Добрый день участники олимпиады и научные руководители! Здравствуйте, уважаемое жюри! Я рад приветствовать вас в этот значимый для нас день!
1слайд: Разрешите представить Вашему вниманию исследовательскую работу на тему: «Свято-Троицкая Лавра: исторические и религиозные сюжеты в творчестве русских художников».
2 слайд: Цель моей работы: Изучение истории Свято-Троицкой Лавры и ее влияния на русскую культуру.
Задачи: 1. Познакомить аудиторию с историей и культурным наследием Троице- Сергиевой Лавры. 2.Найти отражение истории Лавры в творчестве русских художников.
3слайд: Гипотеза моего исследования такова: На протяжении столетий Свято-Троицкая Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь. При этом существует некая проблема художественного отображения исторических и духовных подвигов в историко-религиозной живописи.
Этапы исследования: Их можно увидеть на слайде
4 слайд: Выбор этого святого места мною был не случайным. Здесь крестилась моя мама. Также, в освещенной мастерской работает моя крестная, Ольга. Я часто навещаю ее и мы много беседуем об этих святых местах. Так было и на этих осенних каникулах. Находясь в мастерской, я наблюдал, как создаются иконы. Крестная предложила мне вместе с ней принять участие с в этом процессе. Это было познавательно и интересно. За беседой я узнал о знаменитой русской иконе «Троица» Андрея Рублёва.
5 слайд:. Ее создали во время строительства и росписи Троицкого собора в 1420-е годы. Икона Андрея Рублёва стала образцом для многих поколений мастеров. Мне стало интересно, какие еще произведения изобразительного искусства могут быть связаны с этим благословенным местом и достаточно ли в живописи их художественных отображений.
6 слайд: История монастыря берет начало в 1337 году, когда ее основатель Варфоломей, а позднее Сергий Радонежский, селится в глухом лесу и строит небольшую деревянную церковь. В детстве Сергий был спокойным и умным мальчиком, однако ему не давалась грамота. Повстречав молящегося человека Варфоломей просит помощи в обучении грамоте. Уже на самых первых этапах моего исследования я знакомлюсь с этим эпизодом встречи со схимником , отраженным на картине Михаила Нестерова. Для того, чтобы увидеть эту картину я отправился в Третьяковскую Галерею.
7 слайд. Знаменитая картина «Видение отроку Варфоломею 1889-1890 М.В. Нестеров» передает чудо познания грамоты по молитвам посланного Богом Ангела в иноческом образе (старца под дубом).
8 слайд: Далее по картинам М. Нестерова я будто прочёл целый ряд событий, связанных с основанием Лавры:
● Это и волшебное приручение медведя Сергием. Показываем на слайд
● И приход монахов в общину. Сергий и его сподвижники заняты возведением храма. Погруженные в себя люди, сосредоточены не на внешней, а на той внутренней работе, которая совершается в мыслях и чувствах каждого.
9 слайд: Строительство Храма также на своих картинах отражает Николай Рерих. В картине «Сергий Строитель» автор воплотил единство труда физического и духовного.
10 слайд: Различные события, связанные с жизнью государства неизменно присутствовали в жизни Лавры и отражались в работах художников:
● Преподобный Сергий Радонежский благословил на битву с Мамаем Великого князя Дмитрия Донского в 1380г. На картине Н. Рериха «Святой Сергий» запечатлен исторический сюжет – Сергий Радонежский благословляет русское войско на Куликовскую битву. В руках он бережно держит Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры.
● Вот мы видим картину другого художника, Эрнест Лисснер « Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.»
Куликовская битва показала, что нападение монгола не привело к падению великого русского народа.
11 слайд: 1530г в обители крестился Иван Грозный. Он способствовал превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное оборонное значение.
12 слайд: 23 сентября 1608 года Троице-Сергиев монастырь осадило 15-тысячное польско-литовское войско. Осада длилась 16 месяцев. Российский живописец Сергей Милорадович изобразил сцену осады в своей картине, которую мы видим на слайде.
13 слайд: Картина Нестерова «Всадники» также символизирует крепкий дух и веру русского народа. Три монаха на слепых изнеможденных конях погнались за помощью. И помощь подоспела, осада была снята. Не случайно впоследствии русские войска в походах неизменно сопровождали иконы с изображением преподобного Сергия.
14 слайд: В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре снова укрывался Пётр I и именно отсюда он уехал в Москву полновластным правителем. В работе художника К. Штейбена "Петр Великий в детстве, спасенный матерью от ярости стрельцов" запечатлен момент стрелецкого бунта.
Итак на картинах художников Троице-Сергиева Лавра становится не только духовным, но историческим и политическим центром государства.
15 слайд: 8 июля 1742г. императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус Лавры. В 1782 из окружающих сел был образован Сергиев Посад. В советское время, в 1920году, монастырь был закрыт и превращен в музей. Весной 1946г лавра была возобновлена для монашеской жизни. В 1993году архитектурный ансамбль лавры, который складывался на протяжении столетий, вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
16 слайд: Мне стало интересно, что ж знают мои одноклассники. Я провел анкетирование и вот результаты:
90% из 100% слышали о существовании Троице-Сергиевой Лавры.
50% из 100% - бывали в этих Святых местах.
Только 35% их опрошенных смогли назвать те или иные исторические события , связанные с Обителем.
И всего 10%- смогли назвать картины и имена художников, которые отображали Троице-Сергиеву Лавру в разные эпохи.
Я сделал вывод, что мои одноклассники мало знают об истории и культурных ценностях Лавры и я обязательно найду практическое применение своей работе.
17 слайд: Это и презентация моей работы на уроках ОДНКНР, и издание буклета с кратким содержанием истории лавры и художественных отображений, и конкурс работ на тему: « Троице- Сергиева Лавра глазами детей».
18 слайд: Важно отметить, что история Лавры в живописи пополняется работами и современных художников, которые продолжают искать вдохновение в образах и традициях этого святого места. В картине К. Юона «Троицкая лавра зимой» мы видим , что несмотря на холодную погоду, поток людей движущихся в Лавру не иссякает.
Игорь Яровой изобразил молодую пару, любующуюся стенами лавры, как символ нескончаемого интереса к историческим традициям России. «Лавра. Вечерняя тишина», 2016г.
19 слайд: Вывод: Обитель Сергия Радонежского всегда играла особую историческую роль для жизни страны и служила источником культурного и духовного возрастания для русского народа. Русские художники обращались к истории монастыря и отображали реальные события в разные эпохи. Картин было много и краски художников не были скудны в передачи значимости ценности этих событий. Моя гипотеза опроверглась!
20 слайд: Литература.