Сущность общения, его функции, роль в психологическом развитии человека.
В психологической науке очень много определений такому понятию, как общение. Приведём некоторые.
А.Л. Бодалёв полагал, что общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен представлениями, идеями, настроениями и т.д. с целью установления определённых отношений. [5, c.13]
В кратком психологическом словаре представлено следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание человека человеком. [15, с. 35]
Под оптимальным педагогическим общением А.А. Леонтьев понимает «такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, обеспечивает благоприятный психологический климат обучения, обеспечивает управление детским коллективом». [17, с.127] Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания, общаясь с учителем, ребёнок усваивает не только знания, но и умение жить среди людей, понимать других, сопереживать, заботиться о другом.
Ряд психологов (А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривают общение как особый вид деятельности – коммуникативный.
М.В. Гамезо дал следующее определение, общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. [9, с. 76]
Общение играет большую роль в жизни общества и личности, являясь одним из условий их формирования. В определённые периоды жизни человека общение приобретает ведущую роль, становится ведущей деятельностью (младенчество, подростковый возраст) и внутри которой формируются основные, качественные особенности психики, личности (человеческие потребности, цели, интересы, ценностные ориентации, самосознание и другие характеристики). Установлено, что общение взрослых (особенно родителей) с детьми играет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального и волевого развития. С другой стороны, доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями (в детских домах) характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Итак, можно выделить следующие основные функции общения:
- передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
- условия развития личности (убеждений, интересов, идеалов, самосознания, качеств личности);
- движущей силы развития личности (потребность в общении);
- планирования, организации и регуляции совместной деятельности детей;
- познание людьми друг друга;
- выражения отношений личности к другим людям, деятельности.
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в общей профессиональной подготовке будущего учителя большое значение уделяли подготовке к педагогическому общению. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать своё настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весёлым, сердитым… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса…» [18, с. 243]
Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим она отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.
В подавляющем большинстве случаев межличностное общение оказывается вплетённым в ту или иную деятельность и выступает как условие его выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь тот вид деятельности, который общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между его исполнителями. Например, учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения, обучаемых как друг с другом, так и с учителем.
Особенности межличностных взаимодействий в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как её члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.
Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли субъекта и объекта общения. Как субъект он познаёт своего партнёра, определяет к нему своё отношение, (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнёр адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух «ипостасях» - объекта и субъекта – характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другими или учащегося и учителя.
Вступая в общение, друг с другом, люди, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т.п. Чтобы осуществить её, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, убеждения, ценностные ориентации.
Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и к индивидуальности.
Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается ещё и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь, так или иначе, на его обращение к ним. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремлённым.
Обслуживая предметную деятельность и способствуя формированию типичных для человека общих характеристик его кругозора, его умения обращаться с предметами, а также его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, общение ещё в большей степени оказывается обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у него комплекса как более простых, так и более сложных качеств, которые делают его способным жить среди людей, сосуществовать с ними.