5
Сущность контрольно-оценочной деятельности. Принципы контроля и оценивания. Формы, методы, приемы оценивания. Оценка и отметка: сравнительные характеристики
«Учебная деятельность является целостной, если внутри её параллельно с процессом разрешения учебной задачи функционирует оценочная активность как компонент, постоянно корректирующий и стимулирующий эту деятельность в целом», - писал Ш. А. Амоношвили.
Контрольно-оценочная деятельность является важной составляющей частью образовательного процесса. Во многом её эффективность зависит от того, насколько умело учитель и сами ученики эту деятельность осуществляют.
Большое внимание процессу организации контроля и оценки в образовательном процессе уделяется в нормативных правовых документах Министерства образования Республики Беларусь, в частности, в Нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам.
Согласно Нормам оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе («1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и «10» баллов), основными функциями которой являются:
— образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;
— стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;
— диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;
— контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;
— социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.
Также данный нормативный документ определяет следующие основные термины:
— уровень усвоения учебного материала — характеристика учебных достижений учащихся, соотнесённых с основными функциями образовательного процесса — распознавания, описания, объяснения и преобразования объектов изучения;
— контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;
— отметка — результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах.
В Нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам определяются следующие виды контроля: поурочный и тематический. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер. При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Педагог наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.
Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Для осуществления контроля используются методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.
Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом.
Однако зачастую отметки становятся причиной ухудшения взаимоотношений между педагогом и учащимся. Стремление получить хорошую отметку является не внутренним, а внешним мотивом учебной деятельности. А боязнь получить плохую отметку провоцирует списывание, обман. Всё это является следствием того, что учащиеся слабо владеют критериями оценивания, у них слабо сформированы умения взаимооценки и самооценки, навыки рефлексии результатов своей учебной деятельности.
В отличие от отметки, которая выражается в баллах, оценка может быть содержательной, при которой высказывается мнение, суждение в отношении оцениваемого субъекта. Оценка может быть внутренней (самооценкой) и внешней (оценка со стороны учителя, одноклассников). В процессе самооценки учащийся оценивает собственные успехи и затруднения, что создаёт предпосылки для успешного достижения его собственных целей. В процессе взаимооценки учащийся видит свою деятельность глазами одноклассников. Это тоже важно, поскольку для учащихся весьма важно мнение сверстников.
Следует отметить, что во время самооценки и взаимооценки учащиеся не должны ставить отметки, поскольку это является зоной ответственности учителя. При этом самооценка и взаимооценка работают, если учащиеся имеют критерии, у них есть инструмент проверки.
Эффективным инструментом для организации деятельности учащихся по самооценке являются оценочные листы. Это специально созданная форма, которая заполняется учащимся на уроке.
Учебный элемент | Не знаю | Знаю | Понимаю | Могу объяснить другим |
| | | | |
В процессе организации учебной деятельности учащихся важное место занимает рефлексия как средство самооценки учащимися собственной деятельности и её результатов. Рефлексия может проводиться фронтально, в группах учащихся, индивидуально; устно или письменно.
Во время урока целесообразно периодически задавать учащимся вопросы:
-
В чём цель вашей работы?
-
Какие этапы деятельности?
-
В чём состоят трудности в работе?
-
Чему вы уже научились?
-
Что из запланированного удалось сделать?
-
Над чем, на ваш взгляд, следует поработать дома? И др.
На заключительном этапе урока можно предложить учащимся соответствующие клише (учащимся часто фразу легче продолжить, чем начать):
Важной составляющей образовательного процесса является и система поощрений учащихся во время учебной деятельности. Ещё М. В. Ломоносов предлагал особо отличившихся учащихся награждать золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами. Актуален вопрос поощрения учащихся и на современном этапе, особенно при работе с низкомотивированными учащимися, когда отметка за учебные достижения часто бывает невысокой. Поощрение – это одобрение, похвала, выражение доверия, педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций учащихся.
Существуют следующие формы поощрения. Одобрение – это простейшая форма поощрения, которое можно выразить жестом, мимикой, положительной отметкой. Похвала – это устное поощрение, что вызывает у ребёнка положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам. Благодарность – это запись в дневнике, похвальный лист или грамота за проявление учащимся инициативы, творческого отношения к работе, за высокий результат в учебной и внеучебной деятельности.
Следует отметить, что методы поощрения требуют от педагога дозировки, осторожности, сравнения ребёнка только с самим собой, учёта мотива действия. Поощрять можно не только за результат, но и за попытку достигнуть результата. Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Так создаётся положительный фон учебно-воспитательного процесса.
Известный современный педагог, профессор Н. И. Запрудский сформулировал следующие рекомендации для педагогов по осуществлению контрольно-оценочной деятельности:
-
Заранее ставьте учащихся в известность, что и как будет проверяться. Вооружайте их соответствующими критериями.
-
Практикуйте выставление отметок после самоконтроля и самооценки учащихся, которое они могут осуществить с помощью имеющихся критериев. Не давайте учащимся права выставлять отметки в процессе самооценки и взаимооценки.
-
Выставляйте отметки по результатам выполненных учащимися работ. При этом прежде давайте им возможность соотнести выполненные работы с образцами, с их предыдущими работами.
В заключение с целью рефлексии содержания теоретического материала предлагаю педагогам выполнить упражнение «Утверждение». Следует самостоятельно сделать выбор ответа: «Да», «Нет», «Сомневаюсь».
| Да | Нет | Сомневаюсь |
Отметка – синоним оценки | | | |
Этапы оценивания: работа учащегося – самооценка учащегося – оценка учителя - отметка | | | |
Основные функции 10-балльной системы: образовательная, стимулирующая, диагности-ческая, контролирующая, социальная | | | |
Ученик может выставить отметку себе во время самоконтроля или однокласснику во время взаимоконтроля | | | |
Взаимоконтроль учащихся лучше, чем самоконтроль | | | |
Учащихся не обязательно знакомить с критериями оценивания результатов учебной деятельности | | | |
Критерии задаются учителем | | | |
Урок без обратной связи не может быть эффективным | | | |
Единственным средством обратной связи является тест учебных достижений | | | |
Каждый урок должен завершаться выходным контролем | | | |
Следует показывать учащимся, как они смогут улучшить свои результаты | | | |
Основные формы поощрения учащихся: одобрение, похвала, благодарность | | | |
Список литературы
-
Запрудский, Н. И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2012. – 160 с.
-
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам.
-
Шруб, Т. В. Педагогический совет «Поощрения и наказания в образовательном процессе» / Т. В. Шруб. // Народная асвета. – 2019. - №10. – С. 33 – 36.