СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Светоч мира» У.Х. Ханта.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель: первоначальное знакомство с элементами структурного анализа произведения живописи; закрепление знаний по теме «Творчество прерафаэлитов».

Просмотр содержимого документа
««Светоч мира» У.Х. Ханта.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


На тему «Творчество прерафаэлитов» в рабочей программе

отведено 2 часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с объединением прерафаэлитов, их творчеством в форме обзорной лекции. Основные акценты делаются на причинах появления нового явления в европейском искусстве, кратко характеризуются эстетические воззрения и деятельность объединения, творчество отдельных представителей: Россетти, Миллеса, Ханта. 2 урок посвящен анализу картины Ханта, проводится впервые.

Характеристика класса.


В классе – 20 учеников. Уровень способностей средний. 1 отличник, 3 успевают на «4» и «5». Родителей, имеющих высшее образование -3. Интерес к предмету неплохой, ребята с удовольствием рассматривают репродукции, участвуют в обсуждении, готовят сообщения. Но при 1 часе в неделю невозможно более глубокое и детальное изучение искусства. Кроме того, условия жизни таковы, что 90% учащихся ни разу не выезжали за пределы поселка и не бывали в музеях. Этим и обусловлен недостаточно высокий уровень сложности разработанного урока.

























«Светоч мира» У.Х. Ханта.

10 класс.


Цель: первоначальное знакомство с элементами структурного анализа произведения живописи; закрепление знаний по теме «Творчество прерафаэлитов».


Оборудование: репродукции картин прерафаэлитов, таблицы.










ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА.


ЗНАКИ

СИМВОЛЫ

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ

БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ

АРХЕТИП

МИФ







ОБЩИЕ ПЕРВООБРАЗЫ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР.


МИРОВОЕ ДРЕВО

ДОРОГА

МАТЬ - ЗЕМЛЯ

ТЕНЬ

МУДРЫЙ СТАРИК - МУДРАЯ СТАРУХА

АНИМА - АНИМУС

ГЕРОЙ - АНТИГЕРОЙ

САМОСТЬ




ХОД УРОКА.



Учитель. На прошлом занятии мы познакомились с творчеством английских художников середины 19 века, объединившихся в Братство прерафаэлитов.

Сегодня мы попробуем проанализировать картину одного из них с помощью метода структурного анализа. Это «Светоч мира» Уильяма Холмена Ханта. Мы проведем небольшое коллективное исследование. Для этого нам понадобится помощь тех, кому были даны индивидуальные задания. Сегодня они выступают в роли экспертов, поскольку готовы к работе больше, чем остальные. Нам помогут таблицы на доске и репродукции.

Но сначала вспомним: кто такие прерафаэлиты? С чем связано название объединения? Вспомним литературную и декоративно-прикладную деятельность братства, их эстетические идее и любимые сюжеты. Очень кратко.


Следует краткий фронтальный опрос не более 5 минут. Ученики фактически только называют, перечисляют известные им факты.




Новый материал.


Учитель. Перед нами репродукция картины Уильяма Холмена Ханта «Светоч мира», созданная художником в 1853 году. Это первая религиозная картина художника. Произведение было встречено и понято плохо, но к концу 19 века оно стало самой известной религиозной картиной в Англии. Картина написана маслом на холсте. На раме текст из Апокалипсиса:

Се стою у двери и стучу.

Если кто услышит голос мой

И отворит дверь, войду к нему

и буду вечерять

С ним, а он со Мною.

Размер и формат определите, пользуясь своими знаниями.


Ученик. Вертикальный формат, думаю, в натуральный рост человека, т.к. художники-прерафаэлиты увлекались вертикалями и стремились к реалистическому и натуралистическому изображению.


Учитель. Это верное заключение. Обратимся к сюжету картины и названию. Кого изобразил художник?


Ученики. Иисус Христос, стучащий в бедную хижину.


Учитель. Почему вы решили, что это именно Иисус Христос?


Ученики. Нимб, одежда, терновый венец…

Учитель. Верно, ваш жизненный опыт вам подсказал - изображен Иисус Христос. То, что вы перечислили, сопровождает Христа постоянно и имеет специальное название в искусстве.


Эксперт. Эти характерные признаки или постоянные принадлежности называются АТРИБУТАМИ. Они сопутствуют своим персонажам или даже замещают их, становясь КУЛЬТУРНЫМИ КОДАМИ. Например, нимб – сияние в виде круга над головой – символ святости и божественности, а терновый венец - символ страдания.


Учитель. В данном случае нимб показывает божественную сущность. Обычно он желтого, золотого цвета. Вы упоминали оранжевый оттенок нимба, а современные психологи называют его самым радостным для восприятия. Как вы думаете, имеет ли какое-то значение цвет для замысла художника? Рассмотрим цвет фонаря, огня. Вспомним название картины. Ведь лампа - это светоч, то есть источник света. Название картины имеет отношение к этой детали?


Ученики. Иисус Христос несет в дом радость, свет истины, веры.


Эксперт. В старину любой факел, фонарь называли светоч. Словарь Ожегова дает переносное значение слова «светоч»: тот, кто несет просвещение, истину. В названии картины использовано переносное значение слова светоч: Иисус Христос несет в дом свет добра. Это СИМВОЛ.


Эксперт 2. Но и фонарь в руке Христа тоже имеет немаловажное значение. Художник создавал специальный макет, конструировал его и очень тщательно изобразил. По мнению Ханта, разные формы отверстий в корпусе лампы указывают на существующее тогда множество церквей. Он имел в виду семь церквей из Апокалипсиса. Это МЕТАФОРА, т. е. перенесение значения одного предмета на другой, средство образной выразительности.


Учитель. Метафора поможет нам разобраться и с другими терминами на доске. Какие еще метафорические образы мы находим в картине?


Эксперт. Первоначальный образ, или идеал, возникший в глубокой древности, называется АРХЕТИП (от греч. начало и образ). У многих народов и культур есть общие первообразы, которые позднее выразились в МИФАХ. Они представлены в таблице на классной доске. Я определила наличие такого архетипа, как Мировое древо. Это ключевой образ искусства. Оно является осью мира, объединяет Небо и Землю. Верхняя часть древа ассоциируется с небесным царством, средняя- с землей, нижняя- с подземным царством. С Мировым древом связаны понятия утра, дня и ночи; настоящего, прошлого и будущего, идея вечной жизни и бессмертия.


Эксперт 2. Здесь нет изображения дороги, пути, но я ее ощущаю. Еще вижу свет и тьму, если есть ночь, значит, есть день.


Ученики. Дополняют, высказывают свои соображения.


Учитель. Вернемся к понятию коды искусства. Конкретные предметы, которые стали знаками других предметов и понятий называются кодами искусства. Самыми простыми можно назвать геометрические фигуры: квадрат, круг. С точки зрения геометрических кодов формат картины представляет собой прямоугольник - удлиненный квадрат-символ земли и полукружие арки, попробуем мысленно достроить арку до полного круга - символ небесной сферы. Фигура Христа принадлежит…


Ученики высказывают предположения. (обеим фигурам)


Учитель. Делаем вывод о единстве человеческого и божественного начала в Сыне Божьем.

Итак, подведем итоги занятия. Мы познакомились с произведением Ханта «Светоч мира» и одновременно с основными элементами структурного анализа произведения живописи. Давайте обратимся к таблицам и вспомним, какие элементы участвовали в анализе..(ребята с места называют). Делаем вывод: структурный анализ оперирует смыслами, символами, культурологическими категориями. Мы еще не раз будем обращаться к этим понятиям. Спасибо нашим экспертам за проделанную работу, предоставим им слово.


Эксперты оценивают сложность, степень интереса и удовлетворения от выполненного задания.

Урок окончен.