Комбинированный. Тематическая композиция. Знакомство с хохломской росписью и приемами ее выполнения.
Знакомить обучающихся с основными видами хохломского орнамента и техникой их исполнения. Формировать навыки работы с художественными материалами; развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность. Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру.
Словесные, наглядные, практические.
репродукции с изображениями произведений хохломской росписи, раздаточный материал с изображением элементов хохломской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов хохломской росписи, мел, доска, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой. альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка, заготовки для росписи.
Организационное начало (1 мин.) Проверка готовности детей к уроку (1 мин.) Постановка целей и задач урока (1 мин.) Повторение изученного материала на тему»Древние корни народного искусства; народные промыслы» (2 мин) Объяснение нового материала (15 мин.) Практическая работа обучающихся (20 мин.) Итоги урока, задание на дом (3 мин.) Рефлексия (1 мин.) Окончание урока (1 мин.)
Добрый день всем! (слайд №1) Я вижу, что к уроку вы все готовы, молодцы. Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться От причудливых узоров и фантазии просторов. Ты душою глубока и торжественно легка. В твоих кудрях золотых солнечный играет блик, Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица, Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет. Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо. Здесь цветы, луга, поля - все чем славится земля, И березовый листок, и пшеницы колосок. (слайд №2, музыка). Ребята, обратите внимание на зрительный ряд (репродукции) Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (хохлома) Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (Хохлома) Да, тема нашего урока так и называется «Хохлома» (слайд №3) Сегодня, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. Ребята, хотите попасть на фабрику хохломской росписи?
А на каком транспорте вы бы хотели путешествовать? Хорошо, но сначала вам нужно приобрести билеты. Я сейчас буду задавать вопросы по очереди для каждого ряда, за правильные ответы вы получите билеты. Вопросы: 1. Какие темы мы с вами изучали? 2. А как вы думаете что нового вы узнаете сегодня на уроке? (познакомитесь с народным промыслом «Хохлома»; узнаете основные виды хохломского орнамента и технику их исполнения). (слайд №4) 3. Что такое промысел? (это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия) 4. А какие промыслы народного искусства знаете вы? (росписи, игрушки, изделия из ткани.) 5. С каким народным промыслом мы ознакомились на прошлом уроке? 6. Какие особенности вы увидели в гжельской росписи? Цвет, элементы. Отлично, теперь вы все с билетами, можно начинать наше путешествие на фабрику «Хохломской росписи». (слайд №5) Откуда же появился этот удивительный промысел? Говорят, будто давным - давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе. Считается, что родоначальником Хохломы является Семён - ложкарь, который вооружил целую армию деревянными ложками. А художник Георгий Петрович Матвеев, под руководством которого была создана школа росписи и токарного искусства, развил этот кустарный промысел до промышленного производства. Он собирал традиционные рисунки и обучал мастеров. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становится главной темой творчества художников. Город Семенов, превратился в столицу золотой хохломы. А сделать настоящую хохлому совсем не просто. 1. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. 2. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную. 3. Затем ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! 4. Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. 5. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. 6. Чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! (слайды № 6-16) Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.). Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый). Почему именно эти цвета? (Цвета природы) Красный цвет символизирует радость, золотой - тепло, счастье, богатство, зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность. Слайд №10 Ребята, какие элементы росписи вы видите? (Травка, ягодки, цветы, птицы) Верно - это символы счастливой жизни, как бы райский сад. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. (слайд №17) Динамическая пауза (Учащиеся выполняют упражнения за учителем). По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, И красненьким и жёлтеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). Возьму у солнца чашку я, Водички я напьюсь. И хохломскому мастеру За это поклонюсь. (Слайд №18) Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить заготовку разделочной доски в торжественную и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны. Во время работы не забудьте про технику безопасности при работе с кистью, красками. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: - контроль организации рабочего места; - контроль правильности выполнения рисунка; - оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. Выставка работ учащихся (все показывают свои работы, затем сдают их для оценок). Рефлексия. Закончить фразу: · сегодня я узнал… · я понял, что… · теперь я могу… · я научился… · у меня получилось … · мне захотелось… Заключительное слово учителя. Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку Для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива. Ты, как и люди, служишь Отчизне! В. Боков Уборка рабочего места. |