СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Существительное-хлеб русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 КЛАССЕ

Тема урока: Существительное-хлеб русского языка

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные

  • обобщить, систематизировать все сведения о им. сущ. и им. прил.как самостоятельных частях речи.
  • развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, составлять словосочетания, тесты, синквейны, кластеры. Совершенствовать умения находить и распознавать обобщаемые части речи.
  • закрепить умение определять их морфологические признаки, выполнять различные виды грамматических разборов,

Просмотр содержимого документа
«Существительное-хлеб русского языка»

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

в 6 КЛАССЕ



Тема урока: Существительное-хлеб русского языка



Учитель русского языка и литературы:

Сухарева Светлана Алексеевна











Владикавказ, 2015

6 класс

Тема урока: Существительное-хлеб русского языка

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные

  • обобщить, систематизировать все сведения о им. сущ. и им. прил.как самостоятельных частях речи.

  • развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, составлять словосочетания, тесты, синквейны, кластеры. Совершенствовать умения находить и распознавать обобщаемые части речи.

  • закрепить умение определять их морфологические признаки, выполнять различные виды грамматических разборов,

Воспитательные

Воспитание умения дисциплинированно, целенаправленно и результативно работать парами,в группах, договариваться с людьми. Доносить свою информацию до других. Уметь правильно, красиво оформлять свои мысли. Уметь при необходимости отстаивать свою точку зрения, понимать другие взгляды, интересы. Уметь слушать других. Прививать интерес к русскому языку.

Развивающие

Формировать учебно- интеллектуальные умения наблюдать. сравнивать, делать выводы, обобщения. Развивать внимание, а также все психологические процессы: восприятие, память, воображение, мышление. Развивать грамотную речь учащихся. Развивать критическое мышление.

Задачи урока:

1. Дать представление о роли имени существительного в русском языке

2. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

3. Развивать умения учащихся

  • - самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;

  • - работать в группах;

  • сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;

  • систематизировать материал в кластер.

4. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме: «Существительное-хлеб языка“.

Формирование УУД

  1. Личностных - обучающиеся получают возможность оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие»или плохие», разрешая моральные противоречия на основе: важности исполнения роли « хорошего ученика», важности учебы и познания нового. Объяснить смысл своих оценок(личностная саморефлексия, мотивация к познанию, учебе)

  2. Регулятивных - обучающиеся получат возможность контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.

  3. Коммуникативных - обучающиеся получат возможность организовать взаимодействие в группе, паре( распределить роли, договариваться друг с другом) Предвидеть последствия коллективных решений.

  4. Познавательная - это строение объяснений в устной форме по предложенному алгоритму, строение логических цепочек рассуждений, переработка информации до получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта( РАФТ). Создание моделей с выделением существенных характеристик объекта ( «кластер», прием «толстые и тонкие вопросы»)

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс под редакцией БарановаТ.А. Просвещение 2012, проектор, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ «ПОРТФЕЛЬ»

Тип урока: Урок – исследование.



Ход урока

Этапы урока

Приёмы, методы и стратегии критического мышления

Вызов

«Знаю- хочу узнать- узнал». «Корзина» мнений.

Осмысление

Кластер.

Прием " Толстые и тонкие вопросы".

Рефлексия

РАФТ

Вводная часть урока:

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

II. Актуализация опорных знаний. Песенка про Существительное

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они …. ( Существительные)

-Молодцы.

- А сейчас мы с вами попробуем стать исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (В толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? (Ответы детей)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

Работаем мы сегодня в гуппах, и перед работой необходимо повторить правила работы в группах :

1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Критика запрещается.

2. Вы уважаете мнение каждого участника.

3.Пишем правильно, быстро, красиво

III. Стадия вызова. Сообщение темы и целей урока. И мы не просто будем изучать имя существительное, а попытаемся доказать справедливость высказывания Л. Успенского « Существительное-хлеб языка». А для этого мы начинаем с заполнения таблицы ЗУХ. Это поможет нам аккумулировать наши знания, исправить ошибки в понимании основных грамматических и морфологических признаков, существительного, составить « дорожную карту» дальнейших исследований.

-(каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

Работа в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем об имени существительном?

У-узнал

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Обозначает предмет.

Отвечает на вопросы – кто? что?

Склоняется. ить

Работа с параграфом. Необходимо дополнить написанное, определить «ложные» и «истинные» высказывания.

Зачем используется в речи?

На доске появляется тема урока: «Существительное-хлеб языка»».

- Перед нами высказывание Успенского: «Существительное-хлеб языка»».

Нам необходимо согласиться или не согласиться с этим высказыванием и аргументировать наше мнение. Для этого нам надо ответить на вопрос : «Какова роль имени существительного в речи?» - Л. Успенский сказал Рассмотрите задания портфелей , сформулируйте тему и цели вашей работы ( повторение имени существительного; роль имени существительного в речи; доказать, что без имени существительного язык не будет существовать).

