СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Светись, светись, далекая звезда…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный вечер, посвященный 200 - летию М.Ю. Лермонтова

Просмотр содержимого документа
««Светись, светись, далекая звезда…»»















Литературный вечер, посвященный 200 – летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова


Сценарий внеклассного мероприятия





















Литературный вечер,

посвященный 200 – летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

«Светись, светись, далекая звезда…»

Звучит вальс А. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Занавес раздвигается. С двух сторон появляются ведущие. 

1-й ведущий. 

Бог нашей драмой коротает вечность,
Сам сочиняет, ставит и глядит.
2-й ведущий. Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. «Семейный дневник». (Звучит мелодия ноктюрна № 1 Ф. Шопена.)
1-й ведущий. В ту ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали сюда дорогу. 
2-й ведущий. Зато почти всю ночь в самом доме Федора Толя горел свет и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома, сдававшего несколько комнат отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздней ночью капитану сообщили, что он стал отцом.

1-й ведущий. Тяжело перенесла роды мать. (Сцена затемняется. На экране, установленном в глубине сцены, высвечивается портрет матери.)

2-й ведущий. От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец.
(Высвечивается портрет отца. К группе из двух ведущих присоединяется третий.)
3-й ведущий. Но была в доме женщина, сохранившая спокойствие даже в эти трудные часы. Она молча, без суетливости подавала воду или лекарство, не теряя присутствия духа, ухаживала за роженицей, отдавала распоряжения прислуге. (Высвечивается портрет Е.А. Арсеньевой.)

1-й ведущий. В эту тревожную ночь мы познакомимся с главными действующими лицами семейной драмы, перипетии которой окажут существенное влияние на характер, душу, а может быть, и на всю судьбу одного из величайших поэтов России – Михаила Юрьевича Лермонтова.
(Сцена медленно наполняется светом.)

2-й ведущий. Ему дали жизнь Марья Михайловна и Юрий Петрович.

3-й ведущий. Но та статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь в этом доме, поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.
1-й ведущий. Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а ее мать Елизавета Алексеевна произнесла слово «нет». «Нет» повторила за нею вся родня, потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешним временам этот отставной капитан.

2-й ведущий. Но Мария Михайловна сказала «да» и сумела настоять на своем. И он стал ее мужем.

3-й ведущий. А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки. Но неприязнь к Юрию Петровичу сохранилась и нарастала с каждым днем.

1-й ведущий. Рождение Мишеля – так назвали мальчика – на какое-то время примирило враждующие стороны. (Звучит II часть сонаты № 2 Л. ван Бетховена.)
1-й ведущий. Здоровье Марии Михайловны вызывало опасение. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817 года она скончалась. Лермонтову не было еще и трех лет. Но день похорон матери он запомнил на всю свою жизнь:

Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее… и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье…

5 марта, спустя положенные по христианскому обычаю девять дней, Юрий Петрович Лермонтов был вынужден покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна ему не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан должен был уступить.  (Музыка постепенно затихает.)

2-й ведущий. Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с сыном, но… изменить ничего не мог. В день, когда будущему поэту исполнилось 17 лет, он получил известие о скоропостижной смерти отца.
3-й ведущий. Из завещания Юрия Петровича Лермонтова: «Прошу тебя уверить свою бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость во всех благоразумных поступках ее в отношении твоего воспитания и образования и, к горечи моей, должен был молчать, когда видел противное, дабы избежать неминуемого неудовольствия… Скажи ей, что несправедливости ее ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о ее заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда, когда я был готов любить ее всем сердцем, как мать обожаемой мной женщины». Так разрешился первый акт драмы. (Ведущие уходят. На сцене появляется чтец, декламирующий стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…» (1831). Закончив, уходит. Звучит фрагмент прелюдии Ф. Шопена № 15. Постепенно музыка затихает. На сцене вновь появляются ведущие.)
1-й ведущий. Страницы короткой жизни Михаила Лермонтова. «На перепутье».

Москва! Москва! 
Люблю тебя, как сын, 
Как русский, сильно, пламенно и нежно.


