СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сувенир-оберег "Подкова" ( лепка из соленого теста)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

сувенир-оберег

«ПОДКОВА» (тестопластика)

Цель занятия:

Изготовить сувенир-оберег « Подкова» в технике тестопластики.

Задачи:

  • Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе  с соленым  тестом, составлению композиции из готовых деталей соленого теста;
  • Способствовать  развитию  речи учащихся (обогащению словарного запаса);
  • Способствовать  развитию  сенсорики(развитие глазомера, ориентировка в пространстве, точность и тонкость размещения  цветовой формы);
  • Способствовать  развитию  двигательной сферы(овладение моторикой мелких мышц рук, двигательной сноровки);
  • Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, чувство коллективизма, толерантность.
  • Способствовать формированию и развитию самостоятельности.
  • Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

  • Кисточка, баночки с водой;
  • Кусочки соленого теста разных цветов;
  • Салфетки.
  • Дощечки
  • Стеки
  • Поднос (складывать вылепленные детали)
  • Карандаши простые
  • Различные формочки для теста

Словарная  работа:

Композиция,  оберег.

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

Организационный  момент.

Приветствие детей.

Учитель:

Добрый день, ребята! Сегодня у нас на занятии кружка присутствуют гости. Поприветствуем их.

Дети:   Добрый  день!

Учитель:

А у нас с вами очередное  занятие  кружка «Тестопластика».

Давайте  вспомним с вами чем мы занимались на предыдущих занятиях?

Дети:  

-Лепили из солёного теста  много красивых изделий: листики, различные цветы, грибочки, ягоды, фрукты.

-Затем все детали высушили и покрасили.

Учитель:  

Правильно,  молодцы!

  Поделки из солёного теста—древняя традиция, но всё чаще им находится место и в нашем современном мире. Почему, как вы думаете?   .

Дети:

- Потому, что эти поделки экологически чистые и сделаны своими руками.

-Ещё и потому. что для этих поделок не требуется больших материальных затрат. Всё что нужно- это мука, соль и вода (показывают )

Учитель:   Правильно. И сегодня мы с вами  сделаем очень красивую и нужную вещь, которая принесёт свет и радость вам и вашим близким .Это будет оберег. Скажите пожалуйста, кто из вас знает, что такое оберег?

 

Дети:

-  Это предмет, который защищает человека.

Учитель:  Правильно!  

ОБЕРЕГ- это  предмет, или символ,  призванный  защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. Известны обереги с самых дальних времён. Чтобы уберечь  себя от болезни , люди носили с собой  мешочек из кожи, где хранил свой оберег- камушек с выбитыми на нём кругами, как бы  они огораживали человека от болезни.  Много оберегов было у древних славян. Например, такие известные нам с детства предметы как ложка, расчёска (гребень), ключ. полотенце (рушник). ложка символизировала сытость и довольствие в доме. Ключ- богатство и сохранность имущества. Вышитое полотенце сопровождало наших предков от рождения до смерти. Новорождённого укрывали вышитым полотенцем, оберегая его от болезней. Новобрачным в день свадьбы связывали руки вышитым полотенцем. чтобы они жили в согласии и дружбе. Провожая в  дальнюю дорогу, махали вслед полотенцем или платком.

 Сейчас, в наше время, очень ценятся подарки, сделанные своими руками. А если это еще и оберег, который несет определенную защиту от злых чар, болезней, приносит в дом счастье, достаток и благополучие, то этот подарок будет бесценным для ваших близких людей.

 При изготовлении оберега нужно соблюдать некоторые правила:

  • нельзя создавать оберег для себя;
  • намерения должны быть чистыми и добровольными: никого нельзя заставить или уговорить подарить амулет;
  • самые сильные обереги те, что подарены вашими родными: дочками, сыновьями, родителями, сестрами, братьями, бабушками, дедушками,и т.д.;
  • в процессе создания оберега думать об этом человеке, представляя его характер, потребности, чувствовать энергетику.

 

 Подароком оберегом может быть: куколка ,сшитая своими руками, или веночек или полотенце для кухни либо ещё что-то.  И сегодня я предлагаю вам сделать вот такой  сувенир-оберег « Подкова».

 

Мы с вами украсим свою подкову различными ягодками и фруктами — создадим композицию.

КОМПОЗИЦИЯ—это составление, связывание, сложение, объединение отдельных элементов в единое художественное целое.

