ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На тему «Творчество прерафаэлитов» в рабочей программе
отведено 2 часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с объединением прерафаэлитов, их творчеством в форме обзорной лекции. Основные акценты делаются на причинах появления нового явления в европейском искусстве, кратко характеризуются эстетические воззрения и деятельность объединения, творчество отдельных представителей: Россетти, Миллеса, Ханта. 2 урок посвящен анализу картины Ханта, проводится впервые.
Характеристика класса.
В классе – 20 учеников. Уровень способностей средний. 1 отличник, 3 успевают на «4» и «5». Родителей, имеющих высшее образование -3. Интерес к предмету неплохой, ребята с удовольствием рассматривают репродукции, участвуют в обсуждении, готовят сообщения. Но при 1 часе в неделю невозможно более глубокое и детальное изучение искусства. Кроме того, условия жизни таковы, что 90% учащихся ни разу не выезжали за пределы поселка и не бывали в музеях. Этим и обусловлен недостаточно высокий уровень сложности разработанного урока.
«Светоч мира» У.Х. Ханта.
10 класс.
Цель: первоначальное знакомство с элементами структурного анализа произведения живописи; закрепление знаний по теме «Творчество прерафаэлитов».
Оборудование: репродукции картин прерафаэлитов, таблицы.










ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА. ЗНАКИ СИМВОЛЫ КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ АРХЕТИП МИФ |
ОБЩИЕ ПЕРВООБРАЗЫ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР. МИРОВОЕ ДРЕВО ДОРОГА МАТЬ - ЗЕМЛЯ ТЕНЬ МУДРЫЙ СТАРИК - МУДРАЯ СТАРУХА АНИМА - АНИМУС ГЕРОЙ - АНТИГЕРОЙ САМОСТЬ |
ХОД УРОКА.
Учитель. На прошлом занятии мы познакомились с творчеством английских художников середины 19 века, объединившихся в Братство прерафаэлитов.
Сегодня мы попробуем проанализировать картину одного из них с помощью метода структурного анализа. Это «Светоч мира» Уильяма Холмена Ханта. Мы проведем небольшое коллективное исследование. Для этого нам понадобится помощь тех, кому были даны индивидуальные задания. Сегодня они выступают в роли экспертов, поскольку готовы к работе больше, чем остальные. Нам помогут таблицы на доске и репродукции.
Но сначала вспомним: кто такие прерафаэлиты? С чем связано название объединения? Вспомним литературную и декоративно-прикладную деятельность братства, их эстетические идее и любимые сюжеты. Очень кратко.
Следует краткий фронтальный опрос не более 5 минут. Ученики фактически только называют, перечисляют известные им факты.
Новый материал. 
Учитель. Перед нами репродукция картины Уильяма Холмена Ханта «Светоч мира», созданная художником в 1853 году. Это первая религиозная картина художника. Произведение было встречено и понято плохо, но к концу 19 века оно стало самой известной религиозной картиной в Англии. Картина написана маслом на холсте. На раме текст из Апокалипсиса:
Се стою у двери и стучу.
Если кто услышит голос мой
И отворит дверь, войду к нему
и буду вечерять
С ним, а он со Мною.
Размер и формат определите, пользуясь своими знаниями.
Ученик. Вертикальный формат, думаю, в натуральный рост человека, т.к. художники-прерафаэлиты увлекались вертикалями и стремились к реалистическому и натуралистическому изображению.
Учитель. Это верное заключение. Обратимся к сюжету картины и названию. Кого изобразил художник?
Ученики. Иисус Христос, стучащий в бедную хижину.
Учитель. Почему вы решили, что это именно Иисус Христос?
Ученики. Нимб, одежда, терновый венец…
Учитель. Верно, ваш жизненный опыт вам подсказал - изображен Иисус Христос. То, что вы перечислили, сопровождает Христа постоянно и имеет специальное название в искусстве.
Эксперт. Эти характерные признаки или постоянные принадлежности называются АТРИБУТАМИ. Они сопутствуют своим персонажам или даже замещают их, становясь КУЛЬТУРНЫМИ КОДАМИ. Например, нимб – сияние в виде круга над головой – символ святости и божественности, а терновый венец - символ страдания.
Учитель. В данном случае нимб показывает божественную сущность. Обычно он желтого, золотого цвета. Вы упоминали оранжевый оттенок нимба, а современные психологи называют его самым радостным для восприятия. Как вы думаете, имеет ли какое-то значение цвет для замысла художника? Рассмотрим цвет фонаря, огня. Вспомним название картины. Ведь лампа - это светоч, то есть источник света. Название картины имеет отношение к этой детали?
Ученики. Иисус Христос несет в дом радость, свет истины, веры.
Эксперт. В старину любой факел, фонарь называли светоч. Словарь Ожегова дает переносное значение слова «светоч»: тот, кто несет просвещение, истину. В названии картины использовано переносное значение слова светоч: Иисус Христос несет в дом свет добра. Это СИМВОЛ.
Эксперт 2. Но и фонарь в руке Христа тоже имеет немаловажное значение. Художник создавал специальный макет, конструировал его и очень тщательно изобразил. По мнению Ханта, разные формы отверстий в корпусе лампы указывают на существующее тогда множество церквей. Он имел в виду семь церквей из Апокалипсиса. Это МЕТАФОРА, т. е. перенесение значения одного предмета на другой, средство образной выразительности.
Учитель. Метафора поможет нам разобраться и с другими терминами на доске. Какие еще метафорические образы мы находим в картине?
Эксперт. Первоначальный образ, или идеал, возникший в глубокой древности, называется АРХЕТИП (от греч. начало и образ). У многих народов и культур есть общие первообразы, которые позднее выразились в МИФАХ. Они представлены в таблице на классной доске. Я определила наличие такого архетипа, как Мировое древо. Это ключевой образ искусства. Оно является осью мира, объединяет Небо и Землю. Верхняя часть древа ассоциируется с небесным царством, средняя- с землей, нижняя- с подземным царством. С Мировым древом связаны понятия утра, дня и ночи; настоящего, прошлого и будущего, идея вечной жизни и бессмертия.
Эксперт 2. Здесь нет изображения дороги, пути, но я ее ощущаю. Еще вижу свет и тьму, если есть ночь, значит, есть день.
Ученики. Дополняют, высказывают свои соображения.
Учитель. Вернемся к понятию коды искусства. Конкретные предметы, которые стали знаками других предметов и понятий называются кодами искусства. Самыми простыми можно назвать геометрические фигуры: квадрат, круг. С точки зрения геометрических кодов формат картины представляет собой прямоугольник - удлиненный квадрат-символ земли и полукружие арки, попробуем мысленно достроить арку до полного круга - символ небесной сферы. Фигура Христа принадлежит…
Ученики высказывают предположения. (обеим фигурам)
Учитель. Делаем вывод о единстве человеческого и божественного начала в Сыне Божьем.
Итак, подведем итоги занятия. Мы познакомились с произведением Ханта «Светоч мира» и одновременно с основными элементами структурного анализа произведения живописи. Давайте обратимся к таблицам и вспомним, какие элементы участвовали в анализе..(ребята с места называют). Делаем вывод: структурный анализ оперирует смыслами, символами, культурологическими категориями. Мы еще не раз будем обращаться к этим понятиям. Спасибо нашим экспертам за проделанную работу, предоставим им слово.
Эксперты оценивают сложность, степень интереса и удовлетворения от выполненного задания.
Урок окончен.