Сущность контроля как процедуры проверки и оценки учебных достижений учащихся. Самооценивание.
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Сегодня мы вместе с Вами попробуем еще раз осмыслить проблему оценивания ЗУН (знания, умения, навыки) учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.
Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя химии, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике.
1.Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам (приказ Министерства образования РБ от 29.05.2009 №674)
2.Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия».
Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе («1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и «10» баллов).
Основными функциями 10-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся являются:
— образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;
— стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;
— диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;
— контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;
— социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.
Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.
Не случайно сегодня эпиграфом своего выступления я выбрала слова Е.Ильина: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти».
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия: «Оценка» и «Отметка» т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно нормативному документу:
Оценка — развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить — значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер. (Например: молодец! Умница! Не готов к уроку! Хорошо готов к уроку!) А можно комментарии сделать более развёрнуто, например – хорошо знаешь закон сохранения массы вещества и умело им пользуешься при расставлении коэффициентов в уравнениях реакций, решил задачу с комментариями, умело применял формулы для вычислений и т.д.
Смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
Итак, что же мы оцениваем?
Оценке подлежат:
Объём, системность и обобщённость усвоенных знаний.
Уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений.
Уровень развития универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.
Система оцениваия учебного труда должна учитывать:
1.Результативность всех видов учебной деятельности ученика.
2.Процессуальную сторону усвоения учебного материала
3.Проявление индивидуальных качеств и личностных свойств.
Остановимся на самооценивании учащихся на уроках.
Только самооценка позволяет ученику понять: «это я уже знаю и умею», «этого я еще не знаю», «в этом мне еще необходимо разобраться», «в этом я могу разобраться сам, а здесь мне необходима помощь». Именно с самооценки начинается активная учебная деятельность ученика. Только с овладением способами самоконтроля, самооценки начинается развивающее обучение учащихся.
Самооценивание – это не только оценивание своей работы, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения. Данный процесс направлен на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах. Он развивает навыки критического мышления, концентрирует внимание учащихся на целях обучения, развивает объективность, позволяет стать активным участником учебного процесса.
В своей деятельности, на уроках я использую карточки самооценки.
Карточка самооценки – оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях учащегося. По отношению к ученику карточка самооценки играет ещё и мотивирующую роль, т.к глядя в него, используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод о уровне своих знаний на уроке или уровне знаний по определённой теме. Карточка самооценки должна соответствовать целям и задачам урока.
Примеры использования карточки самооценки на уроках.
Тема факультативного занятия в 10 классе «Вычисление по уравнениям реакций, протекающих в растворах» (2-е занятие по данной теме).
Цели: планируется, что ребята будут знать химические свойства и способы получения кислородсодержащих органических веществ, самостоятельно анализировать условия и решать задачи, с использованием уравнений реакций, протекающих в растворах.
Задачи: совершенствовать умения решать задачи с использованием реакций, протекающих в растворах и отражающих химические свойства органических соединений и способы их получения.
Формировать умения самостоятельно решать задачи, анализировать условия задачи, находить правильные способы решения.
Создать ситуацию развития у учеников умения мобильно использовать имеющиеся у них знания, развивать у учащихся умения переносить знания и навыки в новые ситуации.
Карточка самооценки.
Ф.И …………………..
(I) Умения различать соединения, изученных классов. | (II) Знания формул для расчётов. | (III) Знания хим.св-в в-в и способов их получения | (IV) Умения решать задачи | (V) Умения использовать свои знания в практической деятельности | Средний балл | Викторина |
| | | | | | |
Урок обобщения и систематизации знаний в 11 классе по темам «Основные классы неорганических соединений» и «Основные понятия и законы химии».
Цели урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Подготовка учащихся к контрольной работе.
Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы, совершенствовать умения решать задачи изученных типов.
Побуждать учащихся к самоконтролю и взаимопомощи.
Карточка самоконтроля Ф.И. уч-ся: |
Этапы оценивания | Количество баллов |
I.Понимание понятий, изученных тем. Умение различать соединений различных классов. | |
II.Умения классифицировать соединения основных классах неорганических веществ и называть их. | |
III.Производить расчёты с использованием изученных понятий и формул. | |
IV.Владеть знаниями о химических свойствах и способах получения основных классов неорганических веществ. | |
V.Решение комбинированных задач. | |
Средняя сумма баллов и отметка: |
Самооценка, взаимооценка и оценка учителя позволяют видеть, что не всегда оценки различных людей совпадают. Учащиеся учатся считаться с разными точками зрения, давать аргументированную оценку, быть объективными.
Веб –сервис Quizizz – интернет-инструмент оценивания учащихся.
При помощи этого инструмента можно:
поддержать процесса обучения и учения;
провести игры и викторины;
организовать соревнования;
провести тест;
провести домашнюю работу;
отслеживать результаты каждого учащегося;
предоставлять автоматическую обратную связь каждому ученику.
Оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делается на её положительные стороны, а не недостатки.
Начало работы с Quizizz
1.Пройдите по адресу http://quizizz.com.
2.Нажмите на кнопку Login (если аккаунт уже имеется) или создайте аккаунт, выбрав вкладку Sign Up.
3.Теперь приступайте к созданию своего теста, выбрав команду “Crete your own quiz»;
4.Далее сервис попросит указать название для создаваемого теста/викторины и указать язык, на котором он будет создан.
5.Теперь приступайте к добавлению вопросов для викторины, нажимая на «New Question».
6.Для каждого вопроса надо добавить 2-4 варианта ответа. Вопросы могут быть представлены в виде текста и картинок.
7.Посте того как вопросы добавлены, сохраните свой тест, нажав «Finish».
Запустить тест для работы с учащимися:
1.Для выполнения теста в классе, откройте свой тест и нажмите Play Live!
2.При использовании теста в качестве домашней работы выберите Homework
3.При режиме Live (когда тест выполняется в классе) мониторинг осуществляется мгновенно. Учитель видит продвижение каждого учащегося.
4.При режиме Homework результаты выполнения теста будут видны на вкладке My Reports.
Как работать с данным веб-инструментом можно посмотреть по этому адресу - https://www.youtube.com/watch?v=HmrUsqoHnjw