом думаем: «Неужели это когда-нибудь повторится?»

Путь к победе был труден и долог – 1418 дней. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

9 мая 2015 года в семидесятый раз прогремит салют Победы. А мы до сих пор не можем забыть те ужасы и страдания, которые принесла нам война. Бережно хранит наша память и имена тех, кто ценой своей жизни отстоял право на независимость.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых бесстрашных из нас?!

Что гадать? Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.


О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была для нас, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли. Эти раны болят до сих пор. Как прав был Константин Симонов, сказавший: «В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвения».


II.Работа по теме урока.

О суровой правде войны пойдет речь сегодня на нашем уроке – о романе Юрия Бондарева «Горячий снег». Но прежде чем мы поговорим о романе, нужно несколько слов сказать о его авторе.


III.Сведения из биографии писателя. (Выступление учащегося) (Слайд3-6)

IV.История написания романа.

Как вы думаете, что побудило Ю. Бондарева написать роман?

Ученик: К созданию этого произведения его подвигла солдатская память:

«Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони… Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».


V. Работа с текстом. ( Слайд 7)

-Учитель: Итак, ребята, роман прочитан вами самостоятельно. Какое впечатление произвело на вас это произведение? (Ответы учеников)

(1.Я восхищаюсь мужеством и стойкостью русских солдат.
2.Мне понравился роман. В нем рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится центральной. Здесь повествуется о грандиозной битве наших войск с дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся с таким сопротивлением, которое превосходило всякие человеческие возможности. Даже сейчас с каким-то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю.Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве). Слайд 8

-Учитель: Какова тема романа? (О чем?) ( Война).

-Учитель: Какова идея данного произведения?

( Человечность в бесчеловечных условиях войны.)

-Учитель: Как раскрывается идея произведения?

(Через судьбы героев, действующих в романе.)

-Учитель: Кто действующие лица в романе?

( Бессонов Петр Александрович – командующий армии, Веснин - Член Военного

совета, Деев - начальник разведки, Дроздовский - командир батареи, Кузнецов,

Давлатян - командиры взводов, Зоя - санинструктор, рядовые солдаты: Уханов, Чибисов, Рубин и др.)

-Учитель: Одна из особенностей романа в том, что впервые на страницах романа равноправно зажили рядовые солдаты и военачальники. О том, что в романе запечатлен образ русского солдата с его удалью, выносливостью, с шутками, говорят уже первые главы романа. Зачтите характеристику русского солдата. (Глава 4 ., стр. 29-30)(Слайд9)

-Учитель: Из реплик солдат мы видим, что скоро будет бой. Давайте попробуем

цитатами из текста воспроизвести события романа, которые происходят до начала боя.

(Учащиеся читают наизусть выдержки из романа: стр.45, стр. 47, стр.79.)

-Учитель: Бой приближается. Какие слова свидетельствуют об этом?

(Учащиеся зачитывают стр.82, стр.84, стр. 107)

-Учитель: И вот донеслись первые сигналы немцев, как автор описывает эти минуты?

(Стр. 109)

-Учитель: Найдите строки, в которых говорится о том, как ведут себя военачальники перед боем.

(Стр. 109)

-Учитель: Батарея Дроздовского вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окруженным в городе фельдмаршалу Паулюсу и его 6-й армии.

Запись кинохроники, звучит песня«Горячий снег».( Слайд10)

-Учитель: Ребята, как раскрываются характеры героев во время боя?

( Именно в бою каждый из них обнаруживает свою человеческую сущность. Война проверяет людей на человечность, на фронтовое братство. Эту проверку Кузнецов и его товарищи выдержали, а Дроздовский нет.

Наделённый правом решать судьбы других, он забывает об ответственности перед товарищами по оружию, перед собственной совестью. Его стремление выполнить распоряжения любой ценой оборачиваются для него одиночеством и трагедией.


-Учитель: Давайте подробнее поговорим об образе Кузнецова (Слайд 11)

( Сообщение ученика.)

-Учитель: Командиру взвода Кузнецову противопоставлен однокашник по училищу

Командир батареи Дроздовский. Что мы узнаем о нем?

( Сообщение ученика.)

-Учитель: Найдите и прочитайте по ролям отрывок, свидетельствующий об открытой неприязни Кузнецова и Дроздовского,

( Учащиеся читают по ролям отрывок. Стр. 234 -235)

-Учитель: Какое место в романе занимает этот эпизод?

( Этот эпизод является кульминацией повествования о судьбах таких персонажей, как.

