Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Учебно-воспитательный комплекс «Первомайская многопрофильная гимназия – Дошкольное образовательное учреждение «Аленький цветочек» комбинированного типа имени Н. Милютина»
Урок математики
1 класс
«Связь между суммой и слагаемыми.
Путешествие в сказку»
Подготовила:
Кондратенко Н.Е.
учитель начальных классов,
специалист высшей категории
г. Первомайск
2023 г.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми.
Путешествие в сказку.
Цели: - познакомить с взаимосвязью сложения и вычитания, вывести
правило нахождения неизвестного слагаемого;
- развивать внимание, мышление, математическую речь,
вычислительные навыки;
- воспитывать интерес к математике, чувство взаимопомощи.
Оборудование: герои сказки «Колобок»; буквы к слову «дружба»;
геометрические фигуры – синие и зеленые квадраты; мультимедиа;
учебник «Математика 1 класс» 2 часть; карточки в форме пчелиного улья с примерами; сигнальные карточки – цветочки желтого и красного цвета; карточки с элементами цифры; солнышки грустные и веселые; предметные карточки – серые и белые зайчики.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
(звучит музыка «В гостях у сказки»)
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок математики. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по одной известной и любимой с раннего детства сказке. А угадать, что же это за сказка, поможет загадка.
Я – румяный, желтый бок,
А зовусь я ... (Колобок)
- Да, отправимся мы в сказку «Колобок». Но только конец сказки мы изменим.
Ведь никто не хочет, чтобы нашего Колобка съели. Поэтому, выполнив все задания от героев, конец у нас станет другим.
А каким, узнаем в конце урока.
II. Актуализация знаний
Каллиграфическая минутка
- Ну что ж, отправляемся в сказку!
- Жил на свете Колобок, румяный бок. В школе сказочной учился. Но однажды убежал и в темном лесу заблудился. Как же быть ему? Что делать?
- Будем, ребята, Колобку помогать? А еще мы должны собрать слово, буквы из которого тоже где-то потерялись в лесу. Только одна буква Д и осталась. Помогая Колобку, будем находить и буквы.
- Но сначала давайте вспомним, как мы научились красиво и аккуратно писать цифры, ведь в математике без них никуда.
-На доске карточки с одним из элементов цифры. Какие это могут быть цифры? Узнаем их и пишем в тетради.
1,4,7,6,9,5,8,3.
- Ниже давайте запишем цифры, уменьшив каждую из этих на 1.
- Узнайте, какую цифру я задумала, и пропишите строку этой цифры. Если к этой цифре прибавить 4, получим 9 (цифра 5).
2) Устный счет
-Катится, катится Колобок. Вдруг навстречу прыг да скок Зайчик показался.
- Хочешь, Колобок, выбраться из леса? Выполни мое задание.
- Ребята умеют быстро считать. И сейчас при помощи сигнальных карточек на ваших партах поможем Колобку выполнить задание. Я читаю высказывание, если оно правильное, поднимаете карточку с желтым цветочком, а если неправильное, то с красным цветочком.
Если из 8 вычесть 3, получается 5. (+)
Сумма чисел 4 и 3 равна 1. (-)
Если 1 увеличить на 6, получится 7. (+)
Если к 3 прибавить столько же, получается 8.(-)
Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2, сумма 4. (-)
- Молодцы! С заданием справились. А вот и первая потерявшаяся буква (Р).
III. Самоопределение к деятельности. Объявление темы урока.
- Катится Колобок дальше. Вдруг навстречу Серый Волк.
- Здравствуй, Колобок! Что, в лесу ты заблудился, а дорогу не найдешь? Хочешь, помогу?
Тогда выполни моё задание, а то сам я справиться с ним не могу.
(Работа в парах с геометрическими фигурами)
- Ребята, у вас, на партах, геометрические фигуры – синего и зеленого цвета. Что это за фигуры? ( Это квадраты). Сколько квадратов синего цвета? (4) А зелёного? (2)
- Как называются числа при сложении?
- Положите перед собой квадраты. Сколько их? (6)
- Какой пример можно составить? (4+2=6)
- Уберите синие квадраты, сколько осталось? (2)
- Какой пример можно составить? (6-4=2)
- Положите снова перед собой все квадраты.
-Теперь уберите зелёные квадраты, сколько осталось? (4)
- Какой пример составим? (6-2=4)
- Что общего в этих примерах? (Составлены из одинаковых чисел).
- А чем отличаются? (Первый – на сложение, а два других – на вычитание).
- А что интересного вы заметили при составлении примеров? (Что от суммы можно отнять одно слагаемое, а получить другое)
- Верно! Выполнив задание Волка, мы узнали тему нашего урока – как связаны слагаемые и сумма. И сегодня на уроке, ребята, чем мы будем заниматься? (Составлять из примера на сложение два примера на вычитание)
- На доску я ставлю картинки зайчиков – серых и белых.
Сколько серых? (3) А белых? (2) Как узнаем, сколько их? (3+2=5)
-Запишем этот пример в тетрадь и ниже составить нужно 2 примера на вычитание.
- Молодцы! А вот и еще одна буква нашлась (У)
Физ. минутка.
- Пришло время отдохнуть. Колобок зовет вас на весёлую зарядку.