4-й ведущий. В 1821 году Лермонтов становится москвичом, успешно выдержав экзамены в Благородный пансион при столичном университете. 
(На экране высвечивается изображение дома на Малой Молчановке, где жил поэт. Ведущий продолжает.)

1-й ведущий. Переезд в древнюю столицу принес поэту много сильных впечатлений. Первые стихи… Первая любовь. Первые столкновения с миром зла и несправедливости…

3-й ведущий. 11 марта 1830 года Благородный пансион неожиданно посетил император. Он был один, без свиты. Во время перемены ученики всех возрастов с криком устремились из классных комнат в широкий коридор, превратив его в арену для гимнастических упражнений. На царя никто не обращал внимания. Вдруг один из воспитанников, узнав царя, стал истошно приветствовать его. Все сочли это выходкой, фамильярностью. Николай был взбешен. Через две недели прибыло высочайшее распоряжение пансион преобразовать в гимназию. 

2-й ведущий. Это было первое столкновение поэта с царем. И первое крушение.
1-й ведущий. 1 августа 1830 года, за полгода до окончания учебы, Лермонтов был уволен из пансиона. В сентябре того же года ученый совет «подверг проверке знания Михаила Лермонтова» и, найдя их достаточными, допустил к слушанию университетских лекций.

4-й ведущий. И.А.Гончаров: «Нас, первогодичных, помнится, было человек сорок. Между прочим, тут был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт, тогда смуглый одутловатый юноша, с черными выразительными глазами. Он казался апатичным, говорил мало и сидел всегда… опершись на локоть».
2-й ведущий. Вистенгоф: «Он садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотившись, по обыкновению, на один локоть и углубившись в чтение принесенной книги, не слушая лекции».
3-й ведущий. Каким запомнился университет Лермонтову?


2-й ведущий. Святое место! Помню я, как сон, 
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры 
О боге, о вселенной…
1-й ведущий. «Святое» место! Но на экзамене по риторике, продемонстрировав начитанность сверх программы, он неожиданно вступил в пререкание с экзаменатором, недовольным его пренебрежительным отношением к основному лекционному материалу. И после объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов появилась угрожающая надпись – «Посоветовано уйти». (Звучит мелодия ноктюрна № 13 Ф. Шопена. Ведущие уходят. Их сменяют чтецы.)

1-й чтец. Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. 
К чему глубокие познанья, жажда славы, 
Талант и пылкая любовь свободы, 
Когда мы их употреблять не можем?
2-й чтец. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы,
Никто не хочет грусть делить. 
3-й чтец. … ищу спокойствия напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной,
Гляжу назад – прошедшее ужасно;
Гляну вперед – там нет души родной!

(Слышится музыка ноктюрна № 13 Ф. Шопена. На сцене появляются ведущие. Музыка постепенно замирает.)

1-й ведущий. Новый поворот в судьбе поэта! Лермонтов уезжает в Петербург, надеясь завершить образование в тамошнем университете. 
2-й ведущий. Из письма, посланного с дороги: «Я обретаюсь в ужасной тоске. Извозчик едет тихо, дорога пряма, как палка, на квартире вонь и перо довольно скверное…

3-й ведущий. 

И вот – Петербург…
Увы! Как скучен этот город
С его туманом и водой!
Куда ни глянешь - красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой.
Нет милых сплетен – все сурово,
Закон сидит на лбу людей.
Все удивительно и ново – 
И нет непошлых новостей.


1-й ведущий. По приезде, однако, выяснилось, что Лермонтов не сможет учиться в Петербургском университете. Устав университета «дозволял перевод не иначе как с условием, чтобы проситель начал сызнова», т.е. выдержал вступительные экзамены! Лермонтов оказался на перепутье…
3-й ведущий. А.С.Пушкин писал в «Пророке»: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился».

