СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сверкая блеском стали!

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое мероприяти в рамках работы кружка "Страницы истории" на базе  школьного музея "Боевой Славы"

Просмотр содержимого документа
«Сверкая блеском стали!»

Конспект внеурочного занятия в рамках кружковой работы

«Страницы истории» на базе школьного музея Боевой Славы.


Тема: «Сверкая блеском стали!»


Цели: - формирование представления о том, что наступательный этап Сталинградской битвы являлся началом коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войнах; что нравственными основами наступательного порыва советских воинов были решительность и уверенность в победе:

-способствовать развитию и познавательной деятельности учеников в процессе работы с историческими источниками, в том числе с воспоминаниями очевидцев , фотоматериалами и т. д.;

- активизировать формирование чувств патриотизма,гордости за свою страну на примере героических подвигов защитников Сталинграда;

-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам, посвященным событиям и героям Великой Отечественной войны;

-формировать понимание античеловеческой сущности фашизма.


Участники: кружковцы 8-9 класса.


Оборудование: Экспозиционная -планшетная выставка, письма ветеранов, документ «Приказ №227...», копия газеты «Красноармейская газета» от 2 февраля 1943 года.


Учитель: Москалева Д.В.





Ход занятия


1. Вступительное слово.

Учитель: С 1944 г. в нашей стране отмечается День артиллерии (с 1964 г.- День ракетных войск и артиллерии). Назовите дату этого праздника (19 ноября). Почему для чествования этого рода войск и тех , кто служит в них, избран именно этот день? Узнаем об этом в ходе занятия.

К ноябрю 1942 г. ценой невероятных усилий и героизма Красной Армии удалось остановить продвижение немецких войск. Мужеством наших защитников восхищались сами немцы. Вот извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца:

«Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы».

Сталинградская стратегическая оборонительная операция подготовила условия для перехода Красной Армии в контрнаступление с целью решительного разгрома врага под Сталинградом.

Соотношение сил:

Наименование войск

Личный состав (тыс.чел)

Орудия и минометы

Танки

Советские войска

410,4

4931

455

Войска противника

379,5

3950

140

Соотношение

1,1 :1

1,2:1

3,2:1


- Вопрос : Какой можно сделать вывод?

(К началу контрнаступления Красная Армия имела определенное преимущество перед войсками противника.)

-Это преимущество стало возможно благодаря трудовому подвигу всей страны Самопожертвование людей позволило обеспечить это превосходство.

- Вопрос :В чем состояло значение ожесточенных боев в Сталинграде и под Сталинградом?

(Оставить Сталинград означало бы оставить противнику промышленные предприятия, перекрыть поставки бакинской нефти, дать возможность гитлеровским войскам , стоявшим под Москвой, начать новое наступление на столицу, полностью открыть врагу путь на Кавказ и самое главное — окончательно ослабить дух солдат. Этого допустить было нельзя!)


2.Работа с документом.

(перед вами документ, прочтите его)

«За Волгой для нас земли нет!»- эти слова снайпера Василия Зайцева стали крылатыми. Необходимо подчеркнуть роль приказа № 227 наркома обороны, который запрещал отступление без приказа. «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» - это стало девизом защитников Сталинграда.


- (учитель) Информация для учащихся:

Замысел плана «Уран» состоял в том, чтобы ударами с плацдармов на Дону , в районах Серафимович и Клетской, и из района Сарпинских озер , южнее Сталинграда, разгромить войска, прикрывавшие фланги ударной группировки противника, и, развивая наступление по сходящимся направлениям на Калач- на-Дону, Советский, окружить и уничтожить его главные силы непосредственно под Сталинградом. Прорыв обороны противника производился одновременно на нескольких участках. При прорыве обороны из-за погодных условий пришлось отказаться от применения авиации.


Вопрос: Почему было нельзя дождаться благоприятной для авиации погоды, ведь авиаудары нанесли бы большой урон противнику и обеспечили бы успех наступления? (ученики : медлить с началом операции было нельзя, от быстроты действий зависел ее успех; дожидаться хорошей погоды означало обнаружить себя).



