СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Связь между суммой и слагаемыми. Путешествие в сказку»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Связь между суммой и слагаемыми. Путешествие в сказку»»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Учебно-воспитательный комплекс «Первомайская многопрофильная гимназия – Дошкольное образовательное учреждение «Аленький цветочек» комбинированного типа имени Н. Милютина»











Урок математики

1 класс

«Связь между суммой и слагаемыми.

Путешествие в сказку»








Подготовила:

Кондратенко Н.Е.

учитель начальных классов,

специалист высшей категории









г. Первомайск

2023 г.

Тема: Связь между суммой и слагаемыми.

Путешествие в сказку.


Цели: - познакомить с взаимосвязью сложения и вычитания, вывести

правило нахождения неизвестного слагаемого;

- развивать внимание, мышление, математическую речь,

вычислительные навыки;

- воспитывать интерес к математике, чувство взаимопомощи.


Оборудование: герои сказки «Колобок»; буквы к слову «дружба»;

геометрические фигуры – синие и зеленые квадраты; мультимедиа;

учебник «Математика 1 класс» 2 часть; карточки в форме пчелиного улья с примерами; сигнальные карточки – цветочки желтого и красного цвета; карточки с элементами цифры; солнышки грустные и веселые; предметные карточки – серые и белые зайчики.


Тип урока: урок изучения нового материала.




















Ход урока

I. Организационный момент

(звучит музыка «В гостях у сказки»)

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок математики. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по одной известной и любимой с раннего детства сказке. А угадать, что же это за сказка, поможет загадка.

Я – румяный, желтый бок,

А зовусь я ... (Колобок)

- Да, отправимся мы в сказку «Колобок». Но только конец сказки мы изменим.

Ведь никто не хочет, чтобы нашего Колобка съели. Поэтому, выполнив все задания от героев, конец у нас станет другим.

А каким, узнаем в конце урока.

II. Актуализация знаний

  1. Каллиграфическая минутка

- Ну что ж, отправляемся в сказку!

- Жил на свете Колобок, румяный бок. В школе сказочной учился. Но однажды убежал и в темном лесу заблудился. Как же быть ему? Что делать?

- Будем, ребята, Колобку помогать? А еще мы должны собрать слово, буквы из которого тоже где-то потерялись в лесу. Только одна буква Д и осталась. Помогая Колобку, будем находить и буквы.

- Но сначала давайте вспомним, как мы научились красиво и аккуратно писать цифры, ведь в математике без них никуда.

-На доске карточки с одним из элементов цифры. Какие это могут быть цифры? Узнаем их и пишем в тетради.

1,4,7,6,9,5,8,3.

- Ниже давайте запишем цифры, уменьшив каждую из этих на 1.

- Узнайте, какую цифру я задумала, и пропишите строку этой цифры. Если к этой цифре прибавить 4, получим 9 (цифра 5).

2) Устный счет

-Катится, катится Колобок. Вдруг навстречу прыг да скок Зайчик показался.

- Хочешь, Колобок, выбраться из леса? Выполни мое задание.

- Ребята умеют быстро считать. И сейчас при помощи сигнальных карточек на ваших партах поможем Колобку выполнить задание. Я читаю высказывание, если оно правильное, поднимаете карточку с желтым цветочком, а если неправильное, то с красным цветочком.

  • Если из 8 вычесть 3, получается 5. (+)

  • Сумма чисел 4 и 3 равна 1. (-)

  • Если 1 увеличить на 6, получится 7. (+)

  • Если к 3 прибавить столько же, получается 8.(-)

  • Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2, сумма 4. (-)

- Молодцы! С заданием справились. А вот и первая потерявшаяся буква (Р).

III. Самоопределение к деятельности. Объявление темы урока.

- Катится Колобок дальше. Вдруг навстречу Серый Волк.

- Здравствуй, Колобок! Что, в лесу ты заблудился, а дорогу не найдешь? Хочешь, помогу?

Тогда выполни моё задание, а то сам я справиться с ним не могу.

(Работа в парах с геометрическими фигурами)

- Ребята, у вас, на партах, геометрические фигуры – синего и зеленого цвета. Что это за фигуры? ( Это квадраты). Сколько квадратов синего цвета? (4) А зелёного? (2)

- Как называются числа при сложении?

- Положите перед собой квадраты. Сколько их? (6)

- Какой пример можно составить? (4+2=6)

- Уберите синие квадраты, сколько осталось? (2)

- Какой пример можно составить? (6-4=2)

- Положите снова перед собой все квадраты.

-Теперь уберите зелёные квадраты, сколько осталось? (4)

- Какой пример составим? (6-2=4)

- Что общего в этих примерах? (Составлены из одинаковых чисел).

- А чем отличаются? (Первый – на сложение, а два других – на вычитание).

- А что интересного вы заметили при составлении примеров? (Что от суммы можно отнять одно слагаемое, а получить другое)

- Верно! Выполнив задание Волка, мы узнали тему нашего урока – как связаны слагаемые и сумма. И сегодня на уроке, ребята, чем мы будем заниматься? (Составлять из примера на сложение два примера на вычитание)

- На доску я ставлю картинки зайчиков – серых и белых.

Сколько серых? (3) А белых? (2) Как узнаем, сколько их? (3+2=5)

-Запишем этот пример в тетрадь и ниже составить нужно 2 примера на вычитание.

- Молодцы! А вот и еще одна буква нашлась (У)

Физ. минутка.

