Қазақстан Республикасының білім және ғылыми министрлігі
Павлодар технологиялық колледжі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский технологический колледж
Реферат
На тему: Свод законов Тауке хана
Подготовил:Умырзаков А.К
Проверила:Муханова И.К
Г.Павлодар 2019г
Хан Тауке
После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 годах. Став ханом, Тауке стремился покончить с феодальными распрями и раздробленностью внутри страны, создать сильное централизованное государство казахов. Он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепления своей власти он стал опираться на представителей степной аристократии - биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал особое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. По установлениям хана Тауке, судебной властью были облечены только хан и родовые бии. В совете при хане решающий голос принадлежал биям, которые решали все узловые вопросы внутренней и внешней политики ханства. Все крупные спорные вопросы между феодалами решались с их участием. Бии постепенно повсеместно превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел беспощадную борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению государства, не желая признавать ханскую власть. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев, который проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около г.Туркестана, Мартобе около г. Сайрама и Культобе вблизи г. Ангрена Сырдарьинской области.
Свод законов «Жеты-Жаргы»
Заняв ханский трон, Тауке особое внимание уделял внутреннему положению ханства, экономическому и политическому укреплению государства. Для этого был разработан свод законов «Жеты-Жаргы», что буквально означает «Семь установлений». В его основу были положены сформировавшиеся уже при прежних ханах правовые нормы управления государством и народом - «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ест жолы» («Исконный путь хана Есима»). Признанные вожди казахского народа, наиболее влиятельные и мудрые из биев трех казахских жузов - Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) - заново переработали и привели в единую систему названные выше своды законов уже применительно к жизни и быту, общественно-социальной среде казахов в новых условиях. Так появился на свет свод законов «Жеты-Жаргы». Хан Тауке неоднократно собирал совет биев в местности Культобе для его обсуждения, пока свод не был окончательно утвержден. Этот свод законов именуется как «Законы хана Тауке». В свод этих законов вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, передававшиеся испокон веков из поколения в поколение. Они были понятны и доступны народным массам, отвечали понятиям социальной и правовой справедливости казахского общества XVII века. Поэтому основанный на них свод законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке способствовал политическому объединению казахского народа. Принятие «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами и племенами, а также разногласия между тремя жузами. Усиление ханской власти на законодательной основе привело к сохранению единства народа.
По положениям «Жеты-Жаргы» хан - единственный властитель всех родовых объединений. Он имеет право на владение всеми землями Казахского ханства. Хану принадлежит право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками. Только хану принадлежит право ведения переговоров с другими государствами. В целях предотвращения беспорядков внутри страны, лицам, совершившим тяжкие преступления, хан имеет право выносить смертные приговоры. Хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех членов казахского общества приказания.
В результате принятия свода законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке был наложен запрет на раздоры в стране. Человек, нарушивший закон, нес суровое наказание. Согласно «Жеты-Жаргы», в обязанность всем главам родов и племен вменялась ежегодная явка в осеннее время в назначенное место на народное собрание. При этом все они должны были являться на народные собрания с оружием. В «Жеты-Жаргы» в перечень преступлений включались убийство, воровство, мятеж, причинение телесных повреждений, кража женщины, оскорбление Всевышнего. К правовой ответственности привлекали с 13 лет. Согласно законам «Жеты-Жаргы», вступление в брак разрешалось с 13-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до семи поколений. По «Жеты-Жаргы», в случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре. Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то ее родственники были обязаны полностью вернуть калым (приданое) первому жениху, заплатив вдобавок к этому в порядке компенсации штраф.
Хотя по «Жеты-Жаргы» уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, однако сохранялся и принцип коллективной ответственности родственной группы за своего члена. Если, ответчик к суду не являлся или не мог заплатить положенного куна, то пеня взыскивалась с его родственников или с его «аула». Полноправным юридическим лицом мог быть только взрослый, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дома, глава семьи. Права, которыми обладал или которых лишался каждый свободный мужчина, устанавливались в прямой зависимости от его социального статуса в обществе.
В истории казахского права ханского периода (XV-XIX вв.) известен только один законодательный памятник – «Жеті жарғы» («Семь уложений»). По казахским преданиям творцом «Жеті жарғы» принято называть хана Тауке. По одной версии он собрал для совета трех биев – Толе би, Казбек би, Айтеке би – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. По другой версии, Тауке-хан собрал в урочище Куль-Тобе семь биев, и они соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима в новые обычаи, названные «Жеті жарғы». Создание этого документа относится к последней четверти XVII столетия.

Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахского народа. На западе ханства шла война с Аштарханидами за господство над присырдарьинскими городами, на юго-востоке продолжалась изнурительная борьба с джунгарами из-за обладания семиреченскими кочевьями. По мере распространения экспансии джунгарских феодалов на казахские земли, казахи потеряли к 70-м годам XVII века значительную часть своих кочевий в Семиречье и на северо-востоке страны. Это вызвало внутренние неурядицы, и, прежде всего, борьбу за пастбища среди самих казахов. Возникшая междоусобица вела к нарушению традиционных обычаев, права, подрыву норм общественной и государственной жизни. Для того чтобы мобилизовать все силы для общей обороны от сильного внешнего врага, необходимо было законодательно урегулировать расшатавшиеся общественные устои. Кроме того, при создании «Жеті жарғы» важным, определяющим сам его характер оказалось стремление приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества, узаконив лишь те из них, которые соответствовали интересам феодальной знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и выгодные ей правила.
«Жеті жарғы» содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть в нем охватывались все стороны жизни казахского общества. «Жеті жарғы» включал в себя следующие основные разделы:
1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права «Кодекс Касым-хана» (каз. Қасым ханның қасқа жолы — Касыма праведный путь) особенно в области международного права и уложение Есим-хана (каз. Есім ханның ескі жолы — Есима исконный путь). Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном прецеденте.
Академик Алькей Маргулан в статье, посвященной казахскому своду законов, кратко описал его так: «Жеті жарғы» имеет семь разделов:
1)Мүлік заңы (Закон об имуществе)
2)Қылмыс заңы (О преступлении)
3)Әскери заң (О воинской обязанности)
4)Елшілік жоралары (О дипломатии)
5)Жұртшылық заңы (О гражданских лицах)
6)Жесір дауы (Спор из-за вдовы)
7)Құн дауы (Требование компенсации)».
Административно-правовые нормы и уголовное право
Верховная власть, по «Жеті жарғы», должна быть сосредоточена в руках хана. Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, издавал порядок налогообложения. «Жеті жарғы» узаконивало различные сборы в пользу хана и биев. Например, одна из статей (ст.33) гласит: «Чтобы всякий, могущий носить оружие, кроме султанов, платил хану и правителям народным в подать 20-ю часть своего имущества, ежегодно».
Однако хан не был единственным носителем власти. Ему, верховному сюзерену, приходилось делить ее с султанами и биями, сосредоточившими в своих руках власть и над подвластными им жителями улусов и родовыми объединениями. Управление общегосударственными делами осуществлялось посредством совокупной деятельности составляющих господствующую группу феодалов. Так, одним из пунктов уточнялся порядок управления ханством султанами родоплеменными старейшинами. Хан, султаны и бии ежегодно собирались осенью в одно место, среди степи, для рассуждения о делах народных (ст.31). При этом все они должны были являться на «собрания народные» с оружием. Это требование было настолько неукоснительным, что явившийся на курултай безоружным не имел права голоса и младшие в нарушение всех обычаев могли не уступать ему места.
Все казахские племена, роды и поколения должны были иметь свою собственную тамгу. Тамги эти тогда же и были розданы «с обязанностью накладывать их на весь скот и имущество для различения что кому принадлежит» (ст.34).
Как и в других правовых памятниках эпохи средневековья, основное место в «Жеті жарғы» отводилось уголовно правовым нормам. В перечень преступных действий входили: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, несоблюдение правил сыновней почтительности, воровство, прелюбодеяние, кровосмешение. За эти преступления наказаниями являлись: кун (откуп), смерть, конфискация имущества, остракизм (изгнание), предание публичному позору.
Самым распространенным видом наказания был кун (имущественное вознаграждение, возмещение). Уплатой куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себе жизнь. Размер куна зависел от социальной принадлежности преступника и потерпевшего.
Сохранился принцип талиона – «за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем» (ст.1). Этот принцип со временем потерял свою непреложность. Наказание могло быть смягчено, и истец вполне удовлетворялся куном.
Смертная казнь была двух видов: удавление, побивание камнями (за богохульство).
Гражданские отношения
Семейно-брачное право и право наследования не получили в «Жеті жарғы» достойной разработки. Это объясняется, вероятно, тем, что многие отношения между согражданами регулировались обычным правом и были общеизвестны, а поэтому «Жеті жарғы» касалось их лишь отчасти.
Субъектом права признавались только лично свободные: раб не признавался юридическим лицом. «Жалоба раба на господина нигде не приемлется», гласит ст.16, за владетелем признается право над жизнью принадлежащего ему раба.
Личная свобода, которой обладала основная масса казахского общества, не всегда представляла собой юридическое полноправие. Например, женщины, как слуги и рабы, не могли выступать в суде в качестве свидетелей. Полноправным юридическим лицом был только свободный, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дом, глава семьи.
В «Жеті жарғы» вошли также некоторые установления шариата, духовного мусульманского права, в частности предусматривающие меры защиты ислама и определяющие наказания за богохульство и переход в христианство.
В области семейно-брачных отношений утверждалось право родительской власти над жизнью детей, закреплялось неравноправное положение женщин в семье.