СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность, противоречия и логика образовательного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Сущность, противоречия и логика образовательного процесса

В отношении структуры образовательного процесса можно поставить следующие вопросы.

1. Какая деятельность и какая информация развертывается в каждом фрагменте?

2. Какая деятельность в каждом фрагменте культивируется?

3. Подразумевают ли они друг друга?

4. Как именно эти фрагменты подразумевают друг друга?

В отношении анализа реального образовательного процесса выдвинутые принципы ставят

следующие вопросы:

  1. насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение

в информацию (и, следовательно, насколько его организация основана на внутренней логике

архива – научных, теоретических тезисах);

2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность,

т. е. насколько составляющие образовательного процесса вместе представляют из себя

функциональное целое;

  1. даже если образовательный процесс представляет из себя функциональное целое своих частей,

то насколько реально осуществляется функционализация информации, соответствующей этим

частям.

Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:

  1. желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во

введение в «знание», а не в деятельность. С одной стороны, при этом не происходит

нормального культивирования деятельности, так как эта стратегия дезориентирует учащегося.

С другой стороны, не происходит и функционализации информации, а следовательно она

не превращается в знание;

2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого;

3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в

культивировании деятельности и, соответственно, подачи информации, не сообразуясь с тем, как

она связана с другими частями;

4)искушение не сообразовываться с тем, насколько реально осуществляется функционализация

информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией.

Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности

знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом –проблема

воспроизводства функциональности знания. Поскольку знание остается знанием до тех пор, пока

сохраняется его реальная функциональность в деятельностной структуре сознания, то, следовательно,

знание, функционализированное однажды, требует постоянного воспроизводства своей

функциональности для того, чтобы оставаться знанием. Для анализа реального образовательного

процесса это ставит вопрос о том, какие элементы знания сохраняют свою функциональность в

течении всего процесса и как их функциональность изменяется.

Основным искушением для образовательного процесса здесь является желание разделить

информацию на крупные функциональные блоки (например, логика, систематика и т. п.) и давать

эти блоки сразу целиком, но:

  1. величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и,

следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание;

  1. то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ

развертки будет обречен на поверхностность.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сущность, противоречия и логика образовательного процесса»

ТЕМА: Сущность, противоречия и логика образовательного процесса

В отношении структуры образовательного процесса можно поставить следующие вопросы.

1. Какая деятельность и какая информация развертывается в каждом фрагменте?

2. Какая деятельность в каждом фрагменте культивируется?

3. Подразумевают ли они друг друга?

4. Как именно эти фрагменты подразумевают друг друга?

В отношении анализа реального образовательного процесса выдвинутые принципы ставят

следующие вопросы:

  1. насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение

в информацию (и, следовательно, насколько его организация основана на внутренней логике

архива – научных, теоретических тезисах);

2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность,

т. е. насколько составляющие образовательного процесса вместе представляют из себя

функциональное целое;

  1. даже если образовательный процесс представляет из себя функциональное целое своих частей,

то насколько реально осуществляется функционализация информации, соответствующей этим

частям.

Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:

  1. желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во

введение в «знание», а не в деятельность. С одной стороны, при этом не происходит

нормального культивирования деятельности, так как эта стратегия дезориентирует учащегося.

С другой стороны, не происходит и функционализации информации, а следовательно она

не превращается в знание;

2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого;

3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в

культивировании деятельности и, соответственно, подачи информации, не сообразуясь с тем, как

она связана с другими частями;

4)искушение не сообразовываться с тем, насколько реально осуществляется функционализация

информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией.

Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности

знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом –проблема

воспроизводства функциональности знания. Поскольку знание остается знанием до тех пор, пока

сохраняется его реальная функциональность в деятельностной структуре сознания, то, следовательно,

знание, функционализированное однажды, требует постоянного воспроизводства своей

функциональности для того, чтобы оставаться знанием. Для анализа реального образовательного

процесса это ставит вопрос о том, какие элементы знания сохраняют свою функциональность в

течении всего процесса и как их функциональность изменяется.

Основным искушением для образовательного процесса здесь является желание разделить

информацию на крупные функциональные блоки (например, логика, систематика и т. п.) и давать

эти блоки сразу целиком, но:

  1. величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и,

следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание;

  1. то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ

развертки будет обречен на поверхностность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!