Связь урочной и внеурочной деятельности через
УМК «Начальная школа XXI века»
Кузьмина Н. В., учитель начальных классов
МБОУ «Шегарская СОШ №1»
1. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.
Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся путем, формирования у них опыта социальных отношений, социальной деятельности.
Даёт возможность применения сформированных на уроках УУД, предметных знаний и умений для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни, умению учиться.
Внеурочная работа обладает возможностями для обеспечения индивидуализации обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках урока. На этапе начальной школы решаются задачи ознакомления учащихся с разнообразными приемами рациональной организации учебного труда, выявления индивидуальных предпочтений в их использовании.
Нет сомнения в том, что внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей учащихся. С одной стороны дальнейшее (вслед за уроками) совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – выразительное чтение, искусство, музыка, спорт. С другой стороны развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных, создание ситуация успеха для каждого ребёнка. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать личный опыт социализации.
Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Задачи внеурочной деятельности в начальной школе:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
2. Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребёнок.
Рассмотрим уровни воспитательных результатов.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Таким образом результат образования это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
На решение этих задач и достижение результатов направлены программы УМК «Школа XXI века»
3. Внеурочная деятельность во 2 классе выстроена по следующим направлениям
Направления | Характеристика |
Общеинтеллектуальное направление «В мире книг» Л.А. Ефросинина «Занимательная математика». Е.Э. Кочурова (На её основе программа «Размышляем, играем, творим») | Занятия, направленные на расширение читательского пространства и обогащение опыта школьника-читателя, воспитание культуры и норм межличностного общения. Формирование у детей осознания особой привлекательности математических характеристик любого объекта, понимание значимости владения математикой для обогащения методов изучения окружающего мира. |
Духовно-нравственное направление «Этика: азбука добра». И.С. Хомякова, В.И. Петрова | Система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о добре, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. |
Социальное направление «Моя первая экология». В.А. Самкова | Расширение экологических представлений учащихся, которые они получают на уроках окружающего мира. |
Спортивно-оздоровительное направление «Я — пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградова | Занятия обеспечивают расширение знаний о правилах поведения на дорогах и в транспорте в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД. |
Школа предоставляет учащимся возможность выбора различных занятий, направленных на развитие индивидуальных способностей. Согласно новым стандартам начального общего образования, часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей.
Среди родителей было проведено анкетирование по выбору курсов.
4. По программе данного УМК внеурочная деятельность удачно дополняет и обогащает урочную:
В процессе урочной деятельности происходит
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности. | Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. |
Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания. | Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств раскрытия |
Освоение возрастно-нормативного пространства. | Построение пространства саморазвития. |
Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности | Индивидуализация, воспитание свободной, самобытной личности. |
Опора на общечеловеческий опыт познания. | Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка |
Адаптирующее и корректирующее образование | Развивающее и реабилитирующее образование |
Урочные и внеурочные занятия в педагогическом процессе школе взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий.
Наполнение направлений: основные направления и формы работы

5.Обобщая функции внеурочной и урочной деятельности, можно сделать следующие выводы:
• урочный и внеурочный компоненты выполняют задачи реализации программ, входящих во ФГОС, предусматривают формирование УУД, воспитание и социализацию обучающихся;
• достижение требований к результатам реализации основной образовательной программы обеспечивается сочетанием урочной и внеурочной деятельности;
• урочная и внеурочная деятельность – две обязательных формы реализации единой основной образовательной программы.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочной деятельности
Презентация результатов происходит в форме творческого отчёта перед другими учащимися, педагогами, родительской общественностью и окружающим социумом.
Презентуются:
6. Проблемы:
6