Учитель:

Советское наступление началось 19 ноября 1942 года в 7 ч 30 мин с мощной артиллерийской подготовки реактивных установок -

Вопрос: Как они назывались ? (катюши).

Ведя огонь по заранее разведанным целям, артиллеристы сумели нанести противнику огромный ущерб. 3500 орудий и минометов громили оборонительные рубежи врага. Сокрушительный огонь оказал устрашающее воздействие на гитлеровцев.

В это время страдали и мирные жители, которые остались в Сталинграде. Но уже с 20 чисел октября началась эвакуация жителей Сталинграда.


3.Работа с выставкой музейной экспозиции «Дети Сталинграда»

-Ковригина Валентина Ивановна. Дитя Сталинграда.Валентина Ивановна Ковригина родилась в Сталинграде в 1936 году.

С раннего возраста ее воспитывала бабушка.

Отец Очередко Иван Ильич и мама Рима Филипповна. Отец до войны работал на заводе, в 1941 добровольно ушел на фронт. В 1944 его ранило, пуля попала под лопатку, госпитализировали.

Нижний поселок Сталинграда, рыли окопы, готовились к наступлению.

23 августа 1942 – пролетел немецкий самолет. «Как только мы слышали рев самолета, сразу определяли , если с крестом , то сразу прятались, если со звездой – то махали шапками и руками, очень радовались» (рассказывает она).

« Нам объявили, что немцы идут на Сталинград и нужно эвакуироваться, в тот день , когда была эвакуация, мы с мамой и бабушкой опоздали на переправу, когда подбежали, то последняя баржа уже отплыла от берега, конечно возвращаться никто не будет. Война, в воздухе слышны фашистские самолеты. Мы смотрели и не знали что делать, плакали и махали, когда баржа приблизилась к середине Волги, раздался ужасный взрыв, от сброшенной немецкой бомбы баржа запылала. Вот тогда было еще страшнее, от того, что там погибли мирные жители Сталинграда. Но с другой стороны рады , что опоздали на эту баржу. И мы вернулись в город. На следующий день немцы подорвали нефтяную базу, нефть растеклась по Волге. Волга горела и пылала, клубился черный дым.

Вдруг слышен снова гул, это самолет разведчик, затем пролетели , как стая черных воронов немецкие самолеты, их было где –то 15-20. Сразу же все спрятались в окопы.

Окопы были вырыты теми , кто не смог эвакуироваться , это было в балке . Здесь же была конница с лошадьми. После обстрела , затишье. Люди стали выбираться из окоп, но не все выжили , были и раненые. Мою двоюродную тетку придавило насмерть. Спустя несколько минут взрослые стали осматривать балку, повсюду кровь и мясо лошадей. Их тоже было жалко. И тут снова бомбежка. Было жутко страшно».

В сентябре 1942 настал страшный голод, есть было нечего. «Нам - детям приходилось ходить на элеватор, там собирали горелые зерна» (со слезами рассказывает прабабушка).

« В октябре, немцы выгнали всех их окоп и погнали нас как скот. Было холодно, сыро и страшно. Шли мы пешком. Кута я тогда не понимала, держалась за маму. (несовершеннолетний узник). А гнали нас в Белую Калитву (Суровикинский район). Мы шли в две колонные, по дороге нас сравняли и остановили, думали привал, но оказывается на пути была мина.

Фашист ударил маму прикладом и что то прокричал «Шнель, Шнель» и показывал на мину. Маме было понятно нужно было мину убрать, я держалась за подол и плакала, меня оттолкнули. Слаба Богу обошлось, снаряд не взорвался». (рассказывает Валентина Ивановна) .

Придя на место , их согнали в барак, огороженный колючей проволокой. Дети расположились в углу, на соломе, а везде было сыро, было ужасно много вшей. Все чесались. Есть нечего, варили отруби с опилками. Я просила есть у мамы (говорит В.И) , рядом был мужчина , у него был корень солодки, сладковатый на вкус.

