СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свидетели истории народа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет организовать занятие по изучению фразеологизмов.

Просмотр содержимого документа
«Свидетели истории народа»

ТИП: Проблемный урок

ТЕМА: Свидетели истории народа

ЦЕЛЬ: Обучить детей узнавать фразеологизмы и понимать их значение

ЗАДАЧИ: а) сформулировать понятие;

б) разъяснить место фразеологизмов в языке;

в) объяснить причины их появления;

г) научить использовать фразеологизмы в речи.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

-фронтальный опрос;

-работа в группах;

-работа в парах;

-самостоятельная работа;

-составление кластера.



























ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ

  2. ЗАДАЧА №1.

«Четырёхлетняя Соня спросила у мамы, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Соня стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…»

а)что имела в виду мама Сони?

б)почему девочка не поняла её?

в)могла ли мама ответить одним словом?

г)почему этого не сделала?

д)о чём мы сегодня поговорим?

РАЗМИНКА: продолжить фразы, отметить орфограмм

-палец о палец (не ударит)

-держать в ежовых (рукавицах)

-днём с огнём (не сыщешь)

-из огня да (в полымя)

\1 человек комментирует, а остальные проверяют\

ЗАДАЧА №2 (постановка проблемы)

Представьте себе, что вы редакторы газеты и вам принесли такие объявления:

-«обучаю попаданию впросак»;

-«грамотно оставляю с носом»;

-«мастерски даю стрекача»;

-«искусно точу лясы»

Почему эти объявления вызывают улыбку?

(Целеполагание)

-Можем ли мы сразу понять значение таких фраз?

-Почему возникают затруднения?

-Какая языковая особенность свойственна таким выражениям?

-Можем ли мы назвать такие конструкции «свидетелями истории народа»?

-Какие задачи мы перед собой поставим?

(узнать, понять, доказать , запомнить)

3.Словарная работа (в группах устанавливаем значение по словарю)

А)попасть впросак- опростоволоситься

Просак – стан для кручения верёвок. Попасть туда волосами было очень неприятно.

Б)дать стрекача- убежать

Стрекач-бегство

В)точить лясы- болтать

Лясы (балясы)- точёные столбики для поддержки перил. Те, кто их вытачивал, от лёгкости работы любили поговорить.

Г)остаться с носом- остаться с тем, что принесли родителям невесты в качестве выкупа- получить отказ

Д)водить за нос- в старину медведя водили за кольцо, продетое через нос и заставляли проделывать фокусы, обманывая обещаниями подачки- быть обманутым.

4.РАБОТА В ПАРАХ

Вспомните и запишите примеры фразеологизмов, которые связаны с народными и литературными сказками, баснями и имеют такое значение:

-очень далёкая земля-(тридевятое царство, тридесятое государство)

-на чужбине- (за горами, за долами)

-высшая степень какого-либо качества-(ни в сказке сказать, ни пером описать)

-через некоторое время-(долго ли, коротко ли)

-неизвестно, сколько времени прошло-(сколько лет, сколько зим)

-обильное весёлое угощение-(пир на весь мир)

-всё осталось как прежде-(а воз и ныне там)

5.Самостоятельная работа по вариантам

О каких животных идёт речь во фразеологизмах?

1 вариант

-пишет как (курица) лапой

-(медвежья) услуга

-на сердце (кошки) скребут

-(комар) носа не подточит

-лить (крокодильи) слёзы

-биться, как (рыба) об лёд

-вот где (собака) зарыта

-голоден как (волк)

2 вариант

-нем как (рыба)

-денег (куры) не клюют

-заморить (червячка)

-как (корова) языком слизала

-как (рыба) в воде

-когда (рак )на горе свистнет

-(курам) на смех

-считать (ворон)

6.Составление кластера

ВОПРОС: Откуда же взялись фразеологизмы?

Происхождение

А) исконно русские

-из разговорно-бытовой речи (водой не разольёшь; с гулькин нос; в чём мать родила)

-из русского фольклора (в ногах правды нет; тут как тут; в тридевятом царстве)

-из профессиональной речи (без сучка и задоринки, тянуть лямку, зелёная улица)

Б) заимствованные

-из античной мифологии (авгиевы конюшни; ахиллесова пята;

дамоклов меч; гордиев узел и др.)

-из Библии (манна небесная; притча во языцех; глас вопиющего в пустыне; хлеб насущный)

В) авторские

-из классической литературы (дела давно минувших дней \Пушкин\;

принцесса на горошине \Андерсен\)

-из высказываний великих людей (а всё-таки она вертится \Галилео Галилей\; оставь надежду, всяк сюда входящий \Данте Алигьери\)

\Обсуждение значений приведённых фразеологизмов \

7.Подведение итогов

Итак, можем ли мы доказать, что фразеологизмы- это свидетели истории народа?

-мы узнали…

-мы поняли…

-мы запомнили…

-мы доказали…

8.Домашнее задание :п.66; упр.781

9. Выставление оценок