СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сведения о языке как о явлении. Русский язык как существование национальной русской культуры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для лекции по дисциплине "Русский язык и культура речи" для обучающихся в СПО по теме "Сведения о языке как о явлении. Русский язык как существование национальной русской культуры."

Просмотр содержимого документа
«Сведения о языке как о явлении. Русский язык как существование национальной русской культуры.»

Тема 1.

Сведения о языке как о явлении.

Русский язык как существование национальной русской культуры.


1. Сведения о языке как о явлении.

Изучение курса «Русский язык и культура речи» предполагается как изучение языковой структуры речи в ее коммуникативном воздействии. Коммуникация происходит посредством языка. Язык — это средство общения людей. Язык выражает человеческую мысль, отражаясь в мышлении. Это очевидно на примере развития ребенка: узнавая новое слово или понятие, ребенок развивает свое мышление, т.е. появление нового слова в языке — это появление нового понятия у носителя языка. Язык неразрывно связан с мышлением, эти понятия родственные. Язык представляет собой систему разных средств выражения мыслей, где слово является основной его единицей.

Учебный курс «Русский язык и культура речи» предлагает характеристику современного русского литературного языка. Этот курс необходим не только как наличие основного общего образования для человека с целью его (человека) развития и становления как личности. Русский язык и особенно культура речи, основанная на знаниях о русском языке, необходима в профессиональном образовании на этапе овладения человеком будущей специальностью, профессией. Это необходимо для налаживания успешной коммуникации и общения с другими людьми, в обществе как в общественной, так и в профессиональной деятельности человека.

Язык — это общественное явление. Создание и становление языка происходит на протяжении длительного исторического периода. Возникновение языка идет из глубокой древности в процессе трудовой деятельности людей. Язык выполнял очень важную функцию: он помогал людям общаться и понимать друг друга, трудиться вместе, обмениваться накопленными знаниями и опытом. Благодаря опыту предков в различных сферах жизни и деятельности, в языке складывается и сохраняется история, передаваемая от поколения к поколению, т.е. язык служит для обеспечения связи времен. Без языка невозможно общество, также, как и наоборот. Связь между обществом и языком была очевидна еще для древних ученых. Как писал Аристотель: «Из всех живых существ только человек одарен речью». Это совершенно очевидно и неизменно и для современного времени развития общества. Язык, являясь средством общения, неразрывно связан с жизнью общества, с каждым конкретным человеком как носителем языка. Язык изменяется и развивается вместе с развитием общества.

Язык неразделим с мышлением и сознанием, а значит все знания, которые в процессе жизни и развития приобретает человек, закрепляются в языке.

Говоря о функции языка, стоит отметить две основные: язык-это орудие человеческого мышления и совершенное средство общения друг с другом; язык может самостоятельно существовать и совершенствоваться, так как выполняет одновременно эти функции. Благодаря языку люди обмениваются информацией в разных сферах их жизни и профессиональной деятельности: политика, наука, религия, искусство, спорт и т.п.

Язык невозможно изменить или исправить на усмотрение человека, т.к. это общественное явление.  Редко бывает, когда придуманные слова кого-то входят в обиход языка. Касаемо грамматики, то можно отметить нереальность вмешательства в язык кого-либо, несмотря на уровень образования и научности человека.

Эти факторы характеризуют язык как устойчивую систему со своими единицами. Все особенности, свойства, законы языка принадлежат науке лингвистике, которая изучает язык и языковые события, а именно: звуковой строй языка (фонетику), значение слов русского языка (лексика), строение слов в русском языке (словообразование), формы с лов языка (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис).  Раздел лингвистики-грамматика, сочетает в себе морфологию и синтаксис. Наука о языке орфография-определяет правила написания слов, пунктуация-правила употребления знаков препинания, орфоэпия-правила произношения слов, стилистика- целесообразность употребления каких-либо слов или словосочетаний в конкретной речевой ситуации.  

В настоящее время русский язык состоит из нескольких пластов: литературный язык, жаргоны, диалекты, просторечия. Литературный язык-это высшая форма общенационального языка.

Язык, помимо лучшего показателя культуры, является и лучшим воспитателем для человека.  

При общении людей могут происходить различные ситуации, в том числе и не всегда позитивные. Человек может использовать различные негативные выражения для выяснения ситуации, но, если он, не обидев никого и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты коллег, значит он владеет языком, умеет работать в коллективе и общаться в нем.  Точность, правильность и прямота без грубостей в языке — наилучший показатель профессионализма. Общество влияет на язык, но и язык, в свою очередь, влияет на общество, участвуя в различных областях жизни и деятельности людей.


2. Русский язык как существование национальной русской культуры.

 Как ранее отмечалось, язык имеет важную функцию понимания значения слов, обозначающих предметы, явления, действия, оказывая влияние на мышление и воображение человека. Восприятие и понимание этого зависит от того, каким именно способом обозначил их язык. Язык был бы невозможен как средство общения, если бы каждое произнесенное слово и его значение подвергалось бы спору и обсуждению. Поскольку язык является общенародным средством общения, он отражает мировоззрение не какой-то отдельной группы людей, а целой нации на восприятие мира. Из этого следует, что русский язык является формой мировоззрения, отражающей национальную культуру. Язык выполняет роль посредника между миром и человеком. Языковая картина мира дополняется культурной, религиозной, философской, научной картиной мира. Язык-это наиболее активная и выразительная форма национального сознания, творчества. Русский язык-форма выражения национальной русской культуры, это язык, созданный русским народом, посредством которого он выражает свои мысли и строит свою культуру, являясь родным языком. Для человека родной язык самый близкий в его культуре и сопутствует ему на протяжении всей жизни.

