СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира. Что такое солнце? 2 класс. УМК «Гармония»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

—       предметные:

  • дать представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде; о форме, цвете, сравнительных размерах некоторых звёзд (Альдебаран,
  • Сириус, Регул, Солнце); познакомить с созвездием Льва;
  • развивать умение сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

—       метапредметные:

  • формироватьумение моделировать объекты окружающего мира;
  • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и
  • электронного приложения;
  • формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;

—     личностные:

  • развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в группе, умения не создавать конфликтов и находить
  • выходы из сложныхситуаций.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип урока: комбинированный, урок – виртуальное путешествие.

Необходимые ресурсы:

  • компьютер;
  • презентация PowerPoint
  •  

Учебный комплект:

  •    учебник «Окружающий мир» 2 класс, О.Т. Поглазова.
  •    рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, О.Т. Поглазова.

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Ответы учащихся

Деятельность учащихся

Эмоциональный настрой

Актуализация знаний

Формулирование темы урока

3Постановка цели.

«Яркое пятно»

Побуждающий к плану диалог

Составление плана урока

Работа над новым материалом

— Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

— Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

У Вас такие приятные улыбки и добрые глаза.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

— Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

— Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

Ребята, поднимите руку, кто любит делать открытия.

Я вижу, что в ваших глазах засверкали лучики любознательности.

А кто делает открытия?

Каждый из вас будет учёным. Каким?

Что же мы будем исследовать?

Отгадайте загадку !

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ———— Молодцы!

Слайд 1

— Какова же тема нашего урока?

СЛАЙД 5

— Какое оно веселое и доброе! Солнышко желает нам хорошего дня и отличной работы!! Кто готов познакомиться с ним поближе?

-А что такое солнце?

-Солнце — монетка,- скупой проворчал.

-Нет, сковородка ! — обжора вскричал.

-Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.

-Компас, — сказал убеждённо матрос.

-Солнце-звезда, астроном объяснил.

-Доброе сердце,- мечтатель решил.

-Итак, каждый отвечает по-своему. Мы тоже в конце урока ответим на этот вопрос.

Слайд 2. (музыка)

— Жило- было на свете Солнце. Ранним утром подул лёгкий ветерок. Солнышко проснулось и открыло пошире двери своего домика. И тогда его детки — Солнечные Лучики отправились в гости на лесные поляны, луга, поля, чтобы повеселить их. И там, где они к чему – нибудь прикасались,

становилось светлее, радостнее. Радуются люди, птицы, звери, травка, цветочки и листочки. Представьте, что вы солнечные лучики, подарите своё тепло цветам на поляне. Выберите каждый себе любой цветочек.

— А теперь соберитесь в букеты одного цвета.

Положите свой букет в     центр круга.

Сегодня мы с вами будем учеными-исследователями, которые отправятся в путешествие. Кто догадался в какое?

Слайд 3.

Мы совершим путешествие с целью изучения солнца. Как ученые изучают мир? Мы тоже будем делать предположения и доказывать их. На каком летающем аппарате мы отправимся в космос.

Слайд 4.

А кто первым отправился в космос?

Займите свои места на корабле.

— Пристегнуть ремни! – Есть пристегнуть ремни! — Включить зажигание!               10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 Старт!

Слайд 5-11

Внимательно смотрим в иллюминаторы!

Слайд 12.

У нас на борту есть команда астрономов, врачей, художников и лингвистов.

Как вы думаете, на какие вопросы вы должны найти ответы, чтобы узнать о Солнце побольше.

Слайд 13.

А чтобы вы не забыли, о чём надо узнать, составим план:

(на доске появляются вопросы)

Итак, пора искать ответы на наши вопросы.

Ребята, вопросов много, а времени – мало.

Пусть каждая группа выполнит работу, , а потом поделится с остальными своими открытиями

Мы вошли в безвоздушное пространство. Слайд 8.

Как выглядит Солнце? Слайд 14.

Нам понадобится помощь художников. На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их. Слайд 8.

Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)

Команда астрономов, что же такое солнце? Нужно выбрать из предложенных вариантов правильные ответы и разложить их вокруг букета, а неверные положить в конверт. Затем, решите, кто из вас будет отвечать. Если группа выполнила всё задание, возьмитесь за руки и дружно поднимите их вверх.

(музыка)         ИТАК, ЧТО ТАКОЕ СОЛНЦЕ? Слайд 15.

— Давайте послушаем, что вы выбрали (произносят правильные варианты).