1-й ведущий. Но к Лермонтову явился не небесный посланец, а друг и родственник Алексей Столыпин, тот самый «Монго» (высвечивается портрет), который избрал для себя военную карьеру. Он был моложе Лермонтова, но его советы действовали неотразимо. Жребий был брошен: Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров…
2-й ведущий. Как тут не вспомнить мудрого Омара Хайяма: «Небрежен ветер: в вечной книге жизни мог и не той страницей шевельнуть». Что значило учиться в Школе подпрапорщиков? Прежде всего, надо было полностью изменить уклад жизни.

3-й ведущий. Как можно дальше спрятать свои ученые наклонности!
1-й ведущий. Как можно лучше подогнать к своей невоенной внешности мундир и постараться стать настоящим гусаром, бесшабашным, пьющим, свято чтящим традиции своего полка, вплоть до самых нелепых и глупых.
4-й ведущий. Итак, подчиняясь выбору, Лермонтов сумел переломить себя.
2-й ведущий. Из воспоминаний поэтессы Евдокии Растопчиной: «Его жизнь и вкусы приняли другой характер, насмешливый, едкий, ловкий. Проказы, шалости, шутки всякого рода сделались его любимым занятием. Вместе с тем полный ума, самого блестящего в разговоре, богатый, независимый, он сделался душою общества молодых людей высшего круга, он был запевалой в беседах, удовольствиях, кутежах». Чем не лихой юнкер?

3-й ведущий. Но были не только «шалости» и «шутки». Были и стихи. Стихи, от которых он не смог отказаться. (Ведущие покидают сцену. Вновь слышится мелодия ноктюрна №1 Ф.Шопена. На сцену выходят, сменяя один другого, чтецы. Исполняются стихотворения: «Нет, Я не Байрон» (1832), «Белеет парус одинокий» (1832), «Желание» («Отворите мне темницу…») (1832), «Зачем я не птица, не ворон степной…» (1832), «Юнкерская молитва» (1832).) 

1-й ведущий. Перевернем еще одну страницу короткой жизни поэта. «Любовь и свет».

2-й ведущий. В Школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведет два года и назовет их страшными. За то, что внешне придется стать таким, как все. За то, что придется надеть на себя маску легкомысленного и немного циничного горбуна Маешки. И еще за многое. Единственной отрадой будут воспоминания о первой и последней любви. (Звучит мелодия сонаты № 11 Моцарта.)
4-й ведущий. Из воспоминаний Акима Шан-Гирея: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину; она была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку. (Высвечивается портрет В.Лопухиной.) Эту любовь Лермонтов пронес через всю жизнь». 
1-й ведущий. Они познакомились весной 1831 года. Компания аристократической молодежи собиралась ехать в Симонов монастырь ко Всенощной. Уселись на длинные «линейки», запряженные шестеркой лошадей, и покатили вверх по Арбату веселым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой Лопухиной…
3-й ведущий. С наступлением лета Лопухины поехали погостить в подмосковное имение Столыпиных. Сюда же приехала и Арсеньева с внуком. Уединенные прогулки в аллеях средневекового парка сблизили Вареньку с Лермонтовым. (Музыка стихает.)

2-й ведущий. А летом того же года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения…

4-й ведущий. Чувством любви было переполнено сердце поэта. По приезде в Петербург он буквально забросал письмами ее старшую сестру – Марию. Но адресованные старшей сестре письма предназначались, в сущности, для Вареньки. И читать их нужно, как говорят, между строк. (Звучит «Лунная соната» Бетховена, рассказ продолжается под музыку.)

2-й ведущий. «Прощайте же, любезный друг, не говорю до свидания, потому что не надеюсь увидеть вас здесь. А между мною и милою Москвой стоят непреодолимые преграды, и, кажется, судьба с каждым днем воздвигает их все больше… Теперь я больше, чем когда-либо, буду нуждаться в ваших письмах; они доставят мне величайшую радость в моем заточении; они одни могут связать мое прошлое и будущее, которые расходятся в разные стороны, оставляя между собою барьер из двух печальных тяжелых лет… Возьмите на себя этот скучный, но милосердный подвиг, и вы спасете мне жизнь… Я прошу у вас не любезности, а благодеяния…» (15 октября 1832 г.)
(Музыка затихает.)

