Лекция 12
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. ВИДЫ РОЗНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛЕ
-
Понятие розничной торговли
Розничная торговля - деятельность по продаже товаров конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Функции предприятий розничной торговли можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:
-
предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т. д.);
-
обеспечение оптовикам сбыта их товара;
-
осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;
-
осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;
-
принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;
-
маркировка товара;
-
транспортировка товара;
-
финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).
Вторая группа включает функции по отношению к покупателям - частным лицам и домохозяйствам:
-
демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации-
-
разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;
-
формирование товарного ассортимента;
-
складирование, хранение, упаковку товара;
-
доставку крупногабаритных товаров;
-
кредитование (продажу в кредит);
-
создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных
услуг.
-
Классификация предприятий розничной торговли.
Розничные предприятия можно классифицировать по различным признакам.
В зависимости от привязки к стационарным помещениям выделяют:
-
розничные предприятия, осуществляющие торговлю через магазины;
-
предприятия внемагазинной торговли (развозная, разносная торговля и т. п.).
По уровню специализации по товарным признакам магазины делятся на:
-
универсальные - магазины с широким и достаточно глубоким ассортиментом (универмаги и универсамы);
-
специализированные - магазины, включающие одну ассортиментную группу (например,
«Хозтовары», «Мебель», «Книги») или осуществляющие комплексное обслуживание определенной группы покупателей (например, «Детский мир»);
узкоспециализированные - магазины, ассортимент которых сформирован из части какой- либо товарной группы (например, «Пуговицы», «Деловая книга», «Колбасы»);
-
комбинированные - магазины, осуществляющие торговлю товарами нескольких групп, родственных по потребительскому назначению (например, «Мясо - рыба»).
-
смешанные - небольшие по площади предприятия, продающие товары разных товарных групп, в том числе как продовольственные, так и непродовольственные, в ограниченном ассортименте.
С точки зрения стратегии ведения бизнеса магазины разделяются на:
-
магазины, конкурирующие на основе больших оборотов и низких цен (многие гипер- и супермаркеты);
-
магазины, конкурирующие на основе высокого уровня сервиса и высоких цен;
-
магазины, ориентированные на добавленное удобство (ограниченный ассортимент при
удобном расположении и графике работы, например, небольшой продовольственный магазин, расположенный в жилом доме).
По особенностям устройства различают:
-
магазин - торговое предприятие, расположенное в капитальном стационарном здании или его части, имеющее набор помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса;
-
киоск - временное или постоянное помещение небольшой площади с обслуживанием покупателя вне помещения;
-
павильон - временное или постоянное помещение небольшой площади с обслуживанием покупателя внутри помещения;
-
палатка - временное помещение из ткани, пленки и тому подобных материалов, используемое для торговли;
-
лоток - стол, отделяющий продавца от покупателя и используемый для показа и отпуска
товара;
преимущественно для обслуживания жителей небольших отдаленных населенных пунктов;
С точки зрения форм продажи товаров выделяют:
-
магазины самообслуживания - покупатели самостоятельно осматривают, выбирают и доставляют товары к расчетному узлу;
-
магазины с индивидуальным обслуживанием через прилавок - продавец обслуживает каждого покупателя, помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования, упаковывает товар;
-
магазины с открытой выкладкой - покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, продавец консультирует, проверяет качество, упаковывает товар;
-
магазины, торгующие по образцам, - покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с товарами в торговом зале или выбирают товар по каталогу, после выбора и оплаты товар доставляется покупателю на дом или вручается со склада;
-
магазины, осуществляющие продажу по предварительным заказам, - покупатели предварительно заказывают товар лично, по телефону, по почте или через Интернет и оплачивают его. Товар доставляется на дом, на рабочее место или ожидает заказчика в магазине;
-
магазины, сочетающие несколько форм обслуживания (многие универмаги).
По размерам торговой площади магазины бывают:
-
мелкие;
-
средние;
-
крупные;
-
особо крупные.
Гипермаркеты в крупных городах имеют площадь более 20 000 м2.
В зависимости от здания или помещения, в котором размещен магазин, выделяют:
-
отдельно стоящие магазины;
-
магазины во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях;
-
магазины в торговых центрах.
По значению данного магазина в обслуживании населения района они делятся на:
-
магазины общегородского значения – представляют населению возможность максимального выбора товаров (крупные универмаги, обслуживающие население всего города, крупные специализированные магазины);
-
магазины местного значения - обеспечивают население продовольственными товарами повседневного и частого спроса, расположены в основном в жилых районах и обслуживают живущих в близко расположенных домах.
Основные задачи, составляющие содержание коммерческой деятельности в розничной торговле, включают:
-
анализ рыночной ситуации и прогнозирование спроса населения: все принимаемые решения должны опираться на маркетинговый анализ среды деятельности предприятия розничной торговли;
-
определение стратегии компании и выбор целевого рынка: в тесной связи с прогнозом развития рынка разрабатываются основные цели и определяются направления ее развития, а также выбираются целевые сегменты, на которых она будет работать; целевой сегмент - группа
потребителей со сходными потребностями, на удовлетворение которых будет ориентироваться компания;
-
осуществление закупок и управление товарными запасами (выбор поставщиков, заключение и отслеживание договоров, планирование запасов);
-
формирование ассортимента товаров и перечня услуг (выбор широты, глубины и структуры ассортимента, а также определение состава и условий предоставления потребителям дополнительных услуг);
-
формирование ценовой политики (обоснование установления ценовых надбавок к закупочным ценам товаров, разработка системы скидок);
-
формирование политики продвижения товара (выбор средств рекламы и стимулирования сбыта, осуществление мероприятий по формированию имиджа магазина);
-
формирование сбытовой политики (обоснование размещения магазина, решения по развитию сети, выбор методов продажи товаров, обеспечение рациональной планировки торгового зала и эффективной выкладки товаров);
-
розничная продажа товара (выбор методов продажи, организация обслуживания покупателей, осуществление мероприятий по созданию привлекательной атмосферы торгового зала).
-
Коммерческие решения, связанные с выбором места размещения магазина
Выбор месторасположения предприятия розничной торговли является стратегически важным решением, которое во многом предопределяет успех его деятельности. Удобство месторасположения - существенный фактор привлекательности торгового предприятия для потребителей. Нередко коммерсантам приходится вкладывать большие средства в приобретение и оснащение торговых помещений. Поэтому важно выбрать для магазина такое место, которое обеспечит преимущество перед конкурентами и позволит быстрее достигнуть окупаемости вложенных средств.
При выборе типа расположения магазина могут рассматриваться следующие возможные варианты.
-
Центральный деловой район - территория, на которой традиционно сконцентрировано много торговых предприятий и пересекаются важнейшие пути общественного транспорта. Преимущества такого размещения - удобство расположения для покупателя, известность в городе и среди жителей прилежащих территорий, престиж магазина, наличие возможностей для самостоятельного выбора времени работы магазина, его оформления и т. д. Недостатки связаны с высокой арендной платой, проблемами парковки, необходимостью затрат времени для поездки в магазин.
-
Торговый центр - спланированная торговая зона, находящаяся под единым контролем и владением. Представляет комплекс взаимосвязанных магазинов и предприятий общественного питания, размещенных в одном здании. Достоинства торговых центров связаны с эффектом синергии (торговый центр привлекает больше покупателей, чем каждый из магазинов по отдельности), относительной близостью к потребителю, наличием мест для парковки, совместным несением общих расходов (в том числе на рекламу центра). Недостатки состоят в том, что владельцы магазинов вынуждены придерживаться режима работы торгового центра, существует контроль со стороны менеджеров торгового центра, имеются ограничения по площади, создается возможность жесткой конкуренции, кроме того, в торговых центрах достаточно высокая стоимость аренды.
-
Отдельный магазин - магазин, не примыкающий к другим розничным предприятиям. Часто такие магазины расположены в «спальных» районах. Преимущества - в отсутствии прямой конкуренции, умеренной арендной плате, в возможности использования гибкого графика работы, в отсутствии ограничений по площади и оформлению, в наличии мест для парковки. Недостатки связаны с отсутствием эффекта синергии и самостоятельным несением всех накладных расходов.
-
Размещение магазинов должно осуществляться с учетом следующих факторов:
-
социальная структура населения района, в котором предполагается открыть магазин, количество потенциальных потребителей;
-
размещение предприятий, административных и других учреждений, гостиниц, ресторанов, кафе, жилых домов, зон отдыха в районе;
-
направление и интенсивность потоков общественного и индивидуального транспорта;
наличие поблизости остановок общественного транспорта;
-
направленность и интенсивность людских потоков и их особенности (наличие целевых потребителей), пешеходная доступность магазина для потребителей;
-
предполагаемый ассортиментный профиль будущего магазина: известно, что покупатель готов преодолевать большие расстояния для приобретения специализированной продукции; чем повседневнее товар, тем меньше вероятность, что покупатель согласится преодолеть большое расстояние ради его приобретения;
-
наличие и расположение магазинов-конкурентов;
-
ассортимент соседних магазинов: к «хорошим» соседям обычно относятся магазины, ассортимент которых либо дополняет, либо совместим с ассортиментом нового магазина, такое соседство будет выигрышно для обоих магазинов, так как будет способствовать привлечению большего числа покупателей;
-
стоимость аренды или приобретения помещения;
-
экстерьер здания, в котором предполагается открыть магазин, его привлекательность (особенно важно для магазинов престижных товаров);
-
конфигурация и состояние помещения, возможность его использования для торговой деятельности;
-
репутация района (уровень преступности, благоустройство территории и др.).