СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии" Сущность жизни и свойства живого"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: сформировать понятия о сущности жизни, продолжить углулбение представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого, продолжить формирование умений вычленять и хпрактеризовать критерии живого при изучении живой природы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии" Сущность жизни и свойства живого"»

10 класс Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

10 класс

Сущность жизни

и свойства живого.

Уровни организации

живой материи.

Работа по карточкам В чем заключаются основная цель и задача науки? 2. Почему можно утверждать, что развитие биологии определялось разработкой и применением новых научных методов исследования? 3. Какое значение имели описательный и сравнительный методы для развития биологии? 4. В чем сущность исторического метода? 5. Почему экспериментальный метод получил наибольшее распространение в XX веке? 6.Какие направления в развитии биологии вы можете выделить, кратко охарактеризуйте их?

Работа по карточкам

  • В чем заключаются основная цель и задача науки?

2. Почему можно утверждать, что развитие биологии определялось разработкой и применением новых научных методов исследования?

3. Какое значение имели описательный и сравнительный методы для развития биологии?

4. В чем сущность исторического метода?

5. Почему экспериментальный метод получил наибольшее распространение в XX веке?

6.Какие направления в развитии биологии вы можете выделить, кратко охарактеризуйте их?

Дополните предложения 1. Является основателем генетики… 1. Авторы клеточной теории….. 2. Основоположник медицины ….. 2. Основоположник классификации….. 3. Создатель эволюционной теории…. 3. Основоположник зоологии….. 4. Основоположник ботаники…. 4. Создатель первого анатомического альбома….. 5. Сформулировал закон зародышевого сходства…. 5. Создатель первой теории эволюции…

Дополните предложения

1. Является основателем генетики…

1. Авторы клеточной теории…..

2. Основоположник медицины …..

2. Основоположник классификации…..

3. Создатель эволюционной теории….

3. Основоположник зоологии…..

4. Основоположник ботаники….

4. Создатель первого анатомического альбома…..

5. Сформулировал закон зародышевого сходства….

5. Создатель первой теории эволюции…

Расположите основные этапы научного исследования в правильном порядке. Построение теории. Постановка проблемы. Гипотеза. Подтверждение – опровержение. Получение фактов. Конструирование гипотез. Теория. Проверка гипотез.

Расположите основные этапы научного исследования в правильном порядке.

  • Построение теории.
  • Постановка проблемы.
  • Гипотеза.
  • Подтверждение – опровержение.
  • Получение фактов.
  • Конструирование гипотез.
  • Теория.
  • Проверка гипотез.

Ответ 5, 2, 6, 3, 8, 4, 1, 7. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?

Ответ 5, 2, 6, 3, 8, 4, 1, 7.

Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?

Жизнь - активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Жизнь - активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Единство химического состава. Сложные органические вещества: Белки  Жиры  Углеводы  Нуклеиновые кислоты
  • Единство химического состава.

Сложные органические вещества:

  • Белки
  • Жиры
  • Углеводы
  • Нуклеиновые кислоты

2. Единство структурной организации.

2. Единство структурной организации.

3. Открытость.   4. Обмен веществ и энергии. Питание 2. Дыхание 1. Выделение Гомеостаз

3. Открытость.

4. Обмен веществ и энергии.

  • Питание

2. Дыхание

1. Выделение

Гомеостаз

3. Открытость.   4. Обмен веществ и энергии. Метаболизм  Анаболизм Ассимиляция Пластический обмен Катаболизм Диссимиляция Энергетический обмен

3. Открытость.

4. Обмен веществ и энергии.

Метаболизм

Анаболизм

Ассимиляция

Пластический обмен

Катаболизм

Диссимиляция

Энергетический обмен

5. Саморегуляция. Гомеоста́з (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος — одинаковый, подобный и στάσις — стояние, неподвижность) — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

5. Саморегуляция.

Гомеоста́з (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος — одинаковый, подобный и στάσις — стояние, неподвижность) — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

6. Самовоспроизведение (репродукция). Какие формы размножения встречаются в природе, чем они отличаются?

6. Самовоспроизведение (репродукция).

Какие формы размножения встречаются в природе, чем они отличаются?

7. Развитие и рост. онтогенез. Филогенез –  эволюция, В чем отличие роста от развития?