1-й ведущий. В эти трудные дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и в стихах. (Ведущие уступают место чтецам. Исполняются стихотворения М.Ю.Лермонтова «К…» («Мы случайно сведены судьбою…»), «Послушай, быть может, когда мы покинем…» (1832).
1-й ведущий. И вдруг, как гром средь ясного неба: Варенька Лопухина выходит замуж. Тяжело Лермонтов перенес это известие.
4-й ведущий. В Москву полетело злое, полное язвительных намеков письмо: «Г-жа Углицкая… мне также сообщила, мадмуазель Барби выходит замуж за г-на Бахметева. Не знаю, верить ли ей, но, во всяком случае, я желаю им жить в супружеском согласии до серебряной свадьбы».

2-й ведущий. За оскорбительными словами стояла боль, помноженная на обиду. Пером поэта руководил не здравый смысл, а чувство невосполнимой утраты.
3-й ведущий. Что же все-таки произошло? Почему «милая, умная, как день, пылкая, восторженная, поэтическая» Варенька приняла предложение немолодого, во всех отношениях «бесцветного» г-на Бахметева? Предала? Разлюбила? Настояли родители?

1-й ведущий. Выходя замуж за сорокалетнего Бахметева, она сразу всех освобождала: Лермонтова - от каких бы то ни было обязательств, родных – от дальнейших забот о ее судьбе, себя – от мучительных надежд на новую встречу и новое чувство. Она выходила замуж так, как уходят в монастырь.
(На экране портрет В.Лопухиной в костюме испанской монахини.)
1-й ведущий. Чтобы не нарушить полудетской клятвы, чтобы остаться верной той романтической любви.

3-й ведущий. Я понял, что душа ее была
Из тех, которым рано все понятно.
Для мук и счастья, для добра и зла
В них пиши много – только невозвратно 
Они идут, куда их повела случайность
Без раскаянья, упреков и жалобы
Им в жизни нет уроков,
Их чувствам повторяться не дано…


2-й ведущий. Эти строки будут написаны позднее. А в те дни была обида, горькая, невыносимая. Пройдет еще не один день и не один месяц, прежде чем Лермонтов сделает шаг к примирению. Весной 1838 года он напишет письмо М.Лопухиной и вложит стихи в конверт. Они будут обращены к ее младшей сестре. В них прозвучат страстная мольба о прощении и признание в страстной вечной любви. За этими стихами последуют другие…
(В исполнении чтецов звучат стихи Лермонтова, посвященные В.Лопухиной: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвой» (1837), «Они любили друг друга так долго и нежно…» (1841), отрывок из «Валерика».)
3-й ведущий. Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретит свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. Она была очень похожа на Лопухину. И уже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, Лермонтов скажет: (В исполнении чтеца звучит стихотворение Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841).

1-й ведущий. В.А.Лопухина – Бахметева пережила Лермонтова на 10 лет. (На экране портрет В. Лопухиной.) Она умерла в 1851 году, 36 лет от роду и похоронена в Москве, в соборе Донского монастыря.
2-й ведущий. Из письма М.А.Лопухиной 18 сентября 1841 года: «Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна. Муж предлагал ей в Москву – она отказалась, за границу – отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений». Так разрешилась еще одна драма.
(Вновь слышится мелодия ноктюрна № 13 Ф.Шопена.)

1-й ведущий. И вот последняя страница жизни Михаила Лермонтова. «Слава и смерть».

2-й ведущий. Напрасно молился поэт: «Царю небесный! Спаси меня от куртки тесной, как от огня. От маршировки меня избавь. В парадировки меня не ставь». Господь не внял молитве, «тесная куртка» цепко обхватила стан молодого гусара, мундир сковывал движения, не давал свободно дышать. 1834 – 1836 годы. Юнкер Лермонтов, произведенный «по экзамену» в корнеты Лейб-гвардии гусарского полка, служил исправно. Неумолимо приближался январь 1837 года… (Слова ведущего прерывает трагическая мелодия прелюдии № 20 Ф.Шопена. Когда музыка затихает, ведущий продолжает читать свой текст.) На всю Россию прогремел злодейский выстрел: 21 января в Петербурге, за Черной речкой, был смертельно ранен Александр Пушкин.