Язык создается этносом (от греч. - народ), передается из поколения в поколение, претерпевая изменения. Язык зависит от уровня развития народа и формируясь, проходит несколько стадий, а именно:

Ранняя стадия-образование племенного языка; далее-образование языка народности; в заключении- образование национального языка. Созидание русского народа, поколения русских и российских деятелей науки, культуры, политики, литературы, искусства-главный источник развития и совершенствования русского языка.

Национальный русский язык-исторически сложившийся язык русской нации, включающий многообразие языковых средств, которые используются говорящими на этом языке как на родном. Национальный язык — это результат процесса формирования нации и условие ее образования. Язык не может существовать вне общества, как и общество не существует без языка. В этом заключена их тесная взаимосвязь. Общество влияет на язык. Это можно отметить на основе направлений:

  • Социальная обусловленность развития языка;

  • Расслоение языка территориальное (социальное);

  • Структура языковых единиц с учетом социальных компонентов;

  • Воздействие общества на функционирование языка;

Рассматривая русский язык в широком его понимании стоит отметить, что в его содержании присутствует совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех людей вне зависимости от места их проживания, возраста, профессии, культурного уровня и образа жизни и т.п., включая диалекты, просторечие и жаргоны. Социальная структура современного русского национального языка содержит в себе расслоение на:

  • Литературный язык;

  • Территориальные диалекты;

  • Социально-групповые и профессиональные жаргоны;

  • Городское просторечие.

Это обусловлено тем, что природа национального языка неоднородна, так как неоднороден сам этнос, как общность людей.

Диалект-одна из разновидностей национального языка, существующая исключительно в устной форме. Диалект содержит в себе наиболее мелкую единицу-говор, который служит средством общения жителей различных территорий. Диалект и говор можно представить на примере жителей сельской местности (диалект) и общения жителей деревень, хуторов (говор). Исторически диалекты возникли как результат феодального раздробления в период Древней Руси и далее Российского государства. Диалекты сохранились и в эпоху капитализма, хоть и с некоторыми изменениями. В XX –XXI вв. диалекты деградируют и исчезают, что связано с развитием СМИ (ТВ, Интернет, печать и т.п.).

Социальный диалект объединяет людей с учетом социальных причин: общность профессии, рода занятий, интересов, положения. Он распространен в узкой сфере, ограничен территориально и временем своего существования. Социальный диалект имеет, к примеру, такую разновидность, как жаргон.

Жаргон-речь социальных и профессиональных групп людей. Жаргон подразумевает специфическую лексику и фразеологию. Жаргон используют, к примеру, спортсмены, компьютерщики, актеры, студенты и подобные представители профессий и классов, имеющих свои специфические понятия и обозначения. Часто жаргонные слова обладают «размытой» семантикой (значением, смыслом), что означает понимание и значение одного и того же слова для разных людей по-своему, а также разное понимание и значение одного слова для различных социальных групп.  В современном языке многие жаргонные слова уже не являются таковыми, так как вошли в литературный язык и относятся к разговорным. Существуют жаргонизмы, как отдельные эквиваленты терминов, которые могут обозначать, к примеру, экономические или иные понятия: накрутка (торговая наценка) и т.п.

Также, национальный язык включает в себя просторечие. Это одна из форм национального русского языка, не имеющая признаков системной организации, представляющая собой набор языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Как правило, просторечие используют горожане с невысоким уровнем образования, что обуславливает отсутствие их понимания различия литературных и нелитературных форм. Просторечием считается, к примеру, следующие примеры произношения слов:

В фонетике: килОметр, полОжить, дРУшлаг и т.п.;

В морфологии: ихний, на пляжу, ехай, ложи и т.п.;

В лексике: подстамент (вместо постамент) и т.п.

Так же, как и территориальные и социальные диалекты, просторечие имеют только устную форму.

Для государства и жителей страны важным условием является понимание друг друга. Эта потребность закрепляет за языком статуса государственного) или официального). Конституция РФ определяет русский язык как государственный на всей территории РФ, в том числе и для территорий, входящих в состав РФ, наряду с языком коренного населения этих территорий. Знание государственного языка — это обязательное условие для лиц –сотрудников государственных учреждений, т.к. именно на этом языке осуществляется государственное делопроизводство и деловое общение (переписка, коммуникация). Центральные и местные учреждения федерального уровня используют русский язык.

Русский язык входит в число официальных языков ООН (из шести представленных), входит в первую десятку самых распространенных языков планеты (китайский, английский, испанский, хинди, арабский, бенгальский, португальский, русский, японский, немецкий). Русский язык высоко информативен, изучается в учебных заведениях множества стран, являясь иностранным. Согласно статистике, в последнее время увеличилось число людей, начавших изучение русского языка и русской литературы в различных странах.  Интерес к русскому языку обусловлен:

1. Политической ситуацией: стабильность общественной обстановки, готовность к диалогу с зарубежными партнерами и т.п.;

2. Культурная ситуация: интерес России к иностранным языкам и культурам, формы преподавания русского языка.

Русский язык многообразен, могуч, богат, музыкален и выразителен. Он совершенствуется и развивается, становясь высокоразвитым, богатым, упорядоченным, способным обслуживать национальные и общечеловеческие потребности, воплощая исторические и культурные традиции народа. Культура речи – важная часть национальной культуры в целом. Несмотря на снижение в последнее время, согласно разговорам, общей грамотности и речевой культуры, русскому языку, как самому масштабному, не может угрожать это, по мнению лингвистов и филологов. Родной язык призван хранить национальную культурную традицию, передавая нравственные народные ценности следующему поколению. Особенную роль в сохранении родного национального языка играют студенты, люди с высшим образованием, т.е. с уровнем профессионального образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!