Просмотр содержимого документа
«Сущность понятия гуманизация образования. Принципы гуманизации образования»
Цель: раскрыть сущность понятия «гуманизация образования», уточнить принципы гуманизации образования.
Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса: 1) на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; 2) сохранение и укрепление здоровья воспитанников; 3) формирование у них чувства собственного достоинства; 4) развитие личностного потенциала.
Иными словами, гуманизация образования — процесс перехода образовательного процесса (взаимодействие педагога и ученика) на принципы гуманизма (ценность человека, принцип целостности человека как био-психо-социального существа, принцип субъектности, принцип субъект-субъектного взаимодействия, принцип саморазвития).
Гуманизация требует установления связей сотрудничества в системе «учитель — ученик». Имеется в виду уважение к личности, ее достоинству, взаимное доверие, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей обучающихся, их самоопределения.
Гуманизация образования предполагает учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира.
Принципы гуманизации образования— это принципы мировоззрения, в основе которых лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.
Принципы гуманизации образования:
Принцип равенства (мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга)
Принцип диалогизма (мир детства так же, как и мир взрослости обладает
своим собственным содержанием. Взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс»)
Принцип сосуществования (мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет. Дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались)
Принцип свободы (мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме сохранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь)
Принцип соразвития (развитие мира детства — это процесс, параллельный
развитию мира взрослости, цель развития человека — гармонизация внешнего и внутреннего «я»)
Принцип единства (мир детства и мир взрослости составляют единый мир людей)
Принцип принятия (другие люди должны принимать человека таким, какой он есть, без условий)
Таким образом можно сделать вывод о том, что гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса: (1) на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; 2) сохранение и укрепление здоровья воспитанников; 3) формирование у них чувства собственного достоинства; 4) развитие личностного потенциала), которая основывается на следующих принципах: принцип равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, единства и принятия.