В то время отбирали детей в возрасте 10-11 лет и отправляли в Литву, Польшу. На радость или на беду В.И заболела, покрылась вся болячками , а немцы боялись подходить к больным и меня обходили стороной. Все боялись фашистов, думали, что будут расстреливать. Вдруг спустя две – три недели нам открыли ворота, мы вышли на свет и увидели , что немцев нет. Очень обрадовались, мы понимали, что наши солдаты перешли в наступление. Шли мы обратно другой дорогой, мимо деревень. Остановились возле небольшого водоема , а там гора трупов. Очень устали, хотели есть, ночью остановились и мама постучала в окно. Дверь открыла женщина, она впустили на ночлег , достала из печи чугунок со свеклой. Так было прожили у нее дней 6 -7 и решили вернуться в Сталинград.

Бабушка В.И и ее двоюродный брат остались в Сталинграде , они их и не видели, когда угнали немцы. Придя в Сталинград искали по возможности, спрашивали у людей, в конце концов бабушку нашли , а брата немцы угнали в Польшу.

Мама В.И. пошла на завод, там хотя бы кормили , тех кто работал и их детей. На улицах Сталинграда были разброшены игрушки, но люди знали, что они заминированы.

На одной из улиц за колючей проволокой были солдаты-румыны, они нам давали кусочки сахара, и говорили, что у них дома тоже дети. Нас ругали родители , но мы ходили туда , очень хотелось сладкого (говорит В.И.). А один солдат протянут кусок хлеба и банку тушенки американской. Это был праздник.

Осенью следующего года , когда Сталинград освободили от немцев , Валентина Ивановна пошла в первый класс. Книг не было, не было и тетрадок. Вот так и учились, слушали учителя. Скрывали, что В.И была узницей, за это очень презирали, хотя люди в этом не виноваты. Узника приравнивали к предателю. В комсомоле было тяжело, когда об этом узнали. Это сейчас можно об этом говорить, но говорит Валентина Ивановна со слезами на глазах.

Валентина Ивановна является председателем несовершеннолетних узников Великой Отечественной войны. День узников отмечается 11 апреля. Все послевоенное время Валентина Ивановна прожила в Сталинграде , а в 1968 году переехали в Дубовку всей семьей.


4.Работа с материалами основного фонда школьного музея.

(По группам учащимся раздаются документы. В течении 2-3 минут дети знакомятся с письменными источниками и фотоматериалами).

Учитель:

Перед Вами письма Двух участников Великой Отечественной войны. Трифонова Валериана Петровича и Грязнова Владимира Андреевича. Они были очевидцами и участниками боевых сражений в Сталинградской битве. Письма написанные самими ветеранами на адрес нашей школы.


Грязнов Владимир Андреевич прислал нам 17 писем. В них истории военных лет и жизнь ветерана. Мною в архиве музея было найдено два письма и последнее от 1994 года, я решила написать и неожиданно получила ответ. Начиная с 2009 года я и ученики школы вели с ним переписку вплоть до 2014 года. И связь оборвалась. Было отправлено порядка 6-7 писем 6 но ответа больше нет.

Но в нашем музее хранятся фотографии и газеты присланные Владимиром Андреевичем, которые мы храним и бережем.

- Из архива Серпуховского архива: (работа с документом)


Также в музее хранятся 68 писем Ветерана Великой Отечественной войны Трифонова Валериана Петровича. На протяжении нескольких десятков лет с ним вела переписку Макрушина Галина Алексеевна- учитель истории , благодаря которой и появился школьный музей «Боевой Славы».

Он воевал на Курской дуге , прошел с наступлениями Украину ,Молдавию, Румынию, Польшу, Германию, на Эльбе их полк встретился с американскими солдатами а закончились бои в Праге. 9 месяцев простояли в Чехословакии, потом полк перебросили а Австралию ,это были уже оккупационные войска. Что удивительно ,за все годы войны Валериан Трифонов был только один раз ранен, это было легкое осколочное ранение в локоть.