Учитель:

Прежде чем приступить к работе ,давайте вспомним правила ТБ при работе с солёным тестом:

Правила техники безопасности

-При работе с солёным тестом избегать попадания крошек в глаза;

- Перед работой наложить на порезы и ли царапины на руках лейкопластырь;

- Во время работы не размахивать руками;

- Стеки не направлять в сторону соседа;

- Следить за осанкой ( не опираться грудью на стол,)

- При работе не ставить локти на стол;

- Стеки, карандаши. кисточки после работы убирать в стаканчик.

Учитель:

  Молодцы!  хорошо! А сейчас мы с вами немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА  

 

Учитель:

Давайте вспомним и покажем нашим гостям , как вы лепили листочки, цветы , ягоды, фрукты. У вас на столе есть инструкционные карты, где показаны все этапы выполнения. Кто мне расскажет и покажет, как вылепить листик

Дети:

-Чтобы слепить листок , нужно взять кусочек теста , раскатать колбаску толщиной в 

  в 1 см, затем стекой нарезать  небольшие кусочки, толщиной -1см. Кусочки раскатываем  между ладонями в шарик, придаём форму морковки и указательным и большим пальцем сплющиваем, придавая форму листа Затем листок  кладём на указательный палец , заострённым  концом  к ногтю и прищипываем середину листика, делая главную прожилку, а стекой делаем боковые прожилки. Листик готов.

Учитель:

 Правильно, молодец! А кто хочет показать  как лепить цветок?

Дети:

-Чтобы слепить цветок нам нужно также раскатать из теста колбаску,  разрезать стекой её на кусочки ( если большой цветок . то кусочки режем побольше). Катаем шарики, сплющиваем их ,делая кружочки- лепестки. Затем внизу кружочка прищипываем противоположные стороны.

-Или катаем  маленькие шарики , собираем вместе 5 шариков, а в середину  кладём ещё один шарик и стекой его прижимаем.

-Или 3 шарика  сплющиваем. прикладывая их друг к другу .получились лепестки и с середину кладём еще один шарик и стекой прижимаем его к  лепесткам.

-Ягодку - катаем из шарика, яблоко и грушу аналогично.

Учитель:

Молодцы! Очень хорошо. Эти детали нам пригодятся, чтобы оформить наше изделиеВам необходимо проявить свою фантазию при составлении своей композиции , ну а я помогу вам,  и постараюсь оказать индивидуальную  помощь.

 Помните, сначала нужно смочить подкову водой, а затем только  приклеивать детальки. Ну что ж, можите приступить к творчеству.

Самостоятельное творчество по отделке и украшению композиции.

ТЕКУЩИЙ  ИНСТРУКТАЖ:

- Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий в целом;

- Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;

-Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся, давая им более посильное задание;

-Контроль за бережным , аккуратным отношением к деталям и самому  изделию;

- Рациональное использование учебного времени учащихся

Рефлексия:

·                     Чем мы сегодня занимались?

·                     Что нового узнали?

·                     Что было сложнее всего?

·                     Понравилось вам занятие? И чем понравилось?

( Да, я сама, своими руками выполнила этот оберег.. Я хочу подарить его своей маме и пусть он хранит её , чтобы она не болела)

-(Мне очень понравилось то, что я сама сделала этот прекрасный сувенир- оберег. Я тоже подарю его своей маме, пусть он ей приносит только радость и счастье)

Учитель:

Ребята посмотрите, какие замечательные  сувениры –обереги у нас получились. Какие красивые создали композиции, просто чудо! Нам осталось их покрыть лаком, но это мы с вами сделаем на следующем занятии.

Вы молодцы!  Мне было приятно с вами заниматься! спасибо за работу!

Девочка:

Взяли воду и муку,

Соль , бумагу—не крупу.

Всё мешали и месили.

Тесто в колобки делили,

А из этих колобков

Лепили множество цветков

И листочки, стебельки,

Ягодки и васильки.

Дарим вам наш сувенир,

Чтоб всегда у нас был МИР!

Никогда вам не болеть,

Счастья вам и не стареть!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рушник— расшитое декоративное полотенце

Свадебный рушник

На нем стоят во время свадебной церемонии. На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. голуби – славянские символы влюбленных молодоженов, часто вышивались с повернутыми друг к другу головками или с веточкой калины в клюве, что олицетворяет образование новой семьи.

 

 

 

Обреговая кукла использовалась в различных ритуалах и защищала всю семью от неприятностей и невзгод, помогала избавиться от какой-либо напасти, порчи или сглаза и делала здоровье крепким, а жизнь счастливой.