Почемучки
Целый день все дети, задают вопросы,
Почему же у Данюшки,
Нос такой курносый?
Почему в реке вода?
Облака плывут куда?
Почему летают птицы,
И не могут заблудится?
Мир таинственный просторный,
Ждет открытий, добрых дел.
Все отдаст тебе, бесспорно,
Что узнать ты захотел.
Это строчки из детского стихотворения Марина Фейгиной . Вскоре после того, как дети начинают разговаривать, они задают кучу вопросов, спрашивая обо всем, что видят. Их интересует всё, что их окружает, иной раз взрослые на это не обращают внимание.
Работая в школе, у меня есть уникальная возможность, сотрудничать с юными исследователями. В течение нескольких лет, я вела факультатив по «Проектно-исследовательским работам» для 7-8 классов. Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальной для ребёнка, и выполняться по его желанию, и только тогда можно добиться хороших результатов. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.
Проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и осваивать виды деятельности, необходимые им в будущем. Значит главный результат проектной деятельности - накопление детьми поведенческих, коммуникативных организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность, принимать решения, умение общаться с людьми и выступать перед публикой. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Так как я учитель математики , мы стараемся рассматривать вопросы касающиеся точных наук. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Вначале каждой работы я ребятам предлагаю опрос по следующим вопросам:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
-Что я бы хотел узнать по какой-нибудь теме?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Ответив на эти вопросы, мы решаем, какую тему исследования можно выбрать.
Темы бывают:
- фантастические ;
- экспериментальные;
- изобретательские;
- теоретические.
Организация работы зависит от выбранной темы ,она может быть: групповой, парной или индивидуальной. И затем уже по намеченному плану начинаем работу. Есть и такой опыт ,что в процессе работы, дети теряют интерес к исследованию и ,работу не заканчивают. Но в основном ,обучающиеся с интересом вникают в исследования.
Были выполнены следующие исследовательские проекты
-Симметрия в нашей жизни
-Нумерология в нашем классе;
-Здоровье нашей школы в цифрах;
Одна из интересных работ «Существует ли связь между геометрическими фигурами и психологическими типами личности» была отмечена на НОУ школьном, муниципальном уровне. Цель данной работы: определение типа личности у одноклассников и учителей с помощью геометрических фигур.
69% учителей относятся к сочетанию фигур квадрат-круг. Это добрые, но справедливые, входят в положение людей. Бесконфликтные, простят ошибки, стерпят все, подвержены влиянию. Больше жалеют, нежели управляют людьми. Им проще самому сделать, чем заставить кого-нибудь.
46% учащихся 11 класса- в основном актеры. Не очень ответственные, несерьезные. “Человек-праздник”, ни обязательств, ни правил. Жизнь - это праздник. Показная легкость. Очень творческие люди.
В ходе исследования типов личности :«Конструктивный рисунок человека из геометрических форм», мы можем говорить о преимуществе двух типов: организатор и старательный работник.
В ходе теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм» было выявлено, что среди учителей преобладающими типами являются «организатор» и «старательный работник», а среди обучающихся «независимый» тип личности. Взаимоотношения между данными типами благоприятны для совместной деятельности. Многие качества обучающихся подтвердились результатами психогеометрических тестов. Такое диагностическое исследование может помочь во взаимоотношениях в классе и с учителями. При наличии данных результатов мы можем избежать некоторых конфликтных ситуаций.
После выполнения данной работы, я как классный руководитель начала исследовать взаимоотношения обучающихся своего класса с родителями. Я провела тестирование «Связь геометрических фигур и психологических типов личности».
Первая фигура, которую Вы выбрали — это основная фигура Вашей личности. Она определяет основные, преобладающие черты Вашего характера и особенности поведения.
Последняя, пятая фигура, дает о себе знать, когда Вы не в себе, расстроены, когда у Вас депрессия или плохое настроение, когда Вы озабочены, растеряны, агрессивны. Она указывает также на тип людей, с которыми наладить Вам контакты труднее всего. И потому с этой фигурой Вам нужно особенно поработать, чтобы понять причины Ваших конфликтов или причины того, почему Вы иногда ведете себя не так, как обычно.
На родительском собрании мы выяснили несовместимость некоторых психологических типов личности детей и их родителей.
В данный момент мы работаем над исследовательским проектом «Геометрия в орнаменте алтайского народа». Цель проекта:показать, что одну из главных ролей в создании орнаментального искусства играет геометрия, что красота и неповторимость культуры алтайского народа связана именно с тем, что каждый в республике имеет свой неповторимый орнаментальный рисунок.
3