Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Борская средняя школа»
663246 п. Бор Туруханского района Красноярского края ул. Лесная д. 63,
контактный телефон: +7 (953) 580-41-24,
адрес электронной почты: borschool@mail.ru
Методическая разработка
Интерактивная игра
«Своя игра: Герои-партизаны Великой Отечественной войны»
Разработала Хохлова Е.М., педагог ДОП «Юнармия»
п. Бор, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Своя игра «Герои-партизаны Великой Отечественной войны» позволяет в соревновательной форме закрепить знания, полученные на образовательном модуле. Такая форма позволяет выстраивать отношения делового сотрудничества между участниками команд, в непринужденной обстановке позволяет развивать речь. Во время игры ученики имеют возможность удостовериться в правильности своих ответов, проверить себя в умении оперативно реагировать на задание. Игру проводят юнармейцы в составе 3 человек: один работает с презентацией – открывает выбранные категории и зачитывает вопрос, второй следит за игрой команд и соблюдением правил, третий фиксирует баллы, набранные каждой командой, делает итоговый подсчет, объявляет результаты игры. Игра оформлена в виде презентации, рассчитана на 1 урок – 45 минут.
Тема: «Герои-партизаны Великой Отечественной войны»
Цели:
Обучающая: углубить знания по истории Великой Отечественной войны, закрепить полученные сведения о героях – партизанах, руководителях партизанских соединений, побудить учащихся к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.
Развивающая: развивать память, быстроту реакции, умение работать в команде.
Воспитательные: содействовать формированию у обучающихся уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине; формировать активную жизненную позицию.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа проектор.
Подготовительная работа:
-
Разработка сценария;
-
Выбор материала для составления заданий разного уровня сложности;
-
Подбор иллюстративного материала для визуального оформления задания;
-
Подготовка презентации для сопровождения игры;
-
Инструктаж для юнармейцев (правила проведения игры, тайм-контроль, подсчет баллов, решение спорных ситуаций, пояснение ответов команд с помощью дополнительной интересной информации).
Ход мероприятия
1. Вступительное слово ведущих.
Ведущий 1. Наша игра посвящается партизанскому движению Великой Отечественной войны, памяти героев – партизан, которые стали командирами крупнейших партизанских соединений.
Ведущий 2. Именно о партизанском движении Иосиф Сталин сказал: «Мы ждем, откроют Второй фронт, но на самом деле Второй фронт у нас уже есть». Помощь партизан Красной Армии была бесценна.
Ведущий 3. Давайте вспомним сегодня важнейшие факты, связанные с 5 командирами партизанского движения, награжденными за свои беспримерные подвиги высоким почетным званием Герой Советского Союза.
2. Правила:
Ведущий 1. Позвольте ознакомить Вас с правилами игры.
-
В игре участвуют 3 команды.
-
Команды по очереди выбирают 1 вопрос из 6 разных категорий. У каждого вопроса есть своя «цена». Время для обсуждения ответа – 20 сек. Ответ принимается только от одного игрока команды («хоровые» ответы и выкрики не принимаются и не засчитываются).
-
При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее число баллов. При неправильном ответе право ответа переходит команде, которая первая подняла руку.
-
Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
3. Правила общения во время игры:
-
С уважением относимся друг к другу
-
Любое мнение заслуживает внимания
-
Пока один говорит, все его слушают
-
О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
4.Игра
Ведущий 2. Перед вами 6 тематических категорий. Уровень сложности вопроса определяется указанным номиналом от 1 до 6.
Категория | Баллы | Вопрос (ответ) |
Общие сведения о партизанском движении в годы ВОВ | 1 | Что такое «партизанский край»? (крупная территория, неподконтрольная фашистам, место дислокации – Беларусь, Украина) |
2 | Когда велась «рельсовая война»? (1943 – 1944) |
3 | Сколько партизан участвовало в ходе войны? (свыше 1 миллиона чел.; 1,1 млн. чел.) |
4 | Чем отличаются партизаны от подпольщиков? (Партизаны дислоцировались вдали от мест расположения вражеских гарнизонов, подпольщики – непосредственно в стане врага) |
5 | В каком году был создан Центральный штаб партизанского движения? (1942 г.) |
6 | Какие из перечисленных форм борьбы против захватчиков не применялись партизанами? (Агитация и пропаганда среди населения) -
Захват складов с провиантом -
Минирование и подрыв линий связи -
Агитация и пропаганда среди населения -
Создание партизанских краёв -
«Железнодорожная // рельсовая война» |
Сидор Артемьевич Ковпак | 1 | Сколько раз Сидору Ковпаку присваивали звание Герой Советского Союза? (2 раза) |
2 | Назовите прозвище Сидора Ковпака (Дед) |
3 | В каких войнах принял участие Сидор Ковпак? (Первая мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная война) |
4 | Из чего было сделано первое боевое знамя Путивльского партизанского отряда С. А. Ковпака? (из пионерского знамени) |
5 | Что такое «Карпатский рейд»? (100-дневный 2000-километровый партизанский рейд Путивльского партизанского отряда под руководством Сидора Артемьевича Ковпака с территории Беларуси в Карпаты по территории Правобережной Украины, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками). |
6 | Какую роль в Курской