СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Святые земли Русской. Княгиня Ольга, князь Владимир. Жанр величания и баллады в музыке."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Святые земли Русской. Княгиня Ольга, князь Владимир. Жанр величания и баллады в музыке."»


Тема урока: "Святые земли Русской. Княгиня Ольга, князь Владимир. Жанр величания и баллады в музыке."

Класс: 3

Тип урока: урок - экскурсия.

Цель: сформировать представления о жанровых особенностях величания и баллады.

Задачи:

Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, работа над развитием и совершенствованием восприятия музыкальных жанров и образов.

Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме, умение вести самостоятельный поиск информации в учебнике.

Предметные: умение отличать средства музыкальной выразительности духовной музыки от классической, различать величание и балладу по жанровым особенностям , проводить анализ по эталону, понимать значение духовной музыки в жизни человека.

Музыкальный материал: "величание Равноапостольной княгини Ольги", "Баллада о князе Владимире", песня "Росиночка - Россия".

Оборудование и мультимедийное оборудование: кластеры, буклеты, костюмы, шкатулки, синтезатор, компьютер, колонки, телевизор, презентация.



Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, я хочу проверить вашу готовность к работе. Если готовы, зазвоните в колокольчик у вас на парте.

У детей на столах колокольчики.

- Замечательно.

- Наш урок хочется начать со слов. Давайте все вместе прочитаем и подумаем, о чем идет речь.

СЛАЙД 1.

Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как забота о братьях и заботливость об их спасении.” Святитель Иоанн Златоуст

- Кто подходит под их описание.( Люди, которые жили на благо других.)

- У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Смелых и сильных людей много, а героев каждый народ знает по имени, хранит о них память веками.

- Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее?

- Есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось?

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас на экскурсию. Экскурсию, на которой мы сможем прикоснуться к прошлому.

СЛАЙД 2.

- Посмотрите на слайд. Перед вами карта музея с залами, которые помогут нам узнать много нового. Чтобы познакомиться со всеми тайнами нашего музея, вы будете рассматривать его в составе своей группы. Первая группа будет особо внимательно изучать историю, вторая - музыкальные факты, а третья группа - прессой.

2. Самоопределение к деятельности.



СЛАЙД 3. ( картины "А. Невский", "И. Сусанина")

- Ребята, знакомы ли вам эти люди? Что у них общего? (совершили подвиги, на благо русского народа)

Дети сидят по группам ( 3 стола). На столе у каждого кластеры, которые нужно собрать, приклеить имя героя и сделанное им дело.

2.1. Индивидуальная работа с кластерами.

- Дети, у каждого из вас на столе есть карточка - кластер, на нем отсутствуют слова. Вам нужно прикрепить их. На всю работу у вас 3 минуты.

2.2. Обсуждение и выявление ошибок.

- Давайте вместе проверим.

СЛАЙД 4.

Иван Сусанин - крестьянин, спасши жизнь русскому царю. ему посвящена опера М. Глинкой

Александр Невский - князь, полководец, известен битвами на реке Нева, Ледовое побоище. С. Прокофьев посвятил кантату



3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

У детей есть лишние имена ( Княгиня Ольга, Владимир Красное солнышко, христианство, Крещение Руси.)

- Ребята, а все ли понятия нашли свое место? Или остались какие-то лишние слова?



4. Постановка учебной задачи, целей урока.

- Как вы думаете, почему эти люди и понятия оказались вместе с уже знакомыми нам великими людьми и жанрами?

- Что может их связывать?

- Назовите тему урока. СЛАЙД 5.

- Какую цель мы можем поставить СЛАЙД 6 : узнать о княгине Ольге, Владимире, жанре величания и балладе, их особенностях.

Какие перед нами задачи СЛАЙД 7 : познакомиться с фактами из истории, разобрать и сравнить с уже знакомыми нам жанрами новые.



5. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

На слайде карта музея с залами (исторический, музыкальный).

- Для решения нашей проблемы, нам необходимо рассмотреть все залы.

-- Итак, ребята, зал, в который мы отправляемся первым - исторический. СЛАЙД 8.

6. Реализация выбранного проекта.

Посещение исторического зала музея.

СЛАЙД 9 - КОСТЮМЫ, КАРТИНЫ КНЯГИНИ ОЛЬГИ, КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.

- Дети, мы находимся в историческом зале.

- Посмотрите, что мы здесь видим? Картины написаны В. Васнецовым.

- Сейчас мы разделимся.

- Каждая группа может ознакомиться с буклетом о зале у вас на столе, информация в нем взята из вашего учебника. Вам нужно прочитать и обсудить эту информацию. На всю работу у вас 4 минуты.

Группе историков - о вере, языческих богах; СЛАЙД 10

2 группа - о княгине Ольге; СЛАЙД 11

3 группа - о князе Владимире. СЛАЙД 12

Самостоятельная работа по группам с информацией.

РАФТ – Выбираю любого ученика «представь, историк, что ты княгиня Ольга, князь Владимир, расскажи о себе.”

- Отличная работа, ребята. Исторический зал мы изучили. Предлагаю вам немного отдохнуть.



ФИЗ.МИНУТКА



СЛАЙД 13

- Следующим мы посетим музыкальный зал.

- Дети, посмотрите, кто-то здесь побывал до нас и навел настоящий беспорядок. Давайте попробуем расставить все по местам.

Разгадать анаграмму с жанрами величания и баллады.

СЛАЙД 14

ВЕИЛАЧНЕИ БАЛАЛАД



СЛАЙД 15
-
Отлично, ребята. Посмотрите все графы с информацией о величании и балладе так же пусты. Для того, чтобы расставить все верно, обратимся к уже знакомому нам цветику - семицветику с средствами музыкальной выразительности.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

величание души.

Величание - это молитвенное торжественное песнопение в честь святого.

СЛАЙД 16

Величаем тя, блаженная и равноапостольная княгине Ольго, и чтим святую память твою, идолы поправшую и многия люди Российския святым Крещением просветившую.

Прослушивание и анализирование музыки.

- Кричат ли о духовном подвиге? Его совершают не ради похвалы.

Мелодия ( спокойная, светлая, напевная, плавная)

Лад (мажор)

темп ( медленный)

Динамика (умеренная, местами тихая)

Тембр ( женский хор)

- Как думаете почему темп медленный и нет музыкальных инструментов?
Мелодия величания никогда не сложная, важен текст. Прихожанам проще запомнить и петь его вместе со священником и певчими во время службы.



Прослушивание и анализирование музыки.

Баллада - это повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.

Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Мелодия ( спокойная, напевная)

Лад (мажор)

темп ( умеренный)

Динамика (умеренная, местами тихая)

Тембр (синтезатор)

- Итак, ребята, все понятия расставлены по местам.

Скажите, удалось ли с помощью этой музыки рассмотреть до конца величие дел этих людей? Свет их души?

Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и Его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.

В день памяти святых 24 июля - Ольга, 28 июля - Владимир, во всех храмах и церквах звучит величание, их вспоминают и чествуют .

7. Песня Росиночка-Россия

- Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы! 
Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили.

Наша экскурсия подходит к концу. Понравилось вам в музее истории Руси? Обычно в благодарность могут что-то пожелать, написать.
Давайте поблагодарим наш замечательный музей, исполнив песню "Росиночка- Россия".

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ

- Ребята наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместились на многие века назад и встретились с удивительным музыкальным искусством русского народа…

8. Этап рефлексии деятельности.

- Чьи имена мы сегодня вспомнили и узнали?

- Что сделали эти люди?

- А какие музыкальные жанры помогли нам проникнуться на протяжении этой четверти их делами?



- Ребята, у меня в руках сейчас 2 шкатулки.

Я предлагаю собрать в одну приятные воспоминания и хорошие впечатления от урока.

В другую, если у вас остались какие-то сомнения и недопонимание.



Обсуждение чего осталось больше.

Д/З - Повторить материал в тетради.

Оценки

Давайте завершим наш урок звоном колокольчика, если вы уходите в еще лучшем настроении с урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!