СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Своеобразие лирики Бориса Пастернака

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация раскрывает своеобразие лирики Бориса Пастернака и красоту его произведений.

Просмотр содержимого документа
«Своеобразие лирики Бориса Пастернака»

Своеобразие лирики Бориса Пастернака  (1890 – 1960) Мне посчастливилось высказаться полностью…

Своеобразие лирики Бориса Пастернака

(1890 – 1960)

Мне посчастливилось высказаться полностью…

Основные мотивы лирики Весь его облик дышал какой-то удивительной свежестью, как только что срезанный букет сирени, еще хранящий на лепестках переливающуюся садовую росу…Пастернак действовал на людей, общавшихся с ним, не как человек, а как запах, как свет, как шелест.  Е. Евтушенко Стихи Пастернака надо прописывать легочным больным. У него легкое и светлое дыхание, абсолютное доверие миру и Богу, что бы ни происходило вокруг… М. Цветаева   Основные темы его лирики: самоценность человеческой личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим  .

Основные мотивы лирики

  • Весь его облик дышал какой-то удивительной свежестью, как только что срезанный букет сирени, еще хранящий на лепестках переливающуюся садовую росу…Пастернак действовал на людей, общавшихся с ним, не как человек, а как запах, как свет, как шелест.

Е. Евтушенко

  • Стихи Пастернака надо прописывать легочным больным. У него легкое и светлое дыхание, абсолютное доверие миру и Богу, что бы ни происходило вокруг… М. Цветаева

  • Основные темы его лирики: самоценность человеческой личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим  .
Своеобразие лирики Б. Пастернака   Главная линия развития в лирике Пастернака – от сложности к простоте. Усложненность его ранней образности устроена так: весь текст – это поток ассоциаций /приходится расшифровывать!/   Довольно скоро Пастернак отказывается от узких групп и правил (сборник с прозрачным названием «Поверх барьеров»). От каждого из главных направлений в поэзии Серебряного века он берет свое: – от авангарда оставляет свою головокружительную ассоциативность; – от символизма – символы, когда потребуются; – от акмеистов – детали, узнаваемый вещный мир и любовь к нему. В результате образуется стиль, который ни с каким другим не спутаешь. «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,  «Определение поэзии»,  «Во всем мне хочется дойти…»,  «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…»,  «Снег идет», «Про эти стихи»,  «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней»,  «Июль» «Весна»( «Я с улицы, где тополь удивлён…) «Импровизация»

Своеобразие лирики Б. Пастернака

  •   Главная линия развития в лирике Пастернака – от сложности к простоте.
  • Усложненность его ранней образности устроена так: весь текст – это поток ассоциаций /приходится расшифровывать!/
  •   Довольно скоро Пастернак отказывается от узких групп и правил (сборник с прозрачным названием «Поверх барьеров»). От каждого из главных направлений в поэзии Серебряного века он берет свое:
  • от авангарда оставляет свою головокружительную ассоциативность;
  • от символизма – символы, когда потребуются;
  • от акмеистов – детали, узнаваемый вещный мир и любовь к нему.
  • В результате образуется стиль, который ни с каким другим не спутаешь.

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»,

«Определение поэзии»,

«Во всем мне хочется дойти…»,

«Гамлет»,

«Зимняя ночь»,

«Никого не будет в доме…»,

«Снег идет»,

«Про эти стихи»,

«Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны»,

«Иней»,

«Июль»

«Весна»( «Я с улицы, где тополь удивлён…)

«Импровизация»

Своеобразие лирики Бориса Пастернака Мир Пастернака конкретен, полон вещей и деталей.  (« Давай ронять слова»).  В отличие от лирики акмеистов эта детальность подсвечена не ностальгией, а ликующим восторгом. Пастернак – самый счастливый поэт в нашей литературе. Мир Пастернака очень динамичен . Главная задача автора – оживить мертвое, а жизнь, одухотворенность выражается для него в движении («быстрее всего летела любовь…»), поэтому в его мире все несется, горит, кипит, и в этом видна творческая сила жизни ( «Ночь»)   Энергия движения передается в его стихах как некая музыкальная стихия (поток музыки). Любимые слова – это наречия , характеризующие свойства движения: взахлеб, навзрыд и т.п.   Поздние стихи становятся гораздо более понятными читателям, хотя ассоциации при этом вовсе не делаются проще ( эмоциональнее понятней ).       Суть пастернаковских метафор в том, что выражают они жизнь души, но для ее выражения необходим весь мир, вся целиком вселенная.

Своеобразие лирики Бориса Пастернака

  • Мир Пастернака конкретен, полон вещей и деталей.  Давай ронять слова»).  В отличие от лирики акмеистов эта детальность подсвечена не ностальгией, а ликующим восторгом. Пастернак – самый счастливый поэт в нашей литературе.
  • Мир Пастернака очень динамичен . Главная задача автора – оживить мертвое, а жизнь, одухотворенность выражается для него в движении («быстрее всего летела любовь…»), поэтому в его мире все несется, горит, кипит, и в этом видна творческая сила жизни ( «Ночь»)
  •   Энергия движения передается в его стихах как некая музыкальная стихия (поток музыки). Любимые слова – это наречия , характеризующие свойства движения: взахлеб, навзрыд и т.п.