Кузнецов, Дроздовский, Зоя. Уханов, Чибисов и Рубин. Здесь «досказывается», Дроздовский, его суетная, себялюбивая и оттого опасная в бою натура; здесь, словно в

предчувствии гибели Зоя уже не сдерживает нежности к Кузнецову; здесь случается то, чего Зоя боялась больше всего,- смертельное ранение в живот; здесь мы узнаем и Рубина, его суровое, яростное мужество, и начинаем понимать, что грубая его оболочка не выражает всей глубины его натуры; здесь складывается фронтовое братство Кузнецова и Уханова.

-Учитель: Мы отметили, что впервые в романе равноправно живут рядовые солдаты и военачальники. Среди них командарм Бессонов. Как раскрывается характер Бессонова в романе? (Слайд 12)

( Сообщение ученика.)


Учитель: Ребята, почему роман назван «Горячий снег»? Какое выразительное средство использует автор в заглавии романа?

(Оксюморон - стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу.)

( «Горячий слег» - во-первых, это название относится к страданиям Кузнецова, потерявшего Зою, Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой…Кузнецову казалось, что « сейчас выйдет из сумрака Зоя, чернота её глаз блеснет из-за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне приснилось, что я погибла»…  что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез».

Снег становится горячим от глубины человеческого чувства. Кузнецов скорбит об утраченной любви. стр.254); во-вторых, шел бой и снег был горячий от пороха и раскаленного металла (стр.153) (Горящий снег подчеркивает масштабность и трагизм боя, который всего лишь эпизод великой битвы на Волге, беспредельность человеческих возможностей, когда решается участь Родины. Все было исковеркано, опалено, недвижно мертво.

«… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его взвода, которых он по-человечески ещё не успел узнать… Снежная крупа намела белые островки, и «Кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне снега».

; в-третьих, пленный немец, сравнивая Францию Россию, говорит о том, что в России горит снег. «Франция – это солнце, юг, радость… – А в России горит снег». ( стр.263).

Из сообщения Совинформбюро. (Слайд14)

2 февраля 1943 года

Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.


VI. Итог урока. Рефлексия. (Слайд15)

Учитель: Мы расстаёмся с батарейцами, когда их ратный подвиг отмечен наградой. «Горячий снег» - одно из значительных произведений писателя. Всем содержанием романа Бондарев даёт почувствовать, как необходима и как тяжела была победа под Сталинградом. Ведь именно здесь раскрылась небывалая высота морального духа советского человека. «Меня всё время не покидало чувство, что возвращаю в жизнь тех, о которых никто ничего не знает и о которых знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать всё», - признаётся писатель.

Для всех советских людей Сталинград стал символом мужества, непобедимости, а для Бондарева Сталинград – это ещё и «кровавая купель», в которой крестили молодых командиров 24 года рождения.


А сейчас мы послушаем стихотворение М.Львова «Горячий снег»


  Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле

Артиллерийские дуэли

Кипели бешено во мгле

Дымились потные шинели

И шли солдаты по земле.

 Машинам жарко и пехоте

И наше сердце не в броне.

И падал в битве человек

В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл

Сжигал и плавил все на свете,

Что даже снег горячим стал.


-Для чего нужно читать произведения о войне?

-Какие ещё вопросы задала людям война?


VI.Домашнее задание. Напишите сочинение на тему: «Для чего нужно читать произведения о войне?





7



Просмотр содержимого презентации
«Бондарев»

Суровая  правда  о войне

Суровая правда о войне

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…  Это нужно не мертвым!  Это нужно живым!

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно не мертвым! Это нужно живым!

Писатель-фронтовик

Писатель-фронтовик

  • Юрий Бондарев – русский советский писатель. Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983).
  • Юрий Бондарев, ушедший на войну со школьной скамьи, все свое творчество посвятил проблемам Великой Отечественной войны, судьбам, опаленным её горячим дыханием.
Пожалуй, главное испытание характера будущий писатель получил на войне.

Пожалуй, главное испытание характера будущий писатель получил на войне.

  • В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском.
  • Потом была эвакуация, там Юрий окончил 10-й класс.
  • Летом 1942 года его направили на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
  • Имя Бондарева в списке выпускников Оренбургского училища — Героев Советского Союза и Социалистического труда
Битва за Сталинград

Битва за Сталинград

  • Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
  • В боях под Котельниковым ранен.
Демобилизован по ранениям

Демобилизован по ранениям

  • После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
  • С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Рыльско-Киевской Краснознаменной дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре по приказу был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям
.

.

Командир взвода Кузнецов

Командир взвода Кузнецов

Командир батареи Дроздовский

Командир батареи Дроздовский

Командарм Бессонов

Командарм Бессонов

Долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года Водружение Красного знамени в центре Сталинграда.

Долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года

Водружение Красного знамени в центре Сталинграда.

Они исполняли солдатский долг суровый  И до конца остались Родине верны.  И мы в историю заглядываем снова,  Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.

Они исполняли солдатский долг суровый И до конца остались Родине верны. И мы в историю заглядываем снова, Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!