СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Свеча Яблочкова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дети знакомятся с созданием свечи Яблочкова, принципом её работы и рисуют поэтапно свечу.

Просмотр содержимого документа
«"Свеча Яблочкова"»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Светлячок»

г. Ртищево Саратовской области» ул. Победы – 6.






Конспект занятия по ИЗО

«Он подарил миру свет.

Рисуем «Свечу Яблочкова»

Для детей 6-7 лет











Разработал педагог ДО

Чиликанова О. М.





















2021 г.





Тема занятия:

«Он подарил миру свет.

Рисуем «Свечу Яблочкова»

Цель:

- знакомство с П.Н. Яблочковым, великим русским электротехником, и его мировым изобретением «Свечой Яблочкова».

Задачи:

- воспитание патриотических чувств, гордости за нашего земляка П.Н. Яблочкова, подарившего миру свет;

- ознакомление с мировым изобретением П.Н. Яблочкова «Свечой Яблочкова»

- научить рисовать лампу, «Свечу Яблочкова» из заданного контура яблока;

- закрепление навыков работы с графическими художественными материалами.

Оборудование и материалы

для педагога:

- презентация «Он подарил миру свет»;

- лампа, включающаяся в розетку;

- яблочки свежие, похожие на лампочки;

- схема «Свечи Яблочкова»;

- лист с контуром яблока;

- чёрный маркер.

Для обучающихся:

- листы бумаги А4 с контуром яблока;

- фломастеры, цветные карандаши;

- пробные листочки;

Ход занятия:

1 – Организационный момент. Вводная часть.

2 - Введение в тему.

3 - Получение новых знаний по теме.

4 - Сообщение темы, постановка цели и задачи.

5 – Физминутка.

6 - Практическая часть. Работа по образцу педагога.

7 – Подведение итогов. Рефлексия.





«Он подарил миру свет. Рисуем «Свечу Яблочкова».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как светло, тепло и уютно в нашем кабинете. Что же нам в этом помогает?

Загадка.

Дом — стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется —
Ярким пламенем зажжется. (лампочка)

Лампочка даёт нам свет. Благодаря свету везде становится светло и уютно. При свете лампы можно заниматься вечерами чем угодно – рисовать, читать, играть… прыгать, бегать и скакать!

2. Введение в тему.

- А знаете ли вы, ребята, кто изобрёл первую лампочку, кто подарил миру свет?

- Это был Павел Николаевич Яблочков - русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель.

  1. Получение новых знаний по теме.

Просмотр презентации «Он подарил миру свет»

Павел Николаевич Яблочков родился 14 сентября 1847 г. в селе Жадовка Сердобского уезда Саратовской губернии, в семье обедневшего дворянина. Семья Яблочковых была культурной и образованной. 

Отец будущего изобретателя, Николай Павлович, в молодости учился в Морском кадетском корпусе, но по болезни со службы был уволен.

Мать Павла, Елизавета Петровна, вела хозяйство многочисленной семьи. Она отличалась властным характером и, по отзывам современников, держала всю семью «в руках».

В детские годы П.Н. Яблочков придумал устройство для отчёта пути, пройденного телегой, угломерный прибор для землемерных работ, которым крестьяне пользовались при земельных переделах.

Обучался Павел Яблочков в Саратовской гимназии, но не закончив обучение в гимназии, поступил в вoeннoe Hикoлaeвcкoe училищe, пo oкoнчaнии кoтopoгo пoлучил хорошее образование военного инженера. Oднaкo Пaвлa Hикoлaeвичa вoeннaя кapьepa нe пpивлeкaлa и oн увoлилcя c вoeннoй cлужбы.

П.Н. Яблочков много работал в области электричества, изучал особенности его применения. И в 1876 году (145 лет назад) изобрёл электрическую угольную лампу! Эту лампу назвали «Свеча Яблочкова» - она принесла изобретателю всемирную славу. Изобретение Яблочкова было запатентовано. Его свечи осветили улицы и площади Парижа, Лондона, Берлина.



Европейские газеты того времени вышли с заголовками «Изобретение русского инженера Яблочкова — новая эра в технике», «Свет приходит к нам с Севера — из России» и даже «Россия — родина электричества» - так «Свеча Яблочкова» покорила мир.