А поможет нам в этом Дерево предсказаний.

Прием «Дерево предсказаний»

 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?

IV. Стадия осмысления.

Основная часть урока:

V. Работа по проблеме урока.

Наблюдения над ролью существительных в речи.

Учащиеся выполняют задания «портфеля» по порядку. Время выполнения задания строго регламентировано. О выполнении работы сигнализируют красными карточками. Проверку начинает группа, закончившая работу первой.

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые ?

Тонкие ?

С какой целью…

Почему вы считаете, что…

Предположите, что будет, если …

Зачем…

Можно ли …

Группы озвучивают свои вопросы

Прием «Зигзаг» . Работа с «портфелями»

«Портфель» 1.

Родина – это очень много. Это и заснеженные вершины, и бурный Терек, и тропинка через ручей, и широкие проспекты родного города. Это и Москва, и мой родной город Владикавказ. Это имена людей, название улиц, машин, танцев. Это великий дирижер и простой рабочий, титулованный борец и простой продавец. Это мой отец – врач, и твой отец – машинист.

Родина – это огромное дерево. И добрые дела наши питают его корни.

Задания.

  • Выпишите собственные имена существительные.

  • Выпишете одушевленные имена существительные.

  • Найдите разносклоняемое имя существительное.

  • Определите род и склонение существительных в предложении № 2.

  • Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено именем существительным.

«Потфель « № 2. Работа в группах.

 Вы знаете, что существительные могут употребляться как в прямом, так и переносном значении, поэтому в речи, особенно в художественной, возможно создание метафор и сравнений.

- Что такое метафора, сравнение?

Перед вами тексты:

А) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

Б) Догорают дни у просек

На рябиновых кострах.

По дорогам ходит осень

В красно-жёлтых сапогах.

Старушонкой в серой шали

По утрам встаёт заря.

По утрам встаёт заря.

Шустрый ветер бойко шарит

По амбарам сентября. (Н. Лухтин)

- Найти сравнение и метафоры.

- Какую функцию в данных текстах выполняют эти изобразительно-выразительные средства?

«Портфель» № 3.

Делают речь образной и выразительной, помогают избегать повторов слова –синонимы.

-Что такое синонимы?

-Составьте синонимичный ряд к словам:

1 группа - мужество (смелость, храбрость, отвага, бесстрашие,)

2 группа - милосердие (сочувствие, доброта)

- Расположите данные существительные в порядке возрастания, применив градацию.

А). Хохот, усмешка, смех, хихиканье (усмешка, хихиканье, смех, хохот)

Б). Гигант, колосс, великан (великан, гигант, колосс)

Портфель № 4.

Сильного и благородного человека отличают незлобивость, великодушие. Поступить великодушно – значит пожертвовать чем-то важным ради друзей, поставить на первый план не выгоду, а дело. Воспитанный человек великодушен и в мелочах. Вы совершили неловкость – он её не заметит. Вы перед ним виноваты – он простит, не дожидаясь доказательств вашей невиновности. Ваша неправота в споре очевидна – он оставит вам возможность сохранить лицо.

Задание.

Выпишите существительные с не. Объясните написание.

Ответы.

  • Незлобивость (всегда слитно).

  • Не выгоду, а дело (есть союз а ).

  • Неловкость (промах).

  • Невиновность (честность, безгрешность).

  • Неправота (ошибочность).

Физкультминутка.

Подведение итогов. Группы , отвечая на поставленные в «портфелях» вопросы, делает выводы о роли имени существительного в речи.

Сказка. Прием "Мозаика"

На большой… жили веселые…, у них были добрые…, длинные…, большие…. Зато очень веселый… Домики у человечков были с огромными... Возле каждого домика сидела мохнатая... На зеленых… пели звонкие ... … В дремучих… водились большие… и маленькие… А на огромных ... человечки ездили в гости.









-Прочитайте текст. Что вы представляете себе, слушая текст.

 - Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте? Дополните сказку подходящими по смыслу существительными.

Подведение итогов урока.

- Может ли человек обойтись в речи без имен существительных?

- Какую роль они выполняют в речи?

Обращается внимание на дерево предсказаний.

- Какие из наших предсказаний оправдались? В чем мы ошиблись?

Вывод: мы сегодня говорили о существительном, вспомнили, что это самая частотная часть речи. Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины, употребление сравнений, метафор, синонимов делают нашу речь образной и выразительной. Существительное действительно есть за что хвалить.

Заключительная часть урока:

V. Стадия рефлексии.

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"

З - что мы знаем про имя существительное?

 Х – что хотим узнать?

У – что мы узнали

Заслушиваются ответы детей.

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, составить РАФТ, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. ( группы самостоятельно выбирают форму составления РАФТ)

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему.

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи 



VI.Домашнее задание.

Написать сочинение «Похвальное слово существительному»