Просмотр содержимого документа
«Свободомыслие и его формы в Средневековье»
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
СООБЩЕНИЕ
По учебной дисциплине: «Основы религиозной культуры и светской этики»
на тему: «Свободомыслие и его формы в Средневековье»
Выполнил:
Студент 3 курса группы «А»
__________ Светоченко К.В.
Проверил преподаватель:
_________ Канунникова Д.С.
Астрахань, 2021
Свободомыслие – способность разума к независимому и свободному образу мыслей, сообразующихся с голосом совести; склонность к вольнодумству, очищенному от господствующих, официальных, консервативных предписаний.
Господство религиозных представлений над умами всех слоев феодального общества в течение тысячелетнего периода, отделяющего эпоху Возрождения от классической древности, очень затрудняло формирование свободной мысли.
Как справедливо заметил Анатоль Франс, в этот период "счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также обыкновение... немедленно сжигать всякого инакомыслящего". Но и это не могло полностью задушить мысль, пытавшуюся разбить цепи, в которые ее заковало мракобесие.
Крупнейшим представителем средневекового свободомыслия был французский философ Пьер Абеляр (1079—1142). В своем трактате “Введение в теологию” он не побоялся заявить, что либо все религиозные догматы — звук пустой, либо они имеют смысл, недоступный пониманию разума человека. А раз так, истины религии должны подлежать контролю разума.
В сочинении “Да и нет” Абеляр, подчеркивающий, что из двух противоположных высказываний по одному и тому же вопросу по крайней мере одно ложно, собрал множество цитат из священных текстов, исполненных противоречий. Так была показана ложность многого из того, что религиозное мировоззрение провозглашало непререкаемой истиной.
Пьер не отрицал существование Бога и необходимость религиозной веры, в 1121 г. собор в Суассоне объявил его взгляды еретическими, заставил Абеляра публично сжечь свои трактаты и заключил его в монастырь.
Свободомыслие пробивало себе дорогу и в Италии. В XII веке во Флоренции выступил ряд ученых, выдвигавших антирелигиозные идеи.
Видные представители антирелигиозного свободомыслия выступили в эту эпоху и в мусульманском мире. Здесь прежде всего следует упомянуть персидского поэта и мыслителя Омара Хайяма (1040—1123). Стихи Хайяма “Рубаи” не только глубоко проникают в мир чувств человека, они исполнены философских раздумий и откровенной антирелигиозности.
Ряд важных антирелигиозных идей выдвинул знаменитый арабский философ Ибн Рошд (Аверроэс) (1126—1198). Рассматривая себя как верного последователя Аристотеля, этот выдающийся мыслитель раскрывает материалистическую тенденцию аристотелевского учения. Ибн Рошд — первый философ, который выдвинул учение о существовании двух истин: научной, философской, с одной стороны, и религиозной, богословской — с другой.
Хотя учение о “двойственности истины” наполнено духом компромисса, но имело громадное значение для своего времени, впервые строго
разграничив разум и веру, что, в конечном счете, послужило высвобождению знания из-под влияния религии.
Идеи Ибн Рошда оказали огромное влияние на формирование материализма и религиозного скептицизма в западных странах.
Особенно значительным было выступление французских последователей его идей, развернувших пропаганду учения Аверроэса в Парижском университете.
Во главе парижских аверроистов стоял Сигер Братанский. В своих произведениях (“О возникновении и уничтожении”, “О вечности мира”) Сигер доказывал, что Вселенная существует вечно, что в жизни людей действует естественная необходимость и Бог не управляет их поступками, что сознание человека неразрывно связано с его телом, гибнет вместе с телом и не может после смерти человека испытывать те муки,
которые якобы ждут его в аду.