СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СВ110 ОУД.01.01 Родной язык Тема: Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

№ Группа

Профессия

ОУД

                                  Преподаватель:

Ионова Анна Григорьевна

E-mail: [email protected]

ВКонтакте: https://vk.com/id516054484

Дата выдачи задания

Срок выполнения

10.11.2020

11.11.2020

 

Шаблон оформления выполненного задания в электронном виде (вставить в свою работу и заполнить необходимые данные  - ФИО, группа, профессия  студента)

№ Группа

Профессия

ОУД

Ф.И.О студента

 

Дата выдачи задания

Дата выполнения задания

 

 

Просмотр содержимого документа
«СВ110 ОУД.01.01 Родной язык Тема: Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.»

Группа: СВ110

Профессия

ОУД 01.01

Преподаватель:

Ионова Анна Григорьевна

E-mail: [email protected]

ВКонтакте: https://vk.com/id516054484

Дата выдачи задания

Срок выполнения

10.11.2020

11.11.2020



Тема: Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

Цели урока:

  1. Развитие навыка самостоятельной работы с текстом путем его анализа;

  2. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,

Задачи:

  1. Усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  2. Овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

.

:

  1. Вступительное слово (Лекция)

Язык служит нам не только инструментом коммуникации, передачи информации, но и является хранителем национальных культурных ценностей, которые заключены в лексическом, грамматическом строе и передаются в письменной, устной форме, в пословицах, поговорках, фольклоре.

Русским языком владеет около 250 миллионов людей. Русский язык имеет две разновидности: литературный и диалектный.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Диалектная речь имеет только устную форму общения. Большое значение для развития русского литературного языка имеет взаимовлияние литературного языка и диалектов. Многие диалектные слова перешли в литературный язык: самодур, неудачник, батрак и др. Общеупотребительные слова могут перейти в разряд диалектных: зобать – «есть».

В литературном языке слова подчиняются общепринятому образцу – языковой норме. Норма – это правило, которому следуют говорящие на том или ином языке.

По своему строю русский язык родственен некоторым другим я

Ближе всего к нему украинский и белорусский. Русский язык входит в большую семью, так называемых индоевропейских языков, наряду с английским, немецким, французским и некоторыми другими современными языками. Родственные языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на группы и подгруппы. Русский язык относится к индоевропейской семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе.

Язык – развивающаяся система. Изменяются все языки, кроме так называемых «мертвых» (на них уже не говорят, а сохранились они лишь в литературных памятниках): древнегреческий, латинский, старославянский.

Русский язык – зеркало национальной культуры и истории народа.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человеком, это совокупность производительных, общественных и духовных достижений людей.

Ценности разделяются на общечеловеческие (присущие всем людям) и уникальные (присущие одному народу или группе народов).

Рассмотрим вопрос соотношения культуры и языка. Мы можем заметить, что они пересекаются и взаимодействуют друг с другом, но не растворяются друг в друге.

Согласно теории Э. Сепира культура не оказывает вовсе воздействия на фонетический строй языка (закономерности не наблюдаются), но сильно влияет на лексический (появление просторечий).

  1. Практическая самостоятельная работа

Прочитайте высказывания о родном языке известного русского языковеда Л. В. Щербы и замечательного русского писателя 20 века К. Г. Паустовского.

  1. Что может быть ближе и дороже, чем родной язык? И, верно, слово родной – волшебное слово, оно затрагивает сокровеннейшие стороны нашего существования, оно согревает своим теплом всё то, к чему прикладывается в качестве эпитета: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. Только любящим его, то есть в совершенстве владеющим им, открывает он свои возможности, открывает пути. Его надо любить и неустанно изучать в его совершенных образцах, но вместе с тем и бороться с ним, стремясь найти способы выражения новых мыслей.               Л. В. Щерба

  1. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.     К. Г. Паустовский

Как вы понимаете выражение знать до косточки?

Сформулируйте и запишите основную мысль этих высказываний. Что их объединяет?

  1. Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть:

  2. разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение;

  3. выразительной - использующей образные средства языка:

  4. фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения;

  5. точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать;

  6. логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего);

  7. краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего;

  8. ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль;

  9. доступной - выраженной в понятной форме, известными словами.Домашнее задание.

Домашнее задание

Прочитайте высказывания о родном языке русских поэтов и писателей, оставивших заметный след в истории российской культуры. Оформите эти высказывания как цитату, прямую речь, косвенную речь.

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.                

(А. Куприн)

 Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.    

(К. Паустовский)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

(И.С. Тургенев)

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

                                                                                                    (И.С. Тургенев)

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.         

 (Толстой Л. Н.)

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм

(Добролюбов Н.А.)