№ Группа | Профессия |
ОУД |
Преподаватель: Ионова Анна Григорьевна | E-mail: [email protected] ВКонтакте: https://vk.com/id516054484 |
Дата выдачи задания | Срок выполнения |
11.11.2020 | 12.11.2020 |
Шаблон оформления выполненного задания в электронном виде (вставить в свою работу и заполнить необходимые данные - ФИО, группа, профессия студента)
№ Группа | Профессия |
ОУД |
Ф.И.О студента | |
Дата выдачи задания | Дата выполнения задания |
| |
Язык и речь.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств
Основные понятия
Речь. Качества хорошей речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность.
- Послушайте легенду.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес...
– Что принес Эзоп? Прав ли он?
( Эзоп вновь принёс язык. Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но слово также может, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и ненависти.)
«Самое удивительное и мудрое творение человечества
– это язык, и по отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно точно судить
не только о его культурном уровне, но
и о его гражданской ценности»
(К.Г.Паустовский).
- Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают своё мнение)
- Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только условия, но и общественное самосознание народа, национальный характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет народа.
- Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали слова-паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая, богатая, красивая речь.
- Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут сделать вывод, какую речь можно считать культурной.
- Итогом нашего урока станет схема, которую мы с вами постепенно будем заполнять.
Качества правильной речи
Правильность
Чистота
Богатство
Точность
Выразительность
Уместность
Логичность
1)- В словах расставьте ударения в соответствии с нормами орфоэпии (задание 4 ЕГЭ)
апостроф
средства
феномен
заняла
занята
жалюзи
сформированный
бледна
обеспечение
осведомиться
подростковый
перенявший
жестка
убывший
принудить
благовест
гражданство
завидно
исчерпать
нефтепровод
самопроверка
баловАть
апострОф
срЕдства
фенОмен
занялА
занятА
жалюзИ
сформирОванный
бледнА
обеспЕчение
освЕдомиться
подрОстковый
перенЯвший
жесткА
убЫвший
принУдить
блАговест
граждАнство
завИдно
исчЕрпать
нефтепровОд
- Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.
- Какую норму речи мы должны были соблюсти?
(Правильность)
- Внесите в таблицу.
А сейчас прочтите предложения, выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)
(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.
- Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.
Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.
- Как называются такие слова?
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
Реализация проекта выхода из затруднения
Короче, гуляет князь Гвидон по берегу моря, а навстречу ему, прикинь, по волнам царевна-лебедь как бы плывёт.
Что вы заметили? Запиши правильно
Какую речь можно назвать чистой?
Познакомьтесь со списком слов-паразитов, постарайтесь избегать их употребления в своей речи. Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Употребление в речи слов, лишённых смысловой нагрузки, превращает их в речевой мусор.
В схему слово - Чистота
Словарный запас А.Пушкина составлял примерно 21 тыс.слов, у современного взрослого образованного человека – примерно 10-12 тыс.слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже.
О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь?
Работа с текстом.
- На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно считать эталоном современного разговорного языка.
Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности, - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.
В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.»
- Как красиво сказано…
- Попробуйте и вы украсить текст. Вы должны вставить изобразительно-выразительные средства. Посмотрим, что получится.
Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так … в это … утро.
- А хотите услышать оригинал? Сравним?
Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро.
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Выразительность)
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Какую речь называют уместной?
Литература:
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией А.И.Власенков и Л.М.Рыбченкова