Лабко Марина Александровна,
учитель географии и биологии
МБОУ Гамалеевская СОШ № 2»
Сорочинского городского округа
Название предмета: биология
Класс: 10
УМК: Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.Б. Захаров, С.Г. мамонтов, Н.И. Сонин.– 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 624 с.: ил. (название учебника, автор, год издания)
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Сущность жизни и свойства живого
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 часа
Место урока в системе уроков по теме: 2 урок
Цель урока: углубить представления и знания о сущности жизни на основе изучения основных свойств живых организмов.
Задачи урока:
• обобщить и систематизировать знания об основных свойствах живых организмов, уметь вычленять критерии живого при изучении природы.
• развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий;
• формировать навык работы с текстом и терминами;
• воспитывать личность, готовую к самостоятельной деятельности;
• формировать монологическую речь естественнонаучного характера.
Планируемые результаты
Личностные умения:
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программного материала;
осознание ценности живых объектов.
Метапредметные умения
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, умение делать выводы на основе полученной информации.
Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; делать выводы по результатам работы и оценивать полученные результаты
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Предметные умения
Ученик должен знать: основные свойства живого и их характеристики.
Ученик должен уметь: отличать живые системы от объектов неживой природы; объяснять принципиальные различия свойств живой и неживой материи; вычленять критерии живого при изучении природы и приводить примеры.
Техническое обеспечение урока: ПК, экран, проектор, планшеты, флеш-карты, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблицы (фотографии, рисунки) с изображением роста, развития, размножения, питания растений, грибов, животных.
Методический прием «Кластер на уроке» http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke
Методический прием «Толстый» и «тонкий» вопрос http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy http://aleksandrova-el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/tolstye_i_tonkie_voprosy/2-1-0-12
Методический прием «Синквейн» http://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767
Виртуальная доска Padlet https://padlet.com/labkomarina/gts7h1gpcpc3
Выделение https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F) http://tolkslovar.ru/v8068.html
Дыхание https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8B%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://bibliotekar.ru/447/126.htm
Метаболи́зм https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115140/%D0%9E%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD
Рост и развитие
http://www.terminologija.ru/biologija/183-n/8234-neogranichennyj-rost
http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st140.shtml
http://studopedia.org/8-109387.html
Размножение
http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st140.shtm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1656/%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9C%D0%9D%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95
http://slovorus.ru/index.php?ID=7709&a=&pg=46&s=%C1&w=%C1%C5%D1%CF%CE%CB%CE%C5+%D0%C0%C7%CC%CD%CE%C6%C5%CD%C8%C5
Наследственность и изменчивость
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112546/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/2017/%D0%98%D0%97%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A7%D0%98%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC
Рефле́кс
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81_(%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26812/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81
Содержание урока:
Организационный момент (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)
Актуализация знаний – воспроизведение изученного материала:
Задание 1. Биологические науки: соотнесите правый и левый столбик, ответ запишите в таблицу. Работают в парах, взаимооценивание. Слайды 1 и 2.
Биологические науки |
Название науки | Что изучает наука |
Ботаника | А. Наука о строении организмов |
Зоология | Б. Исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений |
Микробиология | В. Изучает закономерности наследования признаков |
Цитология | Г. Учение о клетке |
Анатомия | Д. Изучает взаимоотношения популяций с окружающей средой |
Физиология | Е. Учение о тканях |
Генетика | Ж. Наука о микроорганизмах |
Экология | З. Изучает пути превращения органических молекул |
Гистология | И. Изучает функции живых организмов |
Биохимия | К. Изучает строение и жизнедеятельность представителей царства животных |
Таблица для ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | К | Ж | Г | А | И | В | Д | Е | З |
Критерии оценивания:
Общее количество баллов за работу: 10 баллов, за каждый правильный ответ по 1 баллу.
Перевод баллов отметку:
«5» – 10-9 баллов;
«4» – 7-8 баллов;
«3» – 5-6 баллов
«2» – менее 5 баллов
Слайд 2. Выставление оценок в дневники, пока обучающиеся выполняют самостоятельные задания.
Мотивация к деятельности и целеполагание
Методический прием «Ключевое слово». Ученикам предлагается в тетради записать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание услышанных трех понятий, озвученных учителем [4, с. 93]. Слайд 3.
