Свобода творчества как основа для формирования положительной направленности личности подростка с высокими способностями в области изобразительного искусства
Сегодня главной тенденцией современного образования в России является процесс его гуманизации, то есть ориентированность образования на личность и её развитие. Ценностями образования становятся индивидуальный опыт, свобода, сотрудничество, сотворчество участников педагогического процесса, а так же целостность личности и ее направленность на созидательную деятельность.
В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе его возрастного развития. Большое значение данная проблема приобретает в период "двойного кризиса" - социального и возрастного.
Формирование личности подростка представляет собой сложный социально-культурный и педагогический процесс, большую роль в котором играет сфера свободного времени, где подросток выбирает занятия и виды деятельности по своим интересам. Здесь особую роль призваны сыграть учреждения дополнительного образования. Школа искусств как учреждение, реализующее образование в области культуры, является важнейшей частью образовательно-культурной среды, ориентированной на развитие творческих способностей и воспитание положительных качеств личности подростков. Важнейшей задачей учреждения дополнительного образования является создание таких условий обучения и воспитания, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся, возможности их развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями, профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
Рассмотрим потенциал творческой изобразительной деятельности как основы для развития личностных качеств подростка, его направленности на созидание.
Свобода и ответственность – две стороны сознательной творческой деятельности.
Педагогика как наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения неизбежно опирается на философское понимание свободы. Свобода – человеческое качество, лежащее в основе его индивидуальности, это способность к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, ценностями. В свободной творческой деятельности человек добивается поставленных целей, реализует себя, становится счастливей. Свобода – это выбор в конкретных условиях или возможность такого выбора. Осознание объективных условий, необходимость выбора способа действия для достижения поставленной цели связаны с ответственностью. Таким образом, свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода и ответственность – это две стороны одного целого – сознательной деятельности человека.
Свобода творчества – это принцип, благодаря которому художник имеет свободу в выборе темы, изобразительных средств, то есть имеет возможность свободно высказаться. С другой стороны, художник не свободен в выборе объективных условий для своей деятельности, он – слуга гармонии и несет ответственность за свои творения. Искусство не должно призывать человека к агрессии, войне, а, наоборот, должно рождать в человеке чувство прекрасного и доброго. Педагог должен донести до подростков мысль о том, что художник обязан осознавать взаимосвязь свободы, обязанности и ответственности.
Таким образом, свобода творчества реально существует, но она определяется целым рядом объективных и субъективных факторов: уровнем общественного развития, степенью познания художником объективных закономерностей, его мировоззрением, знанием законов искусства и художественного творчества.
Свобода как качество личности развивается в творческой деятельности подростка. Изобразительная творческая деятельность подразумевает гармоничное сочетание между свободой и необходимостью. Учащиеся выбирают сюжет, формат, изобразительные средства, приемы, цветовые решения. Педагог направляет, подсказывает, задает алгоритм действий. На уроках происходит совместный творческий процесс. Это размышления над поиском сюжета или образа, обсуждение вариантов композиционных и цветовых решений. Занятия изобразительным искусством - это первый шаг к самостоятельной творческой деятельности.
Условия развития способности подростка к творчеству.
Современная психология доказала, что, какими бы задатками не обладал ребенок от природы, способности и качества его личности и развиваются только в процессе деятельности.
Изобразительная творческая деятельность является благоприятной почвой для развития личностных качеств подростка, имеющего высокие способности. Сама по себе «одаренность» включает три аспекта: высокие способности в определенной области (или нескольких областях), творческое мышление и направленность личности на созидательную деятельность.
Задачи педагога, работающего с подростками, у которых обнаруживаются высокие способности в определенной области - это, во-первых, развитие творческого мышления и воображения, и, во-вторых, формирование положительной направленности его личности.
Занятия изобразительным искусством требуют особого подхода и специальной организации, а также опоры на психологические особенности личности подростка. Именно этот возраст является благоприятным периодом для развития творчества как устойчивой характеристики личности. Сталкивая личность подростка с множеством сложных, порой противоречивых жизненных ситуаций, ранний юношеский возраст стимулирует и активизирует проявление творческих способностей. Внимание подростка становится избирательным, зависящим от направленности интересов. Рисунок становится более детально проработанным. Живопись от открытых контрастных цветов переходит к более тонкой и сложной цветовой гамме.
