Организационный момент.
- Какое из высказываний ближе к пониманию термину «свобода»?
- Какое из высказываний ближе к пониманию термину «свобода»?
Организационный момент.
- Чем ещё может быть ограничена свобода?
- Чем ещё может быть ограничена свобода?
Свобода и необходимость в деятельности человека.
Уроки 14-15
10а класс
Проблемы уроков:
- Раскрыть признаки свободы, показать её границы и условия, при которых человек может воспользоваться принадлежащим ему правом на свободу.
План уроков:
- Свобода и ответственность. Свобода как осознанная необходимость. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах. Что такое свободное общество.
- Свобода и ответственность.
- Свобода как осознанная необходимость.
- Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах.
- Что такое свободное общество.
1. Свобода и ответственность.
- Прочитайте притчу про осла. О чём она нам говорит? Послушайте ещё одну ситуацию. Был ли свободен Виктор, отправившись с друзьями к однокласснице? Приведите факторы ограничения свободы.
- Прочитайте притчу про осла.
- О чём она нам говорит?
- Послушайте ещё одну ситуацию.
- Был ли свободен Виктор, отправившись с друзьями к однокласснице?
- Приведите факторы ограничения свободы.
1. Свобода и ответственность.
- Свобода предполагает достижение цели, она необходима для какой-то позитивной деятельности; Виктор пренебрёг осознанной целью помочь маме. Виктором руководила чужая воля. Виктор проявил слабоволие, поступил безответственно, предал своих близких.
- Свобода предполагает достижение цели, она необходима для какой-то позитивной деятельности; Виктор пренебрёг осознанной целью помочь маме.
- Виктором руководила чужая воля.
- Виктор проявил слабоволие, поступил безответственно, предал своих близких.
1. Свобода и ответственность.
- Какой можно сделать вывод по ограничению свободы?
- Какой можно сделать вывод по ограничению свободы?
Внешние
Внутренние
1. Свобода и ответственность.
- Попробуйте установить связь между тремя понятиями:
- Попробуйте установить связь между тремя понятиями:
Выбор
Свобода
Ответственность
2. Свобода как осознанная необходимость.
- Мы уже давно понимаем, что «свобода» понятие далеко не однозначное, рассматривая понятие необходимо учитывать пределы своих возможностей. Работа с учебником и заполнение таблицы, выписать в неё положения, отражающие представления философов о природе необходимости.
- Мы уже давно понимаем, что «свобода» понятие далеко не однозначное, рассматривая понятие необходимо учитывать пределы своих возможностей.
- Работа с учебником и заполнение таблицы, выписать в неё положения, отражающие представления философов о природе необходимости.
2. Свобода как осознанная необходимость.
Виды философских подходов
Основной тезис
Абсолютное предопределение
Смысл тезиса
Фатализм
Детерминизм
2. Свобода как осознанная необходимость.
- Если что-то общее в понимании свободы представителями разных философских направлений? В чём расходятся взгляды на свободу? Есть ли подход, который вы разделяете? Обоснуйте.
- Если что-то общее в понимании свободы представителями разных философских направлений?
- В чём расходятся взгляды на свободу?
- Есть ли подход, который вы разделяете? Обоснуйте.
Домашнее задание
- Подготовить сообщение по теме «Личность, свобода, ответственность» и сложный план к данному сообщению
- Подготовить сообщение по теме «Личность, свобода, ответственность» и сложный план к данному сообщению
3. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах.
- Работа с документом в конце §7, ответьте на вопросы. Был ли свободен человек, подписавший петицию? Обоснуйте свою точку зрения.
- Работа с документом в конце §7, ответьте на вопросы.
- Был ли свободен человек, подписавший петицию? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Что такое свободное общество.
- Попробуйте разобраться в понимании «свободного общества», подобрав характеристики в таблицу.
- Попробуйте разобраться в понимании «свободного общества», подобрав характеристики в таблицу.
- Проанализируйте свои ошибки.
- Проанализируйте свои ошибки.
Так думаю я
Такие характеристики приведены в учебнике
4. Что такое свободное общество.
- Дискуссионный клуб: «Если другие люди лишены свободы, если мои братья должны жить в нищете,грязи и неволе, то я не хочу свободы и для себя. Я отвергаю её обеими руками и безоговорочно выбираю участь моих братьев» В.Г.Белинский. Работа в группах:
- Дискуссионный клуб: «Если другие люди лишены свободы, если мои братья должны жить в нищете,грязи и неволе, то я не хочу свободы и для себя. Я отвергаю её обеими руками и безоговорочно выбираю участь моих братьев» В.Г.Белинский.
- Работа в группах:
- Зачем человеку свобода? Может ли человек сам себя лишить свободы? Стоит ли отказываться от своей свободы, ради свободы других людей? Можно ли этим чего-либо добиться?
- Зачем человеку свобода?
- Может ли человек сам себя лишить свободы?
- Стоит ли отказываться от своей свободы, ради свободы других людей?
- Можно ли этим чего-либо добиться?
4. Что такое свободное общество.
- Работа в группах. Проблемная ситуация. Работа в группах. Обсудите и выскажите свое мнение на фразу И. Бентама «Индивидуальные интересы – это единственные реальные интересы…» Работа с рубрикой «Практические выводы»
- Работа в группах. Проблемная ситуация.
- Работа в группах. Обсудите и выскажите свое мнение на фразу И. Бентама «Индивидуальные интересы – это единственные реальные интересы…»
- Работа с рубрикой «Практические выводы»
Домашнее задание.
- §7, вопросы и задания. Эссе И. Берлина « Свобода оксфордского профессора - это нечто иное по сравнению с египетскими крестьянами»
- §7, вопросы и задания.
- Эссе И. Берлина « Свобода оксфордского профессора - это нечто иное по сравнению с египетскими крестьянами»