«… – это способ существования белковых тел»
«… – это особая форма существования белковых тел»
«… – это самоподдерживание, самовоспроизведение и саморегулирование больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул»»
Учащиеся поочередно называют свое слово.
Вопрос учителя: Надеюсь, у вас нет сомнений, что тема нашего урока… Какая? Как вы думаете, что мы должны сегодня изучить? Предполагаемый ответ обучающихся: жизнь, свойства живых организмов. Учитель резюмирует и комментирует. Слайд 4.
Целеполагание (озвучивают обучающиеся, комментирует и корректирует учитель)
Учебно-познавательная деятельность
Актуализация знаний об основных свойствах живых организмов:
«Свойства живых организмов». Обучающиеся устно перечисляют свойства живых организмов.
Методический прием «Кластер» по теме «Свойства живых организмов». На доске один ученик, а остальные – в тетрадях строят кластер. (Питание, выделение, дыхание, обмен веществ (метаболизм), рост и развитие, размножение (репродукция), наследственность и изменчивость, раздражимость, движение, сходный химический состав).
«Признаки свойств живых организмов». Работа в парах постоянного состава. Обучающиеся, сидящие за одной партой, работают с текстом учебника «1.2. Критерии живых систем» и ресурсами сети Интернет (планшет). Углубление представлений и знаний о сущности жизни. Изучают информацию и выделяют краткую характеристику данного признака, обсуждают свой ответ, выбирают отвечающего [1,3].
Усвоение новой информации:
Презентация полученной информации аудитории. Предполагаемые ответы обучающихся:
Свойства живых организмов: определение термина | Признаки свойств живых организмов (кратко) |
1. Питание – это поступление в организм питательных веществ из окружающей среды. | Автотрофное питание: растения, некоторые бактерии. Фотосинтез. Гетеротрофное питание – животные, грибы. Готовые органические вещества. |
2. Выделение (экскреция) – процесс освобождения организма от конечных продуктов метаболизма – экскрементов. | У человека и животных процесс выделения происходит несколькими путями: выведение с мочой через почки, с желчью и калом через кишечник, путём испарения пота с поверхности кожи, а также путём удаления газообразных и/или легко испаряющихся веществ через органы дыхания. |
3. Дыхание – физиологическая функция, обеспечивающая газообмен (О2 и СО2) между окружающей средой и организмом в соответствии с его метаболическими потребностями. | Органы дыхательной системы: легкие (человек, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся), жабры (рыбы, моллюски), кожа (земноводные), вся поверхность кожи (кольчатые черви). |
4. Обмен веществ (метаболизм) – лежащий в основе жизни закономерный порядок превращения веществ и энергии в живых системах, направленный на их сохранение и воспроизведение; совокупность всех химических реакций, протекающих в организме. | Обмен веществ или метаболизм, Ф. Энгельс, определяя жизнь, указывал, что её важнейшим свойством является постоянный обмен веществ с окружающей внешней природой, с прекращением которого прекращается и жизнь. Т. о., обмен веществ – существеннейший и непременный признак жизни Пластический (ассимиляция) и энергетический (диссимиляция) обмен. |
5. Рост и развитие. Рост – это увеличение общей массы в процессе развития, приводящее к постоянному увеличению размеров организма. | При неограниченном (беконечном) росте увеличение размеров тела происходит на протяжении всего онтогенеза. Примеры неограниченного роста можно найти у грибов, низших растений, в частности у водорослей, и у многих животных, особенно у беспозвоночных, рыб и рептилий. Неограниченный рост характерен также для листьев однодольных растений. Некоторым органам растений (например, плодам, органам вегетативного размножения, а также листьям и междоузлиям стебля у двудольных) свойствен ограниченный рост. К животным с ограниченным ростом относятся, в частности, насекомые, птицы и млекопитающие. Прямое и непрямое развитие. |
6. Размножение (репродукция) – это свойство организмов воспроизводить себе подобных. | Принципиальное отличие полового размножения от бесполого состоит в том, что в нем участвуют обычно два родительских организма, признаки которых перекомбинируются у потомства. Половое размножение свойственно всем эукариотам, но преобладает оно у животных и высших растений. Переход к этому типу размножения имел огромное значение для эволюции жизни на Земле. Бесполое размножение осуществляется путем простого деления клетки надвое. Оно свойственно прежде всего одноклеточным организмам. Бесполое размножение с помощью одноклеточных спор свойственно бактериям, различным грибам и водорослям. Другой вариант бесполого размножения осуществляется путем отделения от организма его части, состоящей из большего или меньшего числа клеток.. Вегетативное размножение играет важную роль в практике растениеводства. |