С творчеством тесно связан процесс воображения. У старших школьников воображение постепенно утрачивает свою яркость и силу. Подросток помещен в мир реальности, связанный со своей учебной деятельностью, а в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с учебой. Отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, изобразительной задачи. Кроме того, как отмечал Л. С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение. Хорошо развитое воображение – это стимул для приобретения подростком специальных профессиональных, художественных навыков и умений.
Необходимым условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений. Необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности. Активно использовать в обучении различные формы и виды занятий, такие как, проектирование, создание объемных изображений, работа с различными материалами, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой могут проявляться творческие способности подростка.
Очень важно, чтобы педагог поощрял самостоятельные мысли и действия ребенка, уважал его точку зрения, предлагал подросткам делать как можно больше свободных набросков, вариантов поиска решения. Педагог должен творить вместе с детьми в качестве рядового участника процесса. Не нужно навязывать свою программу действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения подростка, больше внимания уделять организации творческого процесса, а не его результатам. Помнить о том, что свобода выбора, возможность свободного высказывания является главным условием для творчества.
Формирование личностных качеств подростка в творческой деятельности.
В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности подростка. Главная особенность данного возраста - это осознание собственной индивидуальности, неповторимости. Для учащихся старших классов личностные качества становятся особой ценностью.
В своей монографии «Психология смысла» отечественный психолог Д.А. Леонтьев даёт следующее определение смысла жизни: «смысл жизни - это стержневая динамическая смысловая система, определяющая общую направленность жизни субъекта».[1, с. 9] Подростковый период считается сенситивным для формирования глубинных личностных образований. Происходит осознание своего места в будущем, формирование «жизненной перспективы». Одарённые подростки, отчётливее могут выразить то, чего они хотят добиться в жизни, по сравнению с их сверстниками, что для них более важно, а что менее. Для становления смысла жизни большое значение имеет выстраиваемая личностью "единая жизненная линия", направленность.
Позитивная направленность человека к окружающему миру, другим людям, самому себе – обязательное условие его самореализации. Направленность личности – это система побуждений человека, в которую входят его стремления, желания, смыслы, склонности, интересы. Направленность можно считать основным вектором, по которому будет двигаться человек в процессе достижения своих целей. Мы рассмотрим направленность как систему отношений личности к действительности.
Задача педагога – создать такие условия обучения, при которых у подростка будут формироваться позитивное отношение к труду и результатам собственной творческой изобразительной деятельности, позитивное отношение к самому себе, к другим людям, а также устойчивые мотивы.
Духовно-нравственное воспитание личности подростка в художественно-творческой среде школы, формирующее его отношение к действительности, может реализоваться по нескольким направлениям.
Приобщение подростков к русской народной культуре и культуре других народов России. Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине. Изучение подростками традиционных праздников, обрядов, костюмов, устного народного творчества разных народов России.
Отношение к природе. Эстетическое воспитание, раскрывающее детям красоту природы, пробуждающее и развивающее потребность в наслаждении этой красотой - одна из важнейших педагогических задач. Чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.
Отношение к Родине, знание ее истории. Воспитание патриотизма.
Отношение к своей малой родине, к своему городу.
Приобщение к основным этическим ценностям.
Отношение к труду, к профессии.
Победы в конкурсах, участие в выставках различного уровня является поощрением творческой деятельности учащихся, стимулом к дальнейшему активному развитию своих способностей.
Образовательно-культурную творческую среду школы искусств с ее художественной направленностью, аккумулирующую в себе все разнообразие компонентов развития личности, можно считать наиболее влиятельной в плане формирования духовных устремлений подрастающего поколения. Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора.
Творчество – это поиск красоты, тяжелая, но радостная работа, направленная на саморазвитие. В творческой изобразительной деятельности подросток сталкивается с определенными трудностями. Педагогу важно уметь ставить и решать образовательные и воспитательные задачи, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности подростка. Изобразительная деятельность расширяет кругозор, углубляет чувства подростка, формирует его положительное отношение к себе, к окружающим. Одарённому ребёнку характерны личностная зрелость, внутренняя целостность, наличие определённого чувства направленности и смысла, мотивационной включённости в деятельность. Потенциал дополнительного образования детей должен полнее использоваться в работе по профессиональному самоопределению и профессиональной подготовке подростков.
Одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста самого педагога-художника является самовоспитание конструктивных ориентаций, повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей и положительных личностных качеств подростков в изобразительной деятельности.
Литература
Леонтьев. Д.А. Психология смысла. – М., Смысл, 2007.- 512с