Тема урока: "Святые земли Русской. Княгиня Ольга, князь Владимир. Жанр величания и баллады в музыке."
Класс: 3
Тип урока: урок - экскурсия.
Цель: сформировать представления о жанровых особенностях величания и баллады.
Задачи:
Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, работа над развитием и совершенствованием восприятия музыкальных жанров и образов.
Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме, умение вести самостоятельный поиск информации в учебнике.
Предметные: умение отличать средства музыкальной выразительности духовной музыки от классической, различать величание и балладу по жанровым особенностям , проводить анализ по эталону, понимать значение духовной музыки в жизни человека.
Музыкальный материал: "величание Равноапостольной княгини Ольги", "Баллада о князе Владимире", песня "Росиночка - Россия".
Оборудование и мультимедийное оборудование: кластеры, буклеты, костюмы, шкатулки, синтезатор, компьютер, колонки, телевизор, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, я хочу проверить вашу готовность к работе. Если готовы, зазвоните в колокольчик у вас на парте.
У детей на столах колокольчики.
- Замечательно.
- Наш урок хочется начать со слов. Давайте все вместе прочитаем и подумаем, о чем идет речь.
СЛАЙД 1.
“Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как забота о братьях и заботливость об их спасении.” Святитель Иоанн Златоуст
- Кто подходит под их описание.( Люди, которые жили на благо других.)
- У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Смелых и сильных людей много, а героев каждый народ знает по имени, хранит о них память веками.
- Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее?
- Есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось?
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас на экскурсию. Экскурсию, на которой мы сможем прикоснуться к прошлому.
СЛАЙД 2.
- Посмотрите на слайд. Перед вами карта музея с залами, которые помогут нам узнать много нового. Чтобы познакомиться со всеми тайнами нашего музея, вы будете рассматривать его в составе своей группы. Первая группа будет особо внимательно изучать историю, вторая - музыкальные факты, а третья группа - прессой.
2. Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД 3. ( картины "А. Невский", "И. Сусанина")
- Ребята, знакомы ли вам эти люди? Что у них общего? (совершили подвиги, на благо русского народа)
Дети сидят по группам ( 3 стола). На столе у каждого кластеры, которые нужно собрать, приклеить имя героя и сделанное им дело.
2.1. Индивидуальная работа с кластерами.
- Дети, у каждого из вас на столе есть карточка - кластер, на нем отсутствуют слова. Вам нужно прикрепить их. На всю работу у вас 3 минуты.
2.2. Обсуждение и выявление ошибок.
- Давайте вместе проверим.
СЛАЙД 4.
Иван Сусанин - крестьянин, спасши жизнь русскому царю. ему посвящена опера М. Глинкой
Александр Невский - князь, полководец, известен битвами на реке Нева, Ледовое побоище. С. Прокофьев посвятил кантату
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
У детей есть лишние имена ( Княгиня Ольга, Владимир Красное солнышко, христианство, Крещение Руси.)
- Ребята, а все ли понятия нашли свое место? Или остались какие-то лишние слова?
4. Постановка учебной задачи, целей урока.
- Как вы думаете, почему эти люди и понятия оказались вместе с уже знакомыми нам великими людьми и жанрами?
- Что может их связывать?
- Назовите тему урока. СЛАЙД 5.
- Какую цель мы можем поставить СЛАЙД 6 : узнать о княгине Ольге, Владимире, жанре величания и балладе, их особенностях.
Какие перед нами задачи СЛАЙД 7 : познакомиться с фактами из истории, разобрать и сравнить с уже знакомыми нам жанрами новые.
5. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
На слайде карта музея с залами (исторический, музыкальный).
- Для решения нашей проблемы, нам необходимо рассмотреть все залы.
-- Итак, ребята, зал, в который мы отправляемся первым - исторический. СЛАЙД 8.
6. Реализация выбранного проекта.
Посещение исторического зала музея.
СЛАЙД 9 - КОСТЮМЫ, КАРТИНЫ КНЯГИНИ ОЛЬГИ, КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.
- Дети, мы находимся в историческом зале.
- Посмотрите, что мы здесь видим? Картины написаны В. Васнецовым.
- Сейчас мы разделимся.
- Каждая группа может ознакомиться с буклетом о зале у вас на столе, информация в нем взята из вашего учебника. Вам нужно прочитать и обсудить эту информацию. На всю работу у вас 4 минуты.
Группе историков - о вере, языческих богах; СЛАЙД 10
2 группа - о княгине Ольге; СЛАЙД 11
3 группа - о князе Владимире. СЛАЙД 12
Самостоятельная работа по группам с информацией.
РАФТ – Выбираю любого ученика «представь, историк, что ты княгиня Ольга, князь Владимир, расскажи о себе.”
- Отличная работа, ребята. Исторический зал мы изучили. Предлагаю вам немного отдохнуть.
ФИЗ.МИНУТКА
СЛАЙД 13
- Следующим мы посетим музыкальный зал.
- Дети, посмотрите, кто-то здесь побывал до нас и навел настоящий беспорядок. Давайте попробуем расставить все по местам.
Разгадать анаграмму с жанрами величания и баллады.
СЛАЙД 14
ВЕИЛАЧНЕИ БАЛАЛАД
СЛАЙД 15
- Отлично, ребята. Посмотрите все графы с информацией о величании и балладе так же пусты. Для того, чтобы расставить все верно, обратимся к уже знакомому нам цветику - семицветику с средствами музыкальной выразительности.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
величание души.
Величание - это молитвенное торжественное песнопение в честь святого.
СЛАЙД 16
Величаем тя, блаженная и равноапостольная княгине Ольго, и чтим святую память твою, идолы поправшую и многия люди Российския святым Крещением просветившую.
Прослушивание и анализирование музыки.
- Кричат ли о духовном подвиге? Его совершают не ради похвалы.
Мелодия ( спокойная, светлая, напевная, плавная)
Лад (мажор)
темп ( медленный)
Динамика (умеренная, местами тихая)
Тембр ( женский хор)
- Как думаете почему темп медленный и нет музыкальных инструментов?
Мелодия величания никогда не сложная, важен текст. Прихожанам проще запомнить и петь его вместе со священником и певчими во время службы.
Прослушивание и анализирование музыки.
Баллада - это повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.
Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Мелодия ( спокойная, напевная)
Лад (мажор)
темп ( умеренный)
Динамика (умеренная, местами тихая)
Тембр (синтезатор)
- Итак, ребята, все понятия расставлены по местам.
Скажите, удалось ли с помощью этой музыки рассмотреть до конца величие дел этих людей? Свет их души?
Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и Его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.
В день памяти святых 24 июля - Ольга, 28 июля - Владимир, во всех храмах и церквах звучит величание, их вспоминают и чествуют .
7. Песня Росиночка-Россия
- Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы!
Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили.
Наша экскурсия подходит к концу. Понравилось вам в музее истории Руси? Обычно в благодарность могут что-то пожелать, написать.
Давайте поблагодарим наш замечательный музей, исполнив песню "Росиночка- Россия".
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ
- Ребята наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместились на многие века назад и встретились с удивительным музыкальным искусством русского народа…
8. Этап рефлексии деятельности.
- Чьи имена мы сегодня вспомнили и узнали?
- Что сделали эти люди?
- А какие музыкальные жанры помогли нам проникнуться на протяжении этой четверти их делами?
- Ребята, у меня в руках сейчас 2 шкатулки.
Я предлагаю собрать в одну приятные воспоминания и хорошие впечатления от урока.
В другую, если у вас остались какие-то сомнения и недопонимание.
Обсуждение чего осталось больше.
Д/З - Повторить материал в тетради.
Оценки
Давайте завершим наш урок звоном колокольчика, если вы уходите в еще лучшем настроении с урока.