7. Развитие и рост.

онтогенез.

Филогенез –

эволюция,

В чем отличие роста от развития?

8. Раздражимость. Раздражимость – избирательная реакция на внешние воздействия. Реакция на раздражение -  рефлекс.  Рефлекс осуществляется посредством нервной системы.

8. Раздражимость.

Раздражимость – избирательная реакция на внешние воздействия.

Реакция на раздражение -

рефлекс.

Рефлекс осуществляется посредством нервной системы.

Фототаксис – движение к свету Хемотаксис –  перемещение по отношению к концентрации химических веществ

Фототаксис – движение к свету

Хемотаксис – перемещение по отношению к концентрации химических веществ

9. Наследственность и изменчивость. Насле́дственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, также свойство потомков отличаться от родительских форм.

9. Наследственность и изменчивость.

Насле́дственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.

Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, также свойство потомков отличаться от родительских форм.

10 . Дискретность  (прерывность, разделенность)  является всеобщим свойством материи, специфически проявляющимся на уровне живых систем. Любая биологическая система, например организм, вид, биогеоценоз, состоит из отдельных, относительно автономных, но тем не менее взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

10 . Дискретность

(прерывность, разделенность)

является всеобщим свойством материи, специфически проявляющимся на уровне живых систем. Любая биологическая система, например организм, вид, биогеоценоз, состоит из отдельных, относительно автономных, но тем не менее взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

11. Приспособленность - это целесообразность организмов, их соответствие среде обитания. С позиций современной биологии целесообразность не дана организму изначально творцом, а сформировалась в результате длительного процесса эволюции.

11. Приспособленность -

это целесообразность организмов, их соответствие среде обитания. С позиций современной биологии целесообразность не дана организму изначально творцом, а сформировалась в результате длительного процесса эволюции.

Жертва Хищник Острые зубы  Яды, шипы Угрожающая поза, окраска Острые когти, клюв Покровительственная окраска Быстрый бег, подкарауливание

Жертва

Хищник

Острые зубы

Яды, шипы

Угрожающая поза, окраска

Острые когти, клюв

Покровительственная окраска

Быстрый бег, подкарауливание

биосфера клетка ткани биогеоценоз биоценоз органы организм вид популяция

биосфера

клетка

ткани

биогеоценоз

биоценоз

органы

организм

вид

популяция

Заполните таблицу Уровни организации Биологическая система Молекулярный Элементы, образующие систему Клеточный Организменный Популяционно-видовой Биогеоценоти- ческий Биосферный

Заполните таблицу

Уровни организации

Биологическая система

Молекулярный

Элементы, образующие систему

Клеточный

Организменный

Популяционно-видовой

Биогеоценоти-

ческий

Биосферный

1. Молекулярный  2. Клеточный 3. Организменный 4. Популяционно-видовой 5. Биогеоценоти- ческий 6. Биосферный Распределите указанные понятия по соответствующим уровням организации жизни: А. Тайга,  Б. нуклеиновые кислоты, В. нейрон, Г. одуванчик, Д. заяц беляк, Е. вода, Ж. мухомор, З. все живые организмы Земли, И. яйцеклетка, К. ромашка лекарственная, Л. пустыня, М. витамины

1. Молекулярный

2. Клеточный

3. Организменный

4. Популяционно-видовой

5. Биогеоценоти-

ческий

6. Биосферный

Распределите указанные понятия по

соответствующим уровням организации жизни:

А. Тайга,

Б. нуклеиновые кислоты,

В. нейрон,

Г. одуванчик,

Д. заяц беляк,

Е. вода,

Ж. мухомор,

З. все живые организмы Земли,

И. яйцеклетка,

К. ромашка лекарственная,

Л. пустыня,

М. витамины

1 –Б,Е,М. 2- В,И. 3- Г,Ж. 4- Д,К. 5- А,Л. 6 -З. Домашнее задание:  изучить § 3, 4 ответить на вопросы - с. 15. (4,5)

1 –Б,Е,М. 2- В,И. 3- Г,Ж. 4- Д,К. 5- А,Л. 6 -З.

Домашнее задание:

изучить § 3, 4

ответить на вопросы - с. 15. (4,5)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!