СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность и значение термина «праздник» в исследовательской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится о многообразии исследовательских подходов к изучению сущности и значения термина «праздник», что обуславливает разнообразие его трактовок.

Просмотр содержимого документа
«Сущность и значение термина «праздник» в исследовательской литературе»

УДК 394.2

930.85



Л.Р. Березина

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «ПРАЗДНИК» В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация: В данной статье говорится о многообразии исследовательских подходов к изучению сущности и значения термина «праздник», что обуславливает разнообразие его трактовок.


Ключевые слова: Праздник, праздновать, культура, культурные ценности, свободное время.


Изучение праздника является исключительно ценным способом исследования культурных перемен в жизни общества. Само понятие праздника рассматривается во многих источниках по-разному и уровень его разработанности тоже разнообразный. Исследование феномена праздника является предметом изучения этнографии, культурологии, антропологии, филологии, искусствоведении, фольклористики, социологии. Роль праздника как многогранного общественного явления рассматривается множеством исследователей. Такое многообразие исследовательских подходов к изучению понятия «праздник» обуславливает разнообразие его трактовок.

Лазарева Л.Н. описывает праздник, как некий магнит, который в значительной мере притягивает всё ценное, что накоплено в мировой культуре. Она считает, что история развития цивилизации наглядно свидетельствует о том, что праздник, приобщая людей к культурным ценностям и достижениям, всегда был и остается эффективным средством воздействия на духовный мир человека. Праздник – зеркало эпохи. По создаваемым народом праздничным формам можно судить об исторической и духовной жизни общества, определить идеи, интересы и стремления самых различных его социальных слоёв. Это утверждение как нельзя лучше определяет отношение к ценностям в ходе их освоения, которое происходит всю жизнь. [1]

Мазаев А.И. рассматривает праздник, как особое явление, отражающее жизнь каждого человека и общества. По его распространенности среди всех без исключения народов мира можно судить о той непреходящей ценности, которую имеют праздники для человека и общества. По мнению Мазаева А.И., праздники и празднование всегда требуют присутствия, участия других людей, и являются совместным действием, общим переживанием. Они существуют во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, когда с их помощью отмечались события космического цикла, и кончая современностью, придающей им в основном характер юбилеев, связанных с историей той или иной страны, ее народа и героев. Праздники являются необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека и только человека, обладающего – в отличие от животных – уникальной способностью праздновать, то есть включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений. Исследователь отмечает, что праздники – наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество лишилось бы человечности. Ведь этот элемент культуры призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Он описывает праздник как особую фазу жизни, в которой с особой наглядностью выявляются механизмы, играющие роль общественных стабилизаторов и дающие прочную опору, как отдельным личностям, так и общностям, предоставляя им возможность выбора и оценки собственных действий, помогая ориентироваться в действительности и формируя личность.[2]

Снегирёв И.М. определяет праздник, как свободную жизнедеятельность, протекающую в чувственно-обозримых границах места и времени, посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Праздновать, по его мнению, значит общаться. Он выделяет характерные черты праздника – добровольное согласие, принятие единых правил, коллективное игровое взаимодействие, определенный трудовой процесс. Снегирев И.М. считал, что само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью, то есть праздник есть свободное время, а знаменательное действие и принятый способ совершения торжественных действий – обряд. [3]

Генкин Д.М. обозначает праздник, как свободную жизнедеятельность, протекающую в чувственно обозримых границах места и времени, и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Жизнедеятельность в ситуации праздника, по его мнению, дает людям удовлетворение в той избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Общественная значимость и масштабность праздничного события становятся главными определяющими факторами при классификации праздников. Генкин Д.М. считает, что в основе праздников лежит целесообразная человеческая деятельность – творчество человека как общественного субъекта или, если определять это конкретнее, моделирование типов и способов истинно человеческого общения в сфере свободного времени. [4]

Шубина И.Б. рассматривает понятие праздник, как идеальную теоретическую модель, отражающую существенные аспекты содержания исторических праздников, но не являющаяся их подобием, а даже значительно от них отличающаяся. Это замечание она прилагает и по отношению к свободному времени. Шубина И.Б. рассматривает, как многие ученые характеризовали свободное время как «пространство» свободного развития и свободной жизнедеятельности, в котором происходит творческое становление человека как индивидуальности и как гармонической личности. Для ученых исторический процесс в плане свободного времени – создание особого времени, которое постепенно вытесняет человека из сферы собственного материального производства для «более возвышенной деятельности» и осуществляет наряду с изменением характера материального труда до пределов, допустимых его объективно-производственными условиями. Она выделяет свободное время за пределами материального производства. [5]

По мнению Розовского М.А., основными чертами, создающими праздничность как особое состояние человека под воздействием конкретного праздника, являются ощущение причастности, стремление к широкому общению и особый эмоциональный настрой, вызванный общественным настроением. Розовский М.А. отмечает, что праздник выполняет важнейшие функции в системе обеспечения совместной жизнедеятельности профессиональных сообществ. Также праздник способствует формированию корпоративной и профессиональной этики, задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта, потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе исторической селекции. [6]

Таким образом, в исследовательской литературе праздники выступали в качестве одного из факторов зарождения и развития художественной культуры. Позднее они постоянно вбирают в себя опыт искусства, по-своему используют его средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры в сложном синтезе. Эти и другие наблюдения, многократно зафиксированные в исторической литературе являются многообразием исследовательских подходов к изучению происхождения праздника. Концепции дореволюционного и советского периодов не дают полной информации о сущности праздника предлагая к рассмотрению лишь какую-нибудь одну сторону. Но если, представить все теории в одном ряду, можно сформировать целостный теоретический облик праздника как многогранного явления, включающего в себя социальные, религиозные, трудовые, антропологические и другие аспекты.

Список литературы

  1. Лазарева Л.Н. История и теория праздников. Челябинск, 2003. – с. 276

  2. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования / М.: Наука, 1978. – c. 392

  3. Снегирев, И.М., Русские простонародные праздники и суеверные обряды: 4 вып./ – М.,1837 – с. 183

  4. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. – с.145

  5. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учеб.- метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, – 2006. – с. 280

  6. Розовский М.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: высшая школа, 1990. – с. 206



Березина Лариса Робертовна – магистрант Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск)