Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Климовская школа имени А.Г.Андреева»
Урок русского языка в 3 классе.
УМК « Система Л.В.Занкова»
Учитель: Гусакова Е.П.
Тема: «Глагол как часть речи»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, проверить прочность усвоения навыка.
Задачи:
Образовательные: научить находить глаголы в тексте, выявить роль глагола в тексте.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развивать коммуникативные качества учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, воспитывать любовь к природе.
УУД
1.Личностные:
- формирование желания выполнять учебные действия.
2.Познавательные:
- способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- поиск и выделение необходимой информации.
3.Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование умения объяснять свой выбор, аргументировать;
- формирование умения работать в группах.
4.Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Работа с информацией:
- работа с материалом учебника;
- искать и выделять необходимую информацию.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина);
карточка с заданием для работы в паре, в группе.
Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей
на уроке.
Ход урока
I.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость
общения друг с другом.
- А теперь посмотрите на доску и прочитайте высказывание.
- Как вы объясните данную пословицу?
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое.
-Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы
было желание учиться, узнавать
Не то беда, что мы всегда
Чего – нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам,
Чего не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
II. Актуализация знаний и постановка темы урока. Самоопределение.
1 Cловарная работа
- Прочитайте слова. (На доске: с…рень, инт..ресный, ч…рный, …дуван..чик, п..мидор,
ж…вотн..е, а (кк, к)…уратный, к…(лл,л)..ктивный)
- Что вы о них можете сказать?
- На какие 2 группы можно разделить? Запишите каждую группу в отдельный столбик,
вставьте пропущенные буквы.
- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.
- Что вы знаете об имени существительном?
- Что знаете об имени прилагательном?
2 - Ваше следующее задание: расшифровать тему нашего урока.
- Уберите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П
Х
Г
Л
С
Ш
А
Г
К
О
Л
-Какое слово получилось? (Глагол)
- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?
- Какие задачи мы должны сегодня решить? (Вспомнить, что называется глаголом. Что
обозначает, на какие вопросы отвечает, будем тренироваться в поиске глаголов в предложениях)
- Глагол – это самая сложная часть речи русского языка.
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы
читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык»
А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».
Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте
употребления в речи.
III . Работа по теме урока
1 Наблюдение над ролью глаголов в речи (Текст на карточке)
- Прочитайте текст.
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый
дятел.
- Назовите части речи, которые использованы в тексте.
- Что вы можете сказать о тексте? (Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно?)
- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?
- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова, какой части речи
надо использовать? (Глаголы)
- Запишите текст, который у вас получился.
(Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, подбирают проверочные
слова.)
Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители.
Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал.
- Как изменился второй текст?
- Почему неподвижная картинка ожила? (В тексте появилось действие)
- С помощью, какой части речи это произошло? ( С помощью глаголов)
- Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия,
события)
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают?
- Сравним выводы с выводами в учебнике на стр. 52
IV.
Физминутка
V.
Продолжение работы над темой урока.
1 Закрепление изученного материала.
– Что вы можете рассказать о первом предложении в записанном тексте. (По классу
карточки с характеристикой предложений: повествовательное, побудительное,
вопросительное, восклицательное, невосклицательное, простое, сложное,
распространенное, нераспространенное)
(Учащиеся выбирают подходящие карточки)
- Чем отличается первое предложение от четвертого? (Первое предложение
нераспространенное, а четвертое распространенное)
-Как вы определили?
- Подчеркнем грамматическую основу: 1 вариант в первом предложении, 2 вариант - в
четвертом.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте.
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
- Подчеркните грамматическую основу в других предложениях.
2 Включение в систему знаний и повторение
(Работа по учебнику)
- Ребята, как вы считаете, почему дятла называют трудолюбивым? (Ему надо
построить дупло, добыть пропитание или сок, вылечить дерево и вырастить
потомство)
- А какого человека могут назвать трудолюбивым? (Высказывания детей: не ленится,
любит трудиться, выполнять работу) Какой антоним к слову трудолюбивый?
(Ленивый)
- В продолжение этой темы прочитаем стихотворение в № 101 стр. 56
- Какова главная мысль стихотворения?
- Выпишите глаголы. (Проверка: учащиеся по цепочке называют глагол вместе с
вопросом)
- Рассмотрите рисунки. Составьте по ним предложения и запишите. Над глаголом
укажите часть речи: гл. (Один ученик у доски)
- Найдите последнее задание в упражнении. Выполните его.
-Какую пословицу выписали (Рабочие руки не знают скуки)
3 Самостоятельная работа
- Выполните задание № 96 стр. 54
4 Самопроверка.(Дети сравнивают работу с образцом )
VI.
Итог урока. Рефлексия.
-
Подведем итог урока.
-
Что такое глагол? (Часть речи)
-
На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать?)
-
Что обозначает? (Действие предмета)
-
Каким членом предложения является? (Сказуемым)
- Кто испытывал трудности сегодня на уроке? Какие?
- Что понравилось? Чем урок запомнится?