3-й ведущий. И свершилось изреченное поэтом: «Восстань, пророк! И виждь, и внемли, исполнись волею моей. И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». (В исполнении чтеца звучит стихотворение «Смерть поэта» (1837).

1-й ведущий.  Лира Лермонтова зазвучала как набат в день народной беды. «Воззванием к революции» назовет его стихи полицейский осведомитель.
2-й ведущий. 19 февраля 1837 года шеф Третьего отделения Граф Бенкендорф доложит императору о стихах Лермонтова как о чрезвычайном происшествии: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».

3-й ведущий. Высочайшее повеление последовало 25 февраля 1837 года: «Корнета Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Тот самый Нижегородский, что стоял на Кавказе; царю не терпелось отправить «дерзкого» поэта под пули горцев.

1-й ведущий. К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Одно за другим появлялись новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца. (Звучит начало прелюдии № 6 Ф.Шопена. Ведущие уступают место чтецам. Звучат стихи: «Когда волнуется желтеющая нива» (1837), «Молитва» («В минуту жизни трудную» (1839), «Есть речи – значенье…» (1839).)

2-й ведущий. Казалось, литературная слава поэта вот-вот достигнет своего зенита. Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания… Внешне он доволен происходящим, но внутренне… Нет, он не был счастлив.
(На экране портрет Лермонтова. Звучит ноктюрн № 13 Ф.Шопена. Чтецы исполняют стихи Лермонтова: отрывок из поэмы «Демон» от слов «О, если б ты могла понять» до слов «И все на свете презирать», «И скучно, и грустно…».)
3-й ведущий. Надвигалась катастрофа. Она разразилась 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль. (Звучит финал второй части прелюдии до-диез минор С.Рахманинова)

3-й ведущий. Произошло столкновение с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, которому показалось, что стихотворение «Смерть поэта» оскорбляет достоинство французской нации. Он подошел к Лермонтову и бросил с вызовом:

4-й ведущий. «Вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль воспрещена».
2-й ведущий. Ответ был столь же недвусмысленным: «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде. И мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно».

1-й ведущий. И снова черные сани, теперь уже с Лермонтовым, скользят по снегу к Черной речке. И снова дуэль. А за ней арест и новая ссылка.
2-й ведущий. Во время ареста Лермонтова в ордо-нанс-гаузе произошло свидание с Белинским. Передавая свои впечатления о поэте, критик пишет Боткину: «Глубокий и могучий дух. Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного. О, это будет русский поэт с Ивана Великого… Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочности и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой верны в достоинства того и другого».

1-й ведущий. И вновь Лермонтов едет на Кавказ, на сей раз в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами. О чем думал поэт?(На экране портрет поэта. Звучит стихотворение «Тучи» (1841).)

3-й ведущий. Впереди всего один год жизни поэта. Лермонтов проведет его в походах и сражениях. Смерть будет ходить за ним по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба. Еще раз Елизавета Алексеевна добьется для него разрешения приехать в Петербург. Как мгновения пролетят три дня в Петербурге – и приказ покинуть столицу в 48 часов. В последний раз обнимут его друзья, провожая на Кавказ. 



1-й ведущий. Камни шепчутся возмущенно: 
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили не отмщенной 
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени 
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?


2-й ведущий. Но разве время повернется вспять?
Но разве звезды можно расстрелять?
Но разве в силах царь и палачи
Сказать мятежной песне: «Замолчи!»?


4-й ведущий. Вереницей идут года, 
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами, навсегда.
В строй живых записан он навечно!
…Это жизни дни его вернулись, 
Он в нее хозяином вошел.
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ…
В книгах трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых смелых глаз
Он – живой, - не памятником в сквере 
Вновь и вновь рождается для нас!
(Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад».)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!