СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святые земли русской. Сергий Радонежский.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с именем  и жизнью Сергия Радонежского, раскрыть его образ, выраженный в разных видах искусства. Способствовать  осмыслению понятия контата, народные песни, церковное песнопение.

Просмотр содержимого документа
«Святые земли русской. Сергий Радонежский.»

Урок № 12. Святые земли русской. Сергей Радонежский.

Педагогические цели

Ознакомить учащихся с именем и жизнью Сергия Радонежского, раскрыть его образ, выраженный в разных видах искусства. Способствовать осмыслению понятия контата, народные песни, церковное песнопение.

Тип урока

Изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок – путешествие в историю.

Проблема урока

Чем дорога народу память о Сергии Радонежском? Кто такие святые?. Что такое контата?

Планируемые результаты(предметные)

1.Отклик на звучащую музыку.

2. Называть характерные особенности духовной музыки.

Узнают: значения понятий и музыкальных терминов контата, народные песни, церковное песнопение, житие.

Научатся: называть имена святых; рассказывать о национальных героях; обсуждать , какая музыка должна звучать в честь национальных героев; называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

Получат возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, давать определения общего характера музыки.

Личностные результаты

Проявляют этические чувства; оценивают и сознательно выстраивают эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству.

Метапредметные УУД

Регулятивные: овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств ее реализации в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой для реализации учебных задач информации.

Коммуникативные: выслушивают мнения и идеи одноклассников и используют их в дальнейшей деятельности; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основное содержание темы, понятия и термины

Народные песнопения, церковные песнопения, житие. Контата. Хор, святые. Духовная музыка, тембр, динамика и т.д.

Образовательные ресурсы

Учебник , с. 44-45, рабочая тетрадь, с 16-17, М. Нестеров «Ведение отроку Варфоломею»

Музыкальный материал

Народные песнопения о Сергии Радонежском.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

1.Мотивирования к учебной деятельности

(Организационный момент)

Вступительное слово учителя

Приветствие учителя.

Звучит колокольный звон.

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место.

Личностные: проявляют эмоционную отзывчивость на слова учителя и колокольный звон

Фронтвльная

2. Постановка учебной задачи

–Какие звуки открыли наш урок? Где мы с вами встречаемся с колокольным звоном?

–Правильно, ребята. В православном храме разрешен лишь один инструмент – колокол. О нем говорят, что его звук – это молитва, вынесенная за стены храма.

–Можно ли представить себе современный русский город или село без храма? Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводится православный храм. Храмы на Руси всегда были красивы и величественны. Это сокровищница русского народа. Как вы думаете, почему?

–Да, все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и, конечно же, иконы. И нет на Руси ни одного храма, где не было бы иконы Сергия Радонежского. О его образе мы сегодня будем говорить. Тему нашего урока мы обозначим так: «Святые земли Русской. Сергий Радонежский».

–Ребята, поднимите руки, кто слышал имя этого святого?




– В храме











Отвечают на вопросы учителя и слушают рассказ.
























Дети поднимают руки.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную программу.

Коммуникативные:

Слушают и понимают речь других.

Личностные:

Воспринимают речь учителя не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание , удивление, желание больше узнать.

Фронтвльная

Усный опрос

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Сергий Радонежский М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

–Имя и дела этого святого особо почитаемы в России. О его жизни писали богословы и историки, литераторы и искусствоведы. Композиторы и живописцы изображали образ Сергия в своих произведениях. Одним из таких живописцев является русский художник Михаил Нестеров, который посвятил образу Сергия целую серию картин. Самой известной является картина «Видение отроку Варфоломею».

Давайте с вами мысленно перенесемся в 14 век и окажемся рядом с Варфоломеем (так звали Сергия Радонежского до принятия монашества), когда повстречал он в поле старца.

( смотрим приложение,

инсценируют картину М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» )


Вам понравился мальчик Варфоломей? Чем? Обратимся к карточкам-заданиям

Задание в карточках.

Варфоломей какой?

Да, ребята, Варфоломей, как мне кажется, очень похож на вас. Как вы, он любил всё живое на земле, умел трудиться, он очень стремился к знаниям, к мудрости. Продолжим дальше наше исследование…Шло время. Варфоломей подрос и вот…Кем же стал наш мальчик Варфоломей?

-За какие заслуги наша Православная церковь причислила его к такому званию, к лику святых? Что доброго, важного делал он для нашей Матушки-Руси?

-За какие заслуги наша Православная церковь причислила его к такому званию, к лику святых? Что доброго, важного делал он для нашей Матушки-Руси?

-Давайте прочитаем духовный стих о Сергии Радонежском.

( рабочая тетрадь, с. 16)















(трудолюбивый, ленивый, добрый, злой, милосердный, любит людей, равнодушный, любит животных, сострадательный).










Святым Земли Русской, имя которому Сергий Радонежский



К Сергию приходили люди за помощью, за советом, за благословением.




К Сергию приходили люди за помощью, за советом, за благословением…


Читают отрывок.

Регулятивные:

Учатся работать попредложенному учителем плану; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные:

Овладевают навыками смыслового чтения; находят ответы на вопросы в иллюстрациях.

Коммуникативные:

Слушают и понимают речь других; описывают объекты, описывают его внешние характеристики.

Личностные:

Осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Фронтвльная

Усный опрос.








































Народное песнопение о Сергии Радонежском.

Звучит духовный стих о Сергии Радонежском.

- Ваше впечатление об услышанной музыке.



–Как звучит музыка, в каком характере?

–Кто исполнил это песнопение?

–Какой?

–Было ли сопровождение?

–Как называется пение без сопровождения? Мы с этим словом уже знакомились на уроках музыки.

Учитель просит ребят открыть учебники на странице 44-45.


–На страницах 44-45 вашего учебника – нотная запись песнопения, о котором мы только что говорили. Посмотрите внимательно, сколько нот использовано для записи этой мелодии?

–Это много или мало?

–О чем это говорит?



–А слова сложные? Прочитайте 1-ый куплет песнопения.

–Песнопение звучит так, чтобы каждый мог его спеть. Давайте и мы тоже попробуем это сделать.

–Молодцы, ребята.

Слушают народные песнопения.


–Музыка интересная, необычная. Мы не слышали такую раньше.

–Спокойно, напевно, плавно, не спеша.

–Хор.

–Мужской


–Нет, не было.

–А капелла.












–Пять.


–Мало.

–Мелодия песнопения простая, ее может спеть каждый.


–Нет, несложные.


Разучивание песнопения о Сергии Радонежском в характере.



Познавательные:

Овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере.

Коммуникативные:

Полно и точно выражают свои мысли в соотвествии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальная.

Устный опрос, хоровое пение.

4 Закрепление знаний и способов действий.

–А сейчас мне хотелось бы вернуться к вопросам, на которые мы не смогли ответить в начале урока. Вот они, написаны на доске.

«За какие подвиги был причислен Сергий Радонежский к лику святых?»

«Почему народ до сих пор помнит его имя?»

–Мне хочется добавить, что жизнь Сергия – одна из светлых страниц нашей истории. И в 2014 году вся наша страна отметила 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. А закончить сегодняшний урок мне хочется просмотром видео к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.

(просмотр видео)










ответы ребят


Регулятивные:

Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; используют знаково-символические средства.

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, слушание.

5. Рефлексия УД на уроке.

О каком святом Земли Русской мы сегодня узнали? Чей земной путь исследовали?

Кем стал для России Сергий Радонежский? Для вас? Какое слово-образ вы выбрали бы?


Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Устный опрос.

6. Домашнее задание.

Нарисовать Сергия Радонежского какой он в вашем воображении.






Приложение. Сергей Радонежский: краткая биография:

Не каждому известно кто такой Сергей Радонежский, его жизнь и подвиги. Кратко узнать об этом помогут древние летописи. Согласно им, великий чудотворец родился в начале мая 1314. Известно и когда он умер – 25 сентября 1392 года. Узнать о том, чем знаменит Сергей Радонежский можно, изучив его биографию.

 

Согласно древним летописям чудотворец стал основателем нескольких монастырей. По сей день известно одно наиболее знаменитое его создание, Свято-Троицкий монастырь, расположенный под Москвой.

Сергей Радонежский, или как его звали ранее Варфоломей, отставал в изучении наук от своих сверстников. Ему более близка была тема Священного писания. В возрасте четырнадцати лет он и его семья переехали жить в Радонеж. Там он основал первую церковь, названную Троице-Сергиевым монастырем.

Спустя несколько лет чудотворец принимает решение стать игуменом. С тех пор, ему было присвоено новое имя – Сергей. После этого он стал уважаемым человеком среди народа. К нему приходили для того, чтобы он благословил перед битвой и помог в примирении.

Кроме Троице-Сергиева он создал еще более пяти храмов. Умер Сергей Радонежский 25 сентября 1392 года. До сих пор православные люди отмечают эту дату, как день памяти великому чудотворцу.



Несколько интересных фактов

Известно несколько интересных фактов о Сергее Радонежском:

  • Будучи беременной мать чудотворца отправилась в храм. Во время молитвы, её ребенок в утробе прокричал трижды. С каждым разом громкость плача увеличивалась;

  • Согласно источникам, Сергей Радонежский помогал монахам. Они были вынуждены ходить за водой на дальние расстояния. Преподобный отыскал несколько капель, оставшихся от дождя, и произнес над ними молитву. Через некоторое время появился источник воды;

  • Чудотворец помогал и обычному народу. Местный житель обратился к нему с просьбой спасти больного сына. Мальчик скончался, после того, как его принесли к Сергею Радонежскому. Но пока его отец ходил за гробом, тот невероятным образом ожил;

  • Преподобный безотказно помогал каждому человеку, нуждающемуся в его поддержке. Известно, что он исцелил бесноватого вельможу, лечил больных от бессонницы и слепоты;

  • Чудотворец оказывал помощь в примирении и спасении от долгов.

