СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность педагогического процесса и его структура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях пПедагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сущность педагогического процесса и его структура»

Сущность педагогического процесса и его структура

Сущность педагогического процесса и его структура

Идея целостного педагогического процесса была выражена К.Д. Ушинским , который трактовал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов педагогической деятельности. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает автор фундаментального труда “Педагогический процесс” П.Ф. Каптерев , который заявлял о необходимости взаимосвязи образования и воспитания в интересах совершенствования личности гражданина.

Идея целостного педагогического процесса была выражена К.Д. Ушинским , который трактовал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов педагогической деятельности. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает автор фундаментального труда “Педагогический процесс” П.Ф. Каптерев , который заявлял о необходимости взаимосвязи образования и воспитания в интересах совершенствования личности гражданина.

Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности.

Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Воспитание и обучение образуют единый педагогический процесс, но каждый имеет свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире, обучение влияет преимущественно на интеллект. В содержании воспитания преобладают норма, правила, ценности; воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

Воспитание и обучение образуют единый педагогический процесс, но каждый имеет свою специфику.

Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире, обучение влияет преимущественно на интеллект.

В содержании воспитания преобладают норма, правила, ценности; воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности.

Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

Системообразующим звеном педагогического процесса являются целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель – специально подготовленный педагог , который выступает одновременно как субъект и объект данного процесса. Как субъект он получает специальное педагогическое образование, осознает свою ответственность за подготовку учащихся. Как объект в ходе самообразования, самовоспитания, общения с учащимися педагог сам подвергается воспитательным влияниям и стремится к самосовершенствованию.

Системообразующим звеном педагогического процесса являются целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель – специально подготовленный педагог , который выступает одновременно как субъект и объект данного процесса. Как субъект он получает специальное педагогическое образование, осознает свою ответственность за подготовку учащихся. Как объект в ходе самообразования, самовоспитания, общения с учащимися педагог сам подвергается воспитательным влияниям и стремится к самосовершенствованию.

Учащийся как объект Как субъект

Учащийся как объект Как субъект

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик; это предвидимый результата деятельности. Включает себя разнообразие целей от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Цель

отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик; это предвидимый результата деятельности.

Включает себя разнообразие целей от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Принципы

Принципы

 тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и приводится в соответствие с возрастными возможностями учащихся. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области социальных отношений, труда, науки и культуры.

тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и приводится в соответствие с возрастными возможностями учащихся. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области социальных отношений, труда, науки и культуры.

Методы Средства Формы

Методы

Средства

Формы

Компоненты структуры педагогического процесса   Целевой компонент определяет цели и задачи. Содержательный включает в себя разработка содержания образования. Операционно-деятельностный определяет процедуры по обучению и воспитанию и взаимодействию участников процесса. Оценочно-результативный включает проверку, оценку и анализ результатов воспитания и обучения, суждение об эффективности процесса.

Компоненты структуры педагогического процесса

  • Целевой компонент определяет цели и задачи.
  • Содержательный включает в себя разработка содержания образования.
  • Операционно-деятельностный определяет процедуры по обучению и воспитанию и взаимодействию участников процесса.
  • Оценочно-результативный включает проверку, оценку и анализ результатов воспитания и обучения, суждение об эффективности процесса.
Этапы педагогического процесса   Подготовительный – это этап организации педагогического процеса, включающий в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование и планирование. Основной – этап осуществления, включает в себя педагогическое взаимодействие, организацию обратной связи, регулирование деятельности и оперативный контроль. Заключительный – это анализ деятельности, включающий в себя выявление отклонений, вычленение ошибок, причины отклонений и меры по устранению ошибок.

Этапы педагогического процесса

  • Подготовительный – это этап организации педагогического процеса, включающий в себя целеполагание, диагностику, прогнозирование и планирование.
  • Основной – этап осуществления, включает в себя педагогическое взаимодействие, организацию обратной связи, регулирование деятельности и оперативный контроль.
  • Заключительный – это анализ деятельности, включающий в себя выявление отклонений, вычленение ошибок, причины отклонений и меры по устранению ошибок.
Эффективность педагогического процесса зависит:    1) от степени соотношения его содержания, организации и методики основным требованиям объективных законов воспитания, обучения и развития, потребностям образования;   2) своевременности обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса и условий его совершенствования;   3) степени вовлечения в педагогический процесс родителей и общественности;   4) учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;   5) степени мастерства педагога и его искусства взаимодействия с учащимися, полноты педагогического контроля над воспитательными и учебными ситуациями.

Эффективность педагогического процесса зависит:

1) от степени соотношения его содержания, организации и методики основным требованиям объективных законов воспитания, обучения и развития, потребностям образования; 2) своевременности обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса и условий его совершенствования; 3) степени вовлечения в педагогический процесс родителей и общественности; 4) учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся; 5) степени мастерства педагога и его искусства взаимодействия с учащимися, полноты педагогического контроля над воспитательными и учебными ситуациями.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!