небесное светило, свет, солнышко- ласкательное значение, желток в яйце, обруч.

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, тепло, вокруг него вращается земля, колобок, холод.

Вокруг него вращаются планеты, звезда, гимнастическое упражнение- вращение тела вокруг турника, холод, планета.

Давайте сделаем вывод:      Итак,

Велико ли оно? Слайд 16.

Почему мы видим его небольшим кругом? К каким объектам природы относится Солнце? (к неживой природе) Докажите.

Слайд 17.

Не все звезды имеют одинаковый цвет, размер и температуру.. Самые горячие звезды – белые и голубые, желтые и красные холоднее. К каким звездам относится Солнце? (желтый карлик) Есть звезды намного больше Солнца. Почему же на небе мы не обращаем на них внимание? (Они очень далеко.)

Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца? Слайд 18.

Догадайтесь, в какое время года так бывает? (летом день длиннее, зимой день короче, весной и осенью – одинаковые)

Нам понадобится помощь врачей. Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?

Какие еще советы вы можете нам дать?

Слайд 19.

-А знаете что у слова много родственников. Какие слова называем родственными? Помогут солнцу отыскать родственников литературоведы.

Слово, произносится ласково, отвечает на вопрос»что?».

СОЛНЫШКО

Обозначает качество дня, характеризует настроение, отвечает на вопрос »какой?»

СОЛНЕЧНЫЙ

Очки тёмного цвета, носят летом. СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ

Растение, которое поворачивает свой цветок всегда в сторону солнца. ПОДСОЛНУХ

Масло сделанное из семечек этого растения. ПОДСОЛНЕЧНОЕ

Место, где сильно печёт солнце. СОЛНЦЕПЁК

Растения, которые любят расти на солнышке СОЛНЦЕЛЮБИВЫЕ

-Вот сколько родственников у слова, большая семья! И само слово и его родственники несут свет, тепло, радость.

— Писатели и поэты тоже восхваляли Солнце. Слайд 20.

Откуда эти строки?

Плачет бедный воробей: «Выйди, Солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно – в поле зёрнышка не видно!..»

О каком значении Солнца говорит герой книги К. Чуковского?

Команда «Историков» искало слово «солнце» в истории. Послушаем. Слайд 21.

Мы на все вопросы нашли ответы?

Кто почувствовал себя учёным?

А вы знаете, что каждый учёный пишет научные статьи о своих открытиях.

Сейчас мы составим научную статью.

Слайд 22.

Солнце – ближайшая к Земле       …       .

Это огромное           …                    космическое тело.

Солнце имеет форму  …          .

Солнце – главный источник    …           и       ….      .

Солнце очень    ….            от нас.

Вокруг Солнца вращается   …           .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учёные

Учёным исследователем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в космическое

 

Делают предположение, собирают данные, доказывают его.

На ракете.

 

Юрий Гагарин

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют вопросы:

— Что такое Солнце?

— Какую форму имеет Солнце?

— Велико ли Солнце?

— Как далеко Солнце?

— Какова масса Солнца?

— Зачем нужно Солнце?

СОЛНЦЕ — ЧТО это?     Форма. Размер.   Как далеко?   Масса. Зачем нужно?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце-звезда, свет, добро, всё хорошее.

Солнце – это центр солнечной системы, вокруг которого движутся планеты.

 

 

 

 

 

 

 

Солнце намного больше нашей планеты. (Мяч и зернышко).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.Чуковский «Краденое солнце».

Без Солнца темно и холодно.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Развитие потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Ученик и отгадывают букву и прикрепляют её

Осмысление темы

Осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Поисковая деятельность учащихся (дети читают, работают в паре)

Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного

Самоконтроль, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность (оценивать готовность, обнаруживать незнание)

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

Умение контролировать процесс и результат своей деятельности

Восприятие учебного материала

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Рефлексия

Итог урока

Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю.

А по дороге домой мы будем заполнять отчет о путешествии. Слайд 23.

Работа в группах. Тест:

  1. Солнце – это…
    • Спутник
    • Планета
    • Звезда
  2. Звезда состоит из…
    • Газа
    • Пыли
    • Камней
  3. Солнце относится к …
    • Живой природе
    • Неживой природе
    • Рукотворным предметам
  4. Солнце имеет форму…
    • Круга
    • Овала
    • Шара
  5. Солнце приносит…
    • Пользу
    • Вред
    • Вред и пользу
  6. Ученые, изучающие звезды, называются…
    • Астрономы
    • Физики
    • Биологи

Проверка. Кто не допустил ни одной ошибки? 1-2 ошибки?

Наш путь на уроке был сегодня трудным, но интересным. Мы пытались подняться на вершину горы к самому солнышку. Сейчас каждый из вас решит смог ли он достигнуть вершины горы. Если смог, то рикрепите свой цветочек на самой вершине, если вы ещё на пути к вершине, то цветок на склоне, если вас сегодня постигла неудача, то цветочек крепите у подножия горы (выходят и прикрепляют)

Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас!

Дети! Будьте как Солнце! Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя!» – оно научится говорить эти слова и камушку, и сверкающей песчинке, и траве, и цветку… и всему миру.

У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.

Подведём итог: Слайд 24.

узнал

вспомнил

Я         повторил

удивился

 

Обобщение и систематизация знаний

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Домашнеезадание

Сегодня вы были художниками мысли, слова, образа, чувств и создали чудесную словесную картину. Дома вы — художники кисти. Нарисуйте свою картину, дайте ей название, придумайте рассказ.

   

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. Что такое солнце? 2 класс. УМК «Гармония»»

Урок окружающего мира «Чудесные превращения воды в природе». 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Цели:

  • формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое);

  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;

  • повышать познавательную активность детей; развивать воображение, восприятие, память, наблюдательность;

  • воспитывать бережное отношение к воде;

  • прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.

ХОД УРОКА

1.Мобилизационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об удивительном веществе. Вот такие высказывания о нём можно встретить сегодня в научных газетах, журналах, энциклопедиях, услышать в познавательных передачах: «Это необыкновенное вещество, главное из веществ в природе, одно из её чудес».
Итак, это – вода. Я приведу вам ещё цитаты из высказываний великих людей прошлого:

Леонардо да Винчи – итальянский, художник эпохи возрождения: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле»
Антуан де Сент-Экзюпери, французский лётчик и писатель. С одним из его произведений мы познакомимся на уроках чтения в 4 классе, а сейчас прочтём его высказывание о воде: «Вода! Ты самое большое богатство на свете».
А вот что говорит русская пословица:«Мать-водица – всему царица».

Учитель:

-Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны? Это так ли?

-Можно ли сказать , что вода находится «везде»?

(высказывания детей)

Ответьте на вопрос или закончите фразу.

-Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь? (прозрачная)

-Мы можем ее окрасить в любой цвет, потому что сама она…..(бесцветная)

-Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода….. ( не имеет вкуса).

— Почему при закипании из чайника выплёскивается вода?? (вода нагревается и расширяется)

-Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет запаха)

Ш. Сообщение темы. (слайд №3)

-Мы повторили основные свойства   воды.

—А все ли мы знаем о воде?

— Впереди еще много открытий об этом удивительном веществе и   ее волшебных превращениях

— Воду называют путешественницей. Вы согласны?

IV. Работа над новой темой.

1) Разгадывание загадок. (слайд №4)

(Загадки воспринимают на слух, отгадки — кадры презентации; после каждой загадки смена картинки по щелчку)

-Отгадайте загадки, и у вас получится «портрет» воды.

1. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)

3. На дворе лежал горой,

В дом занес, он стал водой.(Снег)

4. Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

5.Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед)

6.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

а пошли искать их днем-

Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

7.Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх.

А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар)

Итог.

— На какие на три группы можно разделить отгадки?

-Что нового узнали о воде?

-В каких состояниях встречается вода в природе?

-В какое время года мы встречаемся с водой в твердом состоянии? В жидком? В газообразном?

2.Моделирование. Работа в парах.

а)(липкие полоски и «частицы» воды ( кружочки голубого цвета)

— Изобразить модель воды: частицы воды в жидком состоянии и газообразном.

3.Физминутка (в группах по 4 человека).

— Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:

  • в паре над кипящим чайником;

  • в стакане воды, которую поставили в холодильник;

  •  в чайнике, который поставили на огонь.

(Дети должны «изобразить» молекулы)

4.Решение познавательной задачи.

Катя налила воду в стакан и выставила на балкон. Утром она обнаружила кусок льда и разбитый стакан. Можете объяснить, что произошло? (размышляют)

5.Объяснение учителя.

-0º С –граница, при которой вода замерзает, а лед и снег начинают таять.

Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как только   температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели, что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе?   Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды.

Итог.

-Что нового узнали о воде?

-В каких состояниях вода встречается в природе?

-Что происходит с водой при температуре 0º С? ниже нуля?

-Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

7.Демонстрация опыта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!