Светотень
Цели: познакомить учащихся с понятием светотени, освоить проемы по растяжению тона, сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения, о разнообразии средств рисунка, о главных средствах рисунка-линии, штрихе и тоне, совершенствовать навыки рисования.
Оборудование: карандаши 2М, ТМ, Т, бумага, тетрадь.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие класса, регистрация учащихся в классном журнале, проверка готовности учащихся к уроку.
Постановка темы урока. Сообщение теоретических сведений.
Все окружающие нас предметы имеют плоскую или объемную форму. Лист дерева, страница книги - плоские; яблоко, кружка, чемодан, ствол дерева – объемные.
Как же передается объем предметов на плоском листе? Эта задача выполняется с помощью перспективы, светотени, а также штрихов карандаша и мазков кисти.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как сделать предмет объемным с помощью светотени и штрихов.
Образование светотени на предмете зависит от положения предмета по отношению к источнику света и от его силы. Это могут быть естественные источники света и искусственные.
На рисунке рассмотрим внимательно простой предмет – цилиндр. Мы видим, что свет падает на предмет сверху, слева. Свет, распространяясь по форме, имеет различные оттенки – от самого светлого, до самого темного. Для того, чтобы научиться изображать эти оттенки, надо усвоить понятие светотени.
3. Конспектирование в тетради основных понятий по теме.
Светотень- это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.
Если на предмет падает свет, то часть, обращенная к свету, - светлая, другая же, противоположная, - темная.
Свет - освещенная поверхность предмета (куда попадают прямые лучи).
Тень (собственная тень) - часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещенная поверхность предмета.
Полутень – место между светом и тенью. На круглых предметах полутень показывает плавный переход освещенной части предмета в затемненную – тень.
Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности.
Блик – самое светлое место на освещенной части предмета, имеющего гладкую, глянцевую поверхность.
Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой либо поверхности стола, стены или на других предметах.
4. Практическая работа.
Каждый предмет можно сравнить с геометрическим телом. Например, стакан похож на цилиндр, помидор на шар, дом на куб, чемодан на параллелепипед.
И мы сейчас попробуем изобразить геометрическое тело, а затем сделать его объемным с помощью штрихов.
Нарисуем цилиндр.
Учитель на доске показывает последовательность рисования цилиндра.
После того, как основные формы уже нарисованы, можно попробовать добавить светотень. Она создается при помощи бликов и теней, которые придают рисунку объем.
Карандаш хорошо подходит для рисования теней, потому что штрихи легко делать светлее и темнее, учитывая твердость карандаша и силу нажима.
Прочитаем с вами правила рисования объемного предмета.
При рисовании объемного предмета соблюдай следующие правила:
При рисовании светотени начинай с темных участков, постепенно переходя к светлым, блик оставь совсем белым;
Для постепенного перехода от темного оттенка к более светлому ослабляй нажим карандаша. Где темнее, штрихуй несколько раз;
Держите карандаш наклонно и наносите много параллельных сливающихся воедино линий;
Чтобы изобразить светлые тени, нажимайте на карандаш слегка, для темных нажимайте сильнее, проходя карандашом несколько раз по одному и тому же участку;
Для рисования контуров и светлых теней подходит карандаш НВ или ТМ;
Для темных теней подходит карандаш 2В или 2М;
Используйте легкую штриховку для хорошо освещенных поверхностей и плотную для темных теней;
Используйте перекрестную штриховку для изображения темных теней;
Если пишешь акварельными красками, постепенно добавляй в неё воду, а в гуашь добавляй белую краску.
Штрихи бывают светлые, темные, тонкие, толстые, короткие, длинные, прямые, изогнутые. Штрихи подчеркивают форму предмета. Можно проводить линии сверху вниз, снизу вверх и т.д.
5. упражнение.
А теперь попробуем выполнить упражнение «тональная растяжка» на предметах с мягко изогнутой формой, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перехода.
Домашнее задание: поставь перед собой один или два объемных предмета круглой формы. Рисуй с передачей светотени.