-Тогда , в феврале 43-го, в центре города Паулюс уже сдался , а наш полк еще воевал на территории Тракторозаводского района, -вспоминает Валериан Петрович . - 1 февраля мы открыли всей дивизией по нему артиллерийский огонь. А на следующее утро увидели на зданиях, которые они занимали, вывешенные белые полотна, а на самих солдат не видно .Оказывается , немцы прятались от нас по подвалам .Гитлеровцев выгоняли на улицу, строили в колонны и уводили в сторону Дубовки .Мы со старшиной Зиновьевым , моим земляком , получили разрешение отправиться город узнать, что стало с нашими родными. Мы пошли Тракторный, Краснооктябрьский и Центральный районы и за весь путь не встретили ни одного человека.

Сталинград был мертвым...Только руины и сугробы и та не мертвенная тишина. Помню этот контраст -ослепительно белый снег и черный , обугленный цвет зданий ...И ни душа кругом .Я шел и думал о своей семье: когда я уходил на фронт . У меня была двухмесячная дочурка .Дом находился рядом с вокзалом ,но, подойдя поближе, мы увидели , что он сгорел. Старшина молча протянул мне кисет с махоркой и бумагу для цигарки ...

К счастью, родные Валериана Петровича уцелели -после войны он нашел жену ,и дочурку, и родителей . А до этой встречи прошли еще 4 долгих года . Многое довелось пережить за это время. В самом начале войны на двух солдат приходилась одна винтовка, и так, с огромными потерями, приходилось сражаться против танковых войск . А когда появились пушки, их возили на конной тяге - машин не было -вплоть до наступления на Курской дуге .

-Более трех тысяч километров пешком прошли,- вспоминает Валериан Петрович .-Откуда только силы брались - голод , холод...Знаете, какую нам варили похлебку? Брали котелок на 200 литров засыпали туда один котелок муки - и готово .Да еще два сухарика .Так и ели ...

-Посмотрите перед вами Красноармейская газета от 3 февраля 1943 года.

Прочтите приказ Верховного главнокомандующего по войскам Донского фронта.

Здесь же статья о ликвидации немецко-фашистских войск , окруженных в районе Сталинграда.


5. Итог занятия .

Слово учителя: 31 января группировка противника прекратила борьбу. За несколько часов до капитуляции Фридриху Паулюсу было присвоено высшее в вермахте воинской звание — генерал — фельдмаршал. 31 января 1943 года немецкий фельдмаршал был взят в плен советскими солдатами. 2 февраля 1943 года капитулировала и северная группировка. Операция «Уран» закончилась победоносно. Успешно начатое наступление советских войск 19 ноября 1943 года привело к победе в Сталинградской битве.


6.Рефлексия.

Вопрос: Благодаря чему Красной Армии удалось успешно развить контрнаступление? (благодаря мощной артиллерийской подготовке 19 ноября 1943 года , умело разработанным планом операций «Уран» , «Сатурн».


Сформулируйте вывод: Советские войска в ходе Сталинградской битвы проявили массовый героизм, показали свое превосходство над гитлеровским вермахтом. Опираясь на всенародную поддержку и крепкий тыл, Красная Армия добилась коренного перелома в тяжелой борьбе. В Сталинграде решался исход не только Великой Отечественной , но и Второй Мировой войны.


7. Вывод учителя: недавно ветераны Сталинградской Битвы в письме, направленном канцлеру Германии А.Меркель, писали: «Нельзя поощрять нацизм в одной стране и полагать, что он останется в ее границах. Волна нацизма докатиться до всех, перешагивая любые государственные границы. Именно поэтому нацизм прозвали «Коричневой чумой». Нацизм надо остановить на дальних подступах, иначе он придет и в наш дом».


-Мы , потомки Победителей, спасших мир от фашизма, переняв эстафету от наших ветеранов, как патриоты и граждане своей страны, должные с великой гордостью помнить об этом. Отстаивать историческую справедливость, приумножать славу нашей Родины. Делать все, чтобы не допустить возрождения фашизма. Это наш долг!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!