ТЕМА: Сущность, противоречия и логика образовательного процесса
В отношении структуры образовательного процесса можно поставить следующие вопросы.
1. Какая деятельность и какая информация развертывается в каждом фрагменте?
2. Какая деятельность в каждом фрагменте культивируется?
3. Подразумевают ли они друг друга?
4. Как именно эти фрагменты подразумевают друг друга?
В отношении анализа реального образовательного процесса выдвинутые принципы ставят
следующие вопросы:
- насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение
в информацию (и, следовательно, насколько его организация основана на внутренней логике
архива – научных, теоретических тезисах);
2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность,
т. е. насколько составляющие образовательного процесса вместе представляют из себя
функциональное целое;
- даже если образовательный процесс представляет из себя функциональное целое своих частей,
то насколько реально осуществляется функционализация информации, соответствующей этим
частям.
Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:
- желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во
введение в «знание», а не в деятельность. С одной стороны, при этом не происходит
нормального культивирования деятельности, так как эта стратегия дезориентирует учащегося.
С другой стороны, не происходит и функционализации информации, а следовательно она
не превращается в знание;
2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого;
3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в
культивировании деятельности и, соответственно, подачи информации, не сообразуясь с тем, как
она связана с другими частями;
4)искушение не сообразовываться с тем, насколько реально осуществляется функционализация
информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией.
Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности
знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом –проблема
воспроизводства функциональности знания. Поскольку знание остается знанием до тех пор, пока
сохраняется его реальная функциональность в деятельностной структуре сознания, то, следовательно,
знание, функционализированное однажды, требует постоянного воспроизводства своей
функциональности для того, чтобы оставаться знанием. Для анализа реального образовательного
процесса это ставит вопрос о том, какие элементы знания сохраняют свою функциональность в
течении всего процесса и как их функциональность изменяется.
Основным искушением для образовательного процесса здесь является желание разделить
информацию на крупные функциональные блоки (например, логика, систематика и т. п.) и давать
эти блоки сразу целиком, но:
- величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и,
следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание;
- то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ
развертки будет обречен на поверхностность.
|