- Пришло время отдохнуть. Колобок зовет вас на весёлую зарядку.

Я – весёлый Колобок,

Разомну румяный бок!

Повторяйте – ка, ребята, все за мной!

Раз – присели, два – все встали,

Головою покачали.

Руки прямо, руки вниз,

Вокруг себя ты покружись,

Пошагали, побежали.

Вы, ребята, не устали?

IV. Работа по теме урока

1) Игра «Заполни улей»

- Катится дальше по лесу Колобок. Вдруг, топ-топ, Медведь косолапый идет.

-Что, заблудился Колобок, румяный бок? Хочешь выбраться из леса? Тогда выполняй и моё задание.

- А что больше всего любят медведи? (Мёд). А кто его даёт? (Пчелы) А где живут пчёлы? (В ульях)

- Чтобы помочь Медведю добыть мёд, нам нужно выполнить задание на ульях, которые лежат у вас на партах. Каждый ряд заполняет свой улей, а потом проверим, правильно ли сделана работа. Помните о том, как связаны слагаемые и сумма.




1 ряд



2 ряд


3 ряд




5+2=□

5+4=□

3+2=□


□ - □ = □

□ - □ = □

□ - □ = □


□ - □ = □

□ - □ = □

□ - □ = □

(Далее учащиеся обмениваются карточками для взаимопроверки. Затем коллективно проверяют работу, сверяя с образцами на доске)

- Молодцы! Снова Колобку помогли. И ещё одну букву нашли (Ж).

Физ. минутка (зрительная гимнастика)

- Подустали наши глазки.

Дружно глазки побежали, быстро-быстро поморгали,

раз – закрылись, два – открылись.

И снова в наше путешествие мы пустились.

2) Работа по учебнику

- Катится Колобок себе по лесу. Вдруг Лисичка-Сестричка на дорожке появилась.

-Ой, румяный Колобок, что, в лесу ты заблудился? Ладно, так уж и быть, есть тебя не стану, пообедала уже. А выполнишь моё задание – выведу тебя из леса.

- Ребята, открываем учебники на странице 27, задача 2.

- Читаем задачу.

- Что, нужно сделать сначала? (Закончить вопрос)

- А, какой вопрос к задаче? (Сколько наклеек осталось у Лены?)

- А сколько было наклеек? (10)

- А сколько наклеек использовала Лена? (5)

- Какой пример составили? (10-5=5)

- Почему на вычитание?

- Запишем решение и ответ в тетради.

V. Рефлексия

- Молодцы! И это задание выполнили. Выбрался наш Колобок из леса, вернулся к Бабе и Деду, в свою школу. А самое главное – целым остался. а вот и еще одна буква (Б).

- А какой буквы не хватает? (А)

- Прочитаем вместе слово, которое мы составляли. (Дружба).

- А почему мы собрали именно это слово?

- Да, ведь именно ваша дружная работа и помогла Колобку вернуться домой.

- А теперь задача от Колобка.

Бабушка пирожки пекла,

Внучка помогала.

Бабушка 6 из них испекла,

А внучка 2 ей помогла.

- Сколько пирожков испекли всего? (8)

- А какой пример составили? (6+2=8)

-А теперь составим из этого примера 2 примера на вычитание.


VI. Подведение итогов

- Чем занимались на уроке?

- А какое математическое открытие сделали?

- Оцените своё настроение при помощи солнышек.











Самоанализ урока математики, 1- Б класс

Учитель ГОУ ЛНР «Первомайская многопрофильная гимназия ДОУ «Аленький цветочек» комбинированного типа имени Н.Милютина» Кондратенко Наталья Евгеньевна.

Тема: Связь между суммой и слагаемыми. Путешествие в сказку.

Цель: - познакомить с взаимосвязью сложения и вычитания; вывести правило нахождения неизвестного слагаемого, развивать внимание, мышление, математическую речь, вычислительные навыки; воспитывать интерес к математике, чувство взаимопомощи.


Планируемые результаты:


Личностные:

1. Положительное отношение к учению, учебно - познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.

2. Эстетические чувства.


Результативные (способность организовывать свою деятельность):

1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. Адекватно оценивать свои достижения.

3. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.


Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1. Осознавать познавательную информацию.

2. Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

3. Структурировать информацию, фиксировать её различными способами.

4. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить её в словесную форму.

5. Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.


Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Данный урок представлен как изучение нового материала в курсе «Математика» в 1 классе по программе «Школа России».

При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса.

Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Для обеспечения деятельности я использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока создала условия, которые настроили учеников на доброжелательную обстановку, активизировали их внимание и обеспечили у них необходимую мотивацию.

В непринуждённой форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, желание делать самостоятельные выводы.

Учебные задания не давались в готовом виде, использовались задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда, выполняя учебную задачу, ребёнок не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока.

Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная , парная, индивидуальная формы работы. Была организована также самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы, в виде самопроверки, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с учащимися, определить уровень их знаний.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности, доступности, индивидуализации, связи обучения с жизнью.

Достижению цели способствовали следующие методы: беседа, парная и самостоятельная работа, использование ИКТ, работа с раздаточным материалом.

Важным моментом было и соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Подведение итогов урока было организовано с использованием методики «Смайлик-настроение».

Выводы:

1. Показателем выполнения задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнение заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.

2. Образовательные, развивающие и воспитательные цели решались в комплексе.

3. Урок открытия нового знания цели своей достиг.