Многие специалисты выделяют современный этап, как этап перехода от таких традиционных средств информации, как учебное радио и телевидение к так называемой новой информационной технологии — ЭВМ, компьютеризированные системы хранения информации и каналы связи, лазерные и микроэлектронные устройства и т. п.
Сторонники механизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств обучения.
Параллельно развивалось другое направление педагогической технологии — технология построения учебного процесса или технологии обучения. Фундаментом для его строительства стало программированное обучение, которое понималось не просто как любой упорядоченный набор дидактических материалов, а как полностью разработанная программа обучения, включающая полный набор учебных целей критерии их измерения и оценки, точное описание условий их обучения.
Педагогическая технология — это выявление принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применение приемов и материалов, а также средств оценки применяемых материалов.
Сущность технологии обучения заключается в идеи управляемости школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего его основного – учебного процесса.
Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать "соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки" (концепция Роджерса К.).
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Эта технология основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и другие), в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.
Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования.
В любом случае технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром, где он познает этот мир, развивая свои мыслительные процессы и свой интеллект.
Деятельность учащихся:
1. Учащиеся чувствуют себя на и уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели.
2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности.
3. У учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила).
5. Учащиеся не только воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить.
6. На уроке происходит не только движение от языковой— формы к мысли, но и от мысли, от задачи общения к воплощению ее в языковой форме - любое языковое явление подается в связном речевом отрывке (тексте, диалоге).
Деятельность учителя:
1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие.
2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3. Широко используется система поощрений.
4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.
5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.
6. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии ("я чувствую, что ты чувствуешь"), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Мною подобраны и систематизированы упражнения на развитие разных интеллектуальных качеств: внимание, память, умение классифицировать и систематизировать материал, группировать, делать анализ и синтез.
При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент.
Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.
Выполняя эти упражнения, учащиеся не только приобретают лингвистические знания, умения и навыки, но и учатся делать самоанализ, давать самооценку, предвидеть результаты своих действий.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.