Я – весёлый Колобок,
Разомну румяный бок!
Повторяйте – ка, ребята, все за мной!
Раз – присели, два – все встали,
Головою покачали.
Руки прямо, руки вниз,
Вокруг себя ты покружись,
Пошагали, побежали.
Вы, ребята, не устали?
IV. Работа по теме урока
1) Игра «Заполни улей»
- Катится дальше по лесу Колобок. Вдруг, топ-топ, Медведь косолапый идет.
-Что, заблудился Колобок, румяный бок? Хочешь выбраться из леса? Тогда выполняй и моё задание.
- А что больше всего любят медведи? (Мёд). А кто его даёт? (Пчелы) А где живут пчёлы? (В ульях)
- Чтобы помочь Медведю добыть мёд, нам нужно выполнить задание на ульях, которые лежат у вас на партах. Каждый ряд заполняет свой улей, а потом проверим, правильно ли сделана работа. Помните о том, как связаны слагаемые и сумма.
1 ряд | | 2 ряд | | 3 ряд | |
5+2=□ | 5+4=□ | 3+2=□ |
□ - □ = □ | □ - □ = □ | □ - □ = □ |
□ - □ = □ | □ - □ = □ | □ - □ = □ |
(Далее учащиеся обмениваются карточками для взаимопроверки. Затем коллективно проверяют работу, сверяя с образцами на доске)
- Молодцы! Снова Колобку помогли. И ещё одну букву нашли (Ж).
Физ. минутка (зрительная гимнастика)
- Подустали наши глазки.
Дружно глазки побежали, быстро-быстро поморгали,
раз – закрылись, два – открылись.
И снова в наше путешествие мы пустились.
2) Работа по учебнику
- Катится Колобок себе по лесу. Вдруг Лисичка-Сестричка на дорожке появилась.
-Ой, румяный Колобок, что, в лесу ты заблудился? Ладно, так уж и быть, есть тебя не стану, пообедала уже. А выполнишь моё задание – выведу тебя из леса.
- Ребята, открываем учебники на странице 27, задача 2.
- Читаем задачу.
- Что, нужно сделать сначала? (Закончить вопрос)
- А, какой вопрос к задаче? (Сколько наклеек осталось у Лены?)
- А сколько было наклеек? (10)
- А сколько наклеек использовала Лена? (5)
- Какой пример составили? (10-5=5)
- Почему на вычитание?
- Запишем решение и ответ в тетради.
V. Рефлексия
- Молодцы! И это задание выполнили. Выбрался наш Колобок из леса, вернулся к Бабе и Деду, в свою школу. А самое главное – целым остался. а вот и еще одна буква (Б).
- А какой буквы не хватает? (А)
- Прочитаем вместе слово, которое мы составляли. (Дружба).
- А почему мы собрали именно это слово?
- Да, ведь именно ваша дружная работа и помогла Колобку вернуться домой.
- А теперь задача от Колобка.
Бабушка пирожки пекла,
Внучка помогала.
Бабушка 6 из них испекла,
А внучка 2 ей помогла.
- Сколько пирожков испекли всего? (8)
- А какой пример составили? (6+2=8)
-А теперь составим из этого примера 2 примера на вычитание.
VI. Подведение итогов
- Чем занимались на уроке?
- А какое математическое открытие сделали?
- Оцените своё настроение при помощи солнышек.
Самоанализ урока математики, 1- Б класс
Учитель ГОУ ЛНР «Первомайская многопрофильная гимназия ДОУ «Аленький цветочек» комбинированного типа имени Н.Милютина» Кондратенко Наталья Евгеньевна.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми. Путешествие в сказку.
Цель: - познакомить с взаимосвязью сложения и вычитания; вывести правило нахождения неизвестного слагаемого, развивать внимание, мышление, математическую речь, вычислительные навыки; воспитывать интерес к математике, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Положительное отношение к учению, учебно - познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.
2. Эстетические чувства.
Результативные (способность организовывать свою деятельность):
1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2. Адекватно оценивать свои достижения.
3. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1. Осознавать познавательную информацию.
2. Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
3. Структурировать информацию, фиксировать её различными способами.
4. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить её в словесную форму.
5. Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Данный урок представлен как изучение нового материала в курсе «Математика» в 1 классе по программе «Школа России».
При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса.
Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Для обеспечения деятельности я использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока создала условия, которые настроили учеников на доброжелательную обстановку, активизировали их внимание и обеспечили у них необходимую мотивацию.
В непринуждённой форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, желание делать самостоятельные выводы.
Учебные задания не давались в готовом виде, использовались задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда, выполняя учебную задачу, ребёнок не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока.
Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная , парная, индивидуальная формы работы. Была организована также самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы, в виде самопроверки, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с учащимися, определить уровень их знаний.
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности, доступности, индивидуализации, связи обучения с жизнью.
Достижению цели способствовали следующие методы: беседа, парная и самостоятельная работа, использование ИКТ, работа с раздаточным материалом.
Важным моментом было и соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Подведение итогов урока было организовано с использованием методики «Смайлик-настроение».
Выводы:
1. Показателем выполнения задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнение заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.
2. Образовательные, развивающие и воспитательные цели решались в комплексе.
3. Урок открытия нового знания цели своей достиг.