Лампа Яблочкова оказалась проще, удобнее и дешевле в эксплуатации, чем её предшественницы. Свеча Яблочкова горела почти 90 минут; по истечении этого времени приходилось вставлять в фонарь новую свечу. Впоследствии были придуманы фонари с автоматической заменой свечей.



После своего великого изобретения П.Н. Яблочков много работал, продолжал свои опыты с электричеством, из-за чего подорвал своё здоровье и скончался.



Изобретатель умер в родном Саратове в возрасте всего лишь 46-ти лет, до последнего дня работая над чертежами электрического освещения этого города. На его могильном памятнике, установленном в селе Сапожок, выбиты слова, которые он когда-то сказал: «Электрический ток будет подаваться в дома, как газ или вода». 

  1. Сообщение темы, постановка цели и задачи.

Сегодня, ребята, в память о великом изобретателе мы нарисуем «Свечу Яблочкова» - электрическую угольную лампу, которая подарила миру свет.

Прежде чем начать работу, давайте немного разомнёмся.

  1. Физминутка.

(Дети встают и повторяют движения педагога)

Солнышко за горку село, (садимся на корточки)
В доме сразу потемнело. (закрываем глаза ладошками)
В ночь уходит светлый день. (шаги на месте)
Комнатку накрыла тень. (широко разводим руками)
Мы оденем тапочки. (топаем ногами)
Включим в доме лампочки! (смотрим вверх и вращаем кистями поднятых рук)

Свет зажёгся – красота! (хлопаем в ладоши)

Рисовать теперь пора. (садимся за столы)

  1. Практическая часть. Работа по образцу педагога.



Итак, у вас лежат листочки с нарисованным контуром чего? – яблочка.

- А как вы думаете, почему именно яблочко у вас изображено?

- Правильно, потому что фамилия изобретателя, подарившего нам свет, ЯБЛОЧКОВ.

Сейчас мы с вами превратим это яблочко в «Свечу Яблочкова» Внимательно смотрите и слушайте. (Педагог показывает на своём листе с изображением контура яблока последовательность выполнения работы, поясняя все свои действия)



1 – чёрным фломастером обводим силуэт яблочка – это будет стеклянный колпак лампы (как современные плафоны)

2 – сверху рисуем крышечку – ведь свеча горела 90 минут, а затем её надо было заменить через отверстие сверху.

3 – стеклянный колпак стоит на ножке, похожей на подсвечник – рисуем из прямых и дугообразных линий ножку, основу лампы.

4 – теперь, внутри стеклянного колпака, в котором нет вакуума – самое главное изобретение Павла Николаевича – «Свечу Яблочкова». На металлической подставке внутри колпака «крепим» вертикально два угольных стержня (электрода) и между ними прослойку из белой глины – каолин.

5 – раскрасим стержни – угольки серым или чёрным фломастером, каолин оставим белым. Ножку – подставку раскрасим под цвет металла – медь (красно-коричневый).

6 – Внутри подсвечника-подставки проходят провода, соединяющие два стержня с электричеством – их не видно. Наша «Свеча Яблочкова» готова - можно её включать (рисуем жёлто-голубые лучи от лампы-свечи). Чтоб подчеркнуть яркость света – делаем фон чёрным карандашом.





  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Молодцы, ребята. У нас в кабинете, кажется, ещё светлее стало от ваших светящихся лампочек – как они называются? - «Свеча Яблочкова». Кто изобрёл эту лампочку-свечу? – П.Н. Яблочков.

Дети встают со своими рисунками в полукруг, рассматривая работы друг друга, а педагог в это время включает современную электрическую лампочку перед собой и читает стихотворение:

Лампочка предмет простой,
Висит себе и светит.
Но что бы было, милый мой,
Не будь её на свете?
Солнце село за холмом -
И в домах темным-темно.
Ни журналы полистать,
Ни в игрушки поиграть.
Остаётся только спать,
Или голову ломать,
Лампочку изобретать.

(Педагог угощает всех яблочками, похожими на лампочки)

Всем спасибо, до свидания, до новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!