По этому поводу в 2014 году дал интервью патриарх Кирилл. По его словам, Сергей Радонежский обладал священными силами. Он мог нарушать законы природы и приближать человека к Богу. Историк Ключевский заявил, что чудотворец был способен поднять дух народа.

 Житие Сергея Радонежского

Спустя 50 лет после смерти основателя успешных храмов, было написано житие. Повесть о великом чудотворце была написана его учеником Епифанием Премудрым. Она вызвала интерес у народа, и спустя несколько лет она получила статус ценного источника Московской Руси.

Первое житие было написано, исходя из собственных сочинений Епифания. Ученик был весьма развитым и образованным. По изданию несложно догадаться, что он любил путешествовать и посещал такие места, как Иерусалим и Константинополь. Он был вынужден несколько лет прожить со своим наставникам. Сергей Радонежский выделял своего ученика за необычный склад ума.

К 1380 году Епифаний уже стал опытным летописцем, отлично владеющим грамотой.

После смерти чудотворца, ученик стал писать интересные факты о нем и доносить их до людей. Делал это он по нескольким причинам. Прежде всего, он уважал труд своего наставника. Ему было обидно, что спустя столько лет после его смерти о нем не было издано ни одной повести. Инициативу о написании жития Епифаний взял на себя.

Также мудрый ученик считал, что его рассказы помогут донести до людей ценность жизни, научиться верить в себя и справляться с трудностями.



Где сейчас мощи Святого?

Спустя 30 лет после смерти Сергея Радонежского, а именно, в 1422 году были обретены его мощи. Это событие происходило под руководством Пахомия Лагофета. По его славам, несмотря на такой продолжительный срок, тело чудотворца сохранилось целым и светлым. В нетронутом состоянии осталась даже его одежда. Его мощи перемещались всего два раза, с целью сохранения их и спасения от пожара.

Впервые это произошло в 1709 году, а после повторилось в 1746 году. Третий, последний раз мощи были перевезены в 1812 году во время войны с Наполеоном.

Повторное вскрытие могилы произошло в 1919 году, по приказу советского правительства. Это совершалось при присутствии государственной комиссии. По словам Павла Флоренского, человека при котором происходило вскрытие, голову Сергея Радонежского отделили от тела и заменили головой, принадлежавшей князю Трубецкому.

Мощи чудотворца стали экспонатом для музея и располагаются в Троице-Сергиевой лавре.

Сергей Радонежский и живопись

Во времена жизни Сергея Радонежского, и в течение нескольких веков после его смерти был введен запрет на художественное искусство. Оно могло быть передано народу только в виде икон. Впервые русская живопись появилась лишь в 18 веке.

Изобразить образ чудотворца удалось художнику Нестерову. В 1889 году он завершил свою картину под названием «Пустырник». Сергей Радонежский был кумиром для художника с самых ранних лет. Святого почитали его близкие, для них он был образом чистоты и непорочности. Взрослый Нестеров создал цикл картин, посвященных великому чудотворцу.

Благодаря картинам, житиям и летописям каждый современный человек может узнать о том, кем был Сергей Радонежский, его жизнь и подвиги. Кратко изучить его жизнь невозможно. Он был абсолютно уникальным человеком, имеющим чистую душу, искренность и бескорыстность, направленную на помощь другим людям.

По сей день народ посещает храмы, молится перед иконой Сергея Радонежского и его мощами. Каждый человек искренне верит, что он поможет и им разрешить сложную ситуацию в жизни.







Приложение 2.

«Видение отроку Варфоломею».

Действующие лица: Варфоломей, Старец.

Варфоломей одет в длинную белую рубаху, подпоясанную широким поясом. В его руке кнут.

Старец в черном монашеском одеянии с посохом в руке.


Варфоломей. Эх, где же эти кони? Куда они подевались?

(Видит Старца)

Старец (молится).

Варфоломей подходит ближе.

Старец. Что ты хочешь, чадо?

Варфоломей. Я учусь грамоте, но плохо у меня идут науки. Не могу постигнуть я ученые премудрости, а так хочу! Помолись обо мне.

Старец. Не печалься, Господь даст тебе разумение грамоты, и ты превзойдешь успехами братьев и сверстников своих.

(перекрещивает Варфоломея).


Учитель. В тот же вечер Варфоломей взял Псалтирь, Книгу псалмов царя Давида. Еще вчера он с трудом разбирал букву за буквой. Теперь же раскрыл и складно, без запинки прочел:

Варфоломей (читает) …Я желаю исполнить волю твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце…


Учитель. И решил Варфоломей, что когда вырастет, будет служить Богу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!