7. Наследственность и изменчивость. Наследственность – это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в результате изменений структуры наследственного материала или возникновения новых комбинаций генов. | Наследственность обуславливает передачу в процессе размножения от одного поколения к другому материальных структур клетки, содержащих программы развития из них новых особей. Наряду с наследственностью изменчивость – фундаментальное свойство всех живых существ, один из факторов эволюции органического мира. Различные способы целенаправленного использования изменчивости лежат в основе создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Изменчивость может реализоваться у отдельных организмов или клеток в ходе индивидуального развития или в пределах группы организмов в ряду поколений при половом или бесполом размножении. |
8. Раздражимость – это свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. | Рефлекс – стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием центральной нервной системы. Безусловные рефлексы – наследственно передаваемые (врождённые) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза. Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. |
9. Движение – это перемещение живого организма в пространстве. | Пассивное движение – за счет потока воздуха или перемещения слоев воды. Активное движение характерно для животных и некоторых одноклеточных растений |
10. Сходный химический состав | В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента – углерод, кислород, азот и водород (макроэлементы). |
Физкультминутка. Методический прием «Каллиграф». Необходимо написать свое имя и имя соседа по парте головой в воздухе. Это повышает работоспособность мозга. [4, с. 105]
4) Дискретность, авторегуляция, ритмичность и энергозависимость – неотделимые признаки живых систем. Объяснение учителя с последующей работой с текстом учебника. Дополнение своих записей в тетрадях новыми сведениями [1,2].
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание 1. Докажите, что данный организм – береза, щука, ящерица, синица – является живым, используя знания о признаках живых организмов. Организация беседы. Комментарии учителя.
Задание 2. Методический прием «Толстый» и «тонкий» вопрос. Используя полученные знания на уроке, текст учебника и записи в тетради, необходимо составить один «толстый» и два «тонких» вопроса по изученной теме. Слайд 5.
Рефлексивная деятельность
Методический прием «Синквейн».
В завершении урока учитель предлагает обучающимся подвести итог написанием синквейна на тему «Жизнь».
Первая строчка – это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
По желанию обучающихся, некоторые синквейны зачитывают. Слайд 6. Правила синквейна.
Домашнее задание
1. Обязательно для всех – § 1.2, изучить текст, ответить на вопросы. Слайд 7.
2. Задания по выбору:
Написать эссе «Я люблю тебя, жизнь!» [4, с. 94]
Составить кроссворд по изученной теме
Подготовить информацию и фотографии по теме «Основные свойства живых организмов» для размещения в совместном доступе на виртуальной доске Padlet (https://padlet.com/labkomarina/gts7h1gpcpc3)
Учитель благодарит обучающихся за урок.
Используемая литература:
Биологический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.
Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология» /Под ред. В.Б Захарова, –2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.: Мир, 1996.
Уварова О.А. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий / авт.-сост О.А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 254 с.
Приложение 1. Памятка работы на доске Рadlet
Работа на доске Рadlet по теме «Основные свойства живых организмов»
1. На рабочем столе своего компьютера создать папку и назвать ее по имени выбранной вами теме.
2. Приготовить (составить) небольшой интересный рассказ о выбранном вами свойстве живых организмов, используя интернет или литературу по теме.
3. Подготовить несколько удачных фотографий по теме: отсканировать из книги, сфотографировать или скачать из интернета.
4. Зайти по ссылке на страницу нашего падлета https://padlet.com/labkomarina/gts7h1gpcpc3
Нажмите два раза в любом месте, появиться окно.
5. В открывшемся окошке вы можете добавить название своего объекта, ниже написать рассказ о нем.
6. В нижней части окошка есть возможность загрузить самое лучшее фото по теме. Для этого нажмите на картинку фотоаппарата и вам осталось вставить фото.
7. Удачи!