СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность и содержание познавательной деятельности. Возрастные особенности развития познавательной деятельности младших школьников с ОПФР.»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на  районном методическом объединении

Просмотр содержимого документа
«Сущность и содержание познавательной деятельности. Возрастные особенности развития познавательной деятельности младших школьников с ОПФР.»»

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность , направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Познавательская деятельность направлена на получение знаний об окружающем мире.  При этом познание осуществляется на двух уровнях: а) чувственный (восприятие, ощущение, представление) б) рациональный (понятие, суждение, умозаключение)
  • Познавательная деятельность — это сознательная деятельность , направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Познавательская деятельность направлена на

получение знаний об окружающем мире.

При этом познание осуществляется на двух уровнях:

  • а) чувственный (восприятие, ощущение, представление)
  • б) рациональный (понятие, суждение, умозаключение)
а) субъект- носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом) б) объект- то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений) в) цель - идеальный образ, то, что должно получиться г) средства е) методы -способы и приёмы.
  • а) субъект- носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом)
  • б) объект- то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений)
  • в) цель - идеальный образ, то, что должно получиться
  • г) средства
  • е) методы -способы и приёмы.
неустойчивость, снижен объём, снижена концентрация, снижена избирательность и распределение рассеянность внимания  повышенная отвлекаемость.
  • неустойчивость,
  • снижен объём,
  • снижена концентрация,
  • снижена избирательность и распределение
  • рассеянность внимания
  • повышенная отвлекаемость.
Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых (зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов .
  • Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых (зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов .
Снижена продуктивность запоминания;  ограничение объема памяти и снижение ее прочности; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; нарушение кратковременной памяти.  В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. При запоминании  стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
  • Снижена продуктивность запоминания;
  • ограничение объема памяти и снижение ее прочности;
  • большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;
  • заметное преобладание наглядной памяти над словесной;
  • нарушение кратковременной памяти.
  • В наибольшей степени страдает вербальная память.

Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо

удерживают в уме цель и условие задачи.

При запоминании  стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы.

Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

Детям с детей с ОПФР требуется многократное повторение инструкций и оказание некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный характер деятельности детей с задержкой психического развития, несформированность способности к творческому созданию новых образов.
  • Детям с детей с ОПФР требуется многократное повторение инструкций и оказание некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный характер деятельности детей с задержкой психического развития, несформированность способности к творческому созданию новых образов.
низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов, — боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания, — отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.), — нарушение динамических сторон мыслительных процессов,
  • низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,
  • — боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,
  • — отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.),
  • — нарушение динамических сторон мыслительных процессов,
— несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории  с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом». позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. — в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
  • — несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории  с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом».
  • позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
  • — в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению;  недостаточно сформирован фонематический слух; недостаточно сформирована лексика и грамматика; отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.
  • низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи;
  • недостаточность произношения обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению;
  • недостаточно сформирован фонематический слух;
  • недостаточно сформирована лексика и грамматика;
  • отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.
 Основной целью коррекционно – педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ОПФР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.

Основной целью коррекционно – педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ОПФР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.