СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СВ110 Родной язык 11.11.2020 Язык и речь.Лекция.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята,если вы не успели сделать задание,можете присылать в любое время.

Просмотр содержимого документа
«СВ110 Родной язык 11.11.2020 Язык и речь.Лекция.»

Группа

Профессия

ОУД

Преподаватель:

Ионова Анна Григорьевна

E-mail: [email protected]

ВКонтакте: https://vk.com/id516054484

Дата выдачи задания

Срок выполнения

11.11.2020

12.11.2020



Шаблон оформления выполненного задания в электронном виде (вставить в свою работу и заполнить необходимые данные - ФИО, группа, профессия студента)

Группа

Профессия

ОУД

Ф.И.О студента


Дата выдачи задания

Дата выполнения задания






Язык и речь.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств



Основные понятия

Речь. Качества хорошей речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность.


- Послушайте легенду.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес...

– Что принес Эзоп? Прав ли он?

( Эзоп вновь принёс язык. Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но слово также может, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и ненависти.)







«Самое удивительное и мудрое творение человечества

– это язык, и по отношению каждого человека

к своему языку можно совершенно точно судить

не только о его культурном уровне, но

и о его гражданской ценности»

(К.Г.Паустовский).

- Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают своё мнение)

- Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только условия, но и общественное самосознание народа, национальный характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет народа.


- Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали слова-паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая, богатая, красивая речь.

- Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут сделать вывод, какую речь можно считать культурной.

- Итогом нашего урока станет схема, которую мы с вами постепенно будем заполнять.

Качества правильной речи

  1. Правильность

  2. Чистота

  3. Богатство

  4. Точность

  5. Выразительность

  6. Уместность

  7. Логичность


1)-  В словах расставьте ударения в соответствии с нормами орфоэпии  (задание 4 ЕГЭ)


апостроф

средства

феномен

заняла

занята

жалюзи

сформированный

бледна

обеспечение

осведомиться

подростковый

перенявший

жестка

убывший

принудить

благовест

гражданство

завидно

исчерпать

нефтепровод


самопроверка

  • баловАть

  • апострОф

  • срЕдства

  • фенОмен

  • занялА

  • занятА

  • жалюзИ

  • сформирОванный

  • бледнА

  • обеспЕчение

  • освЕдомиться

  • подрОстковый

  • перенЯвший

  • жесткА

  • убЫвший

  • принУдить

  • блАговест

  • граждАнство

  • завИдно

  • исчЕрпать

  • нефтепровОд

- Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.

- Какую норму речи мы должны были соблюсти?

(Правильность)

- Внесите в таблицу.

А сейчас прочтите предложения, выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)


(ГУ­МА­НИ­ТАР­НАЯ, ГУМАННАЯ) по­мощь была до­став­ле­на в ДНР.

- Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.

(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖ­ДЕБ­НАЯ) обо­ро­на была слом­ле­на благодаря сплочённости всех народов.

Этот че­ло­век был да­ле­ко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИН­СТВЕН­НЫЙ) в своём роде.


- Как называются такие слова?

- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?



Реализация проекта выхода из затруднения

Короче, гуляет князь Гвидон по берегу моря, а навстречу ему, прикинь, по волнам царевна-лебедь как бы плывёт.

Что вы заметили? Запиши правильно

Какую речь можно назвать чистой?


Познакомьтесь со списком слов-паразитов, постарайтесь избегать их употребления в своей речи. Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Употребление в речи слов, лишённых смысловой нагрузки, превращает их в речевой мусор. 

В схему слово - Чистота

Словарный запас А.Пушкина составлял примерно 21 тыс.слов, у современного взрослого образованного человека – примерно 10-12 тыс.слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже.

О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь? 



Работа с текстом.

- На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно считать эталоном современного разговорного языка.

Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности, - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.


В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском языке так:

«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.»

- Как красиво сказано…

- Попробуйте и вы украсить текст. Вы должны вставить изобразительно-выразительные средства. Посмотрим, что получится. 


Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так …  в это … утро.


- А хотите услышать оригинал? Сравним?

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно  в это милое утро.

- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?

(Выразительность)

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Какую речь называют уместной?












Литература:



Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией А.И.Власенков и Л.М.Рыбченкова