  • Поздние стихи становятся гораздо более понятными читателям, хотя ассоциации при этом вовсе не делаются проще ( эмоциональнее понятней ). 

Суть пастернаковских метафор в том, что выражают они жизнь души, но для ее выражения необходим весь мир, вся целиком вселенная.

  В природе жили многие наши поэты, в мироздании – только двое: Тютчев и Пастернак.  И через дорогу за тын перейти Нельзя, не топча мирозданья. Оно/мироздание/ у Пастернака живое, одухотворенное, безграничное, свободное и дарующее свободу. Содержит в себе идеал гармонии. Природа вообще у него живая. За ней стоит вечность. 3. Природа праздничная. 4. Она бурлит и движется. 5. Больше всего в стихах Пастернака весны. 6. Человек в природе – часть единого и неделимого целого. 7. Природа – свидетель человеческой жизни. 8. А человек согревает душою этот мир («Земля»). 9. И природа, и человек живут в присутствии Бога («На Страстной»). 10. Природа входит в стихи о человеческой жизни через сравнения и метафоры. Природа и человек в мире Бориса  Пастернака          Природа и человек в мире Пастернака меняются местами. Роса, ландыш наблюдают за героями.  Д. С. Лихачёв
  •   В природе жили многие наши поэты, в мироздании – только двое: Тютчев и Пастернак.

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья.

  • Оно/мироздание/ у Пастернака живое, одухотворенное, безграничное, свободное и дарующее свободу. Содержит в себе идеал гармонии.
  • Природа вообще у него живая. За ней стоит вечность.
  • 3. Природа праздничная.
  • 4. Она бурлит и движется.
  • 5. Больше всего в стихах Пастернака весны.
  • 6. Человек в природе – часть единого и неделимого целого.
  • 7. Природа – свидетель человеческой жизни.
  • 8. А человек согревает душою этот мир («Земля»).
  • 9. И природа, и человек живут в присутствии Бога («На Страстной»).
  • 10. Природа входит в стихи о человеческой жизни через сравнения и метафоры.

Природа и человек в мире Бориса Пастернака

Природа и человек в мире Пастернака меняются местами. Роса, ландыш наблюдают за героями.

Д. С. Лихачёв

Тема творчества

  • Лирическому герою Пастернака свойственно ощущение гибельности, катастрофичности вдохновения («О, знал бы я, что так бывает…»):

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом – и убьют!

  • «Искусство» противопоставляется «почве» как фальшь – естественности, природности, органичности («Быть знаменитым некрасиво»)
  • «Определение поэзии» - истинная поэзия для него прямо тождественна природе:

Я б разбивал стихи, как сад,

Всей дрожью жилок,

Цвели бы липы в нем подряд,

Гуськом, в затылок.

  •   В поэтическом мире Пастернака природа представляет главную ценность даже по отношению к творчеству. 

  • Высшая участь для поэта слиться с природой, достичь той же естественности, органичности в своем бытии и творчестве.
  • В поздних стихах («Быть знаменитым некрасиво», «Ночь») этот мотив углубляется: поэт оказывается частью космоса, творчество встает вровень с категориями пространства и времени, становится одной из первоначальных основ бытия:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

(«Быть знаменитым некрасиво»)

Во всём мне хочется дойти до самой сути…

  • «Февраль. Достать чернил и плакать!..»  (1912).
  • Стихи о том, как начинаются стихи и весна. Кроме этого скрытого сравнения обыгрываются разные ассоциации вокруг черного цвета: чернила, грачи (обугленные груши), черные проталины. Связывать весну с черным цветом, конечно, оригинально, но это не произвол. Она же противопоставлена зиме, а зима – белая. «Обугленность» груш-грачей и слово «горит» работает на ту же антитезу: если зима холодная, то весна – горячая. С погодной точки зрения это не так, но вообще стихи не столько про весну, сколько про творчество, а вот пробуждение творчества, конечно, требует внутреннего горения. Об этом сказано в конце первой строфы («…весною черною горит»).
  • Весна – творческое пробуждение мира. Есть еще противопоставление ливня (слез и чернил – опять же творчества) «сухой грусти». Причем проталины чернеют именно «под ней» – под грустью, то есть. Сухая грусть, по-видимому, бесплодна. Надо слагать стихи «навзрыд». Как природа плачет первыми весенними ливнями и с ними оживает, так и душа должна разрыдаться стихами. Возможно, от счастья.
  • Приемы здесь, как видим: сравнение, метафора, антитеза, лирический параллелизм (человек – природа).

 

 Во всём мне хочется дойти до самой сути… «Определение поэзии» («Сестра моя – жизнь», 1917)  Главный образ в этих стихах – звезда. «Звезду донести до садка» – изловить в мире поэзию и донести ее до «садка» (слов, ритма, бумаги), то есть создать поэтический текст. Вторая половина стихотворения о том, как поймать в ночном пруду поэзию – отражение звезды. А первая – о звуках, в которых скрывается поэзия. О музыке природы. Появляется ночь, лист (и звук льдинок превращается в холод ночи), поединок двух соловьев. Это, кстати, важно: не только то, что из непонятных звуков возникает понятная песня соловья, но и то, что соловьев  два . Поэзия – это дуэт мира и поэта , и каждый из них по-своему соловей. Поэзия – это дуэт вселенной и творца. В мире она воплощена в звездах (см. Маяковский), а в стихах – в отражении этих звезд, а также гороха, ночи, ольхи, воды и проч.

Во всём мне хочется дойти до самой сути…

  • «Определение поэзии» («Сестра моя – жизнь», 1917)
  • Главный образ в этих стихах – звезда.
  • «Звезду донести до садка» – изловить в мире поэзию и донести ее до «садка» (слов, ритма, бумаги), то есть создать поэтический текст.
  • Вторая половина стихотворения о том, как поймать в ночном пруду поэзию – отражение звезды. А первая – о звуках, в которых скрывается поэзия. О музыке природы.
  • Появляется ночь, лист (и звук льдинок превращается в холод ночи), поединок двух соловьев. Это, кстати, важно: не только то, что из непонятных звуков возникает понятная песня соловья, но и то, что соловьев  два . Поэзия – это дуэт мира и поэта , и каждый из них по-своему соловей.
  • Поэзия – это дуэт вселенной и творца. В мире она воплощена в звездах (см. Маяковский), а в стихах – в отражении этих звезд, а также гороха, ночи, ольхи, воды и проч.

Во всём мне хочется дойти до самой сути…

  • «Снег идет»   - позднее стихотворение (1957), в котором повторяются уже известные нам мотивы, но с новым выводом.
  • Один такой мотив – контраст зимы и лета как символ вечного круговращенья жизни. Здесь это звездочки бурана и цветы герани за стеклом («Про эти стихи»). Герань, наверно, красная, жаркая, летняя…
  • Второй мотив – снег и время. Здесь он наконец назван прямо, открытым текстом.
  • Третий – связь этого круговращенья времени с творчеством. Снег идет, как за годом год или как слова в поэме… Мир живет себе, а художник творит, и все это становится пройденным временем… В финале появляется образ пешехода, стоящего на перекрестке. Образ выглядит зарисовкой с натуры, но легко прочитывается как символ: вот пройден путь, а впереди какой-то поворот, и что за ним? В этой ли жизни или уже в другой… Это 1957 год. Роман написан, неприятности грядут. И виден итог жизни. Но стихотворение праздничное и бесстрашное. С доверием к жизни.
  • «Зимняя ночь»  
  • Из романа «Доктор Живаго». Стихотворение о любви.
  • Строится на лирическом параллелизме: в мире метель, у героев – страсть. За образом метели в контексте русской литературы всегда присутствует тема судьбы – здесь тоже. Не просто страсть – «судьбы скрещенье». В метели завязывается романный узел, главный в книге.
  • Образ свечи – это тоже судьба, но в другом смысле. «Из телесного воска свеча» (как Есенин выразился), огонек человеческой жизни и любви, противопоставленный разгулу мировых стихий. Вселенский масштаб этой метели («по всей земле, во все пределы…») напоминает блоковское: «Ветер на всем Божьем свете…» Это о той же непогоде, кроме всего прочего. Вообще контраст метели за окном и упрямо горящей свечи в маленьком человеческом мирке (антитеза, разумеется) – главный нерв этого текста. А по музыке – песня. Возможно, романс.
Борис Пастернак Зимняя ночь   На озаренный потолок  Ложились тени,  Скрещенья рук, скрещенья ног,  Судьбы скрещенья. И падали два башмачка  Со стуком на пол.  И воск слезами с ночника  На платье капал. И все терялось в снежной мгле  Седой и белой.  Свеча горела на столе,  Свеча горела. Мело, мело по всей земле  Во все пределы.  Свеча горела на столе,  Свеча горела. Как летом роем мошкара  Летит на пламя,  Слетались хлопья со двора  К оконной раме. Метель лепила на стекле  Кружки и стрелы.  Свеча горела на столе,  Свеча горела.

Борис Пастернак Зимняя ночь

  • На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.
  • И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал.
  • И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.
  • Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
  • Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.
  • Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
На свечку дуло из угла,  И жар соблазна  Вздымал, как ангел, два крыла  Крестообразно. Мело весь месяц в феврале,  И то и дело  Свеча горела на столе,  Свеча горела.
  • На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.
  • Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Мир — это музыка, к которой надо найти слова!  Б. Пастернак   Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти .

Мир — это музыка, к которой надо найти слова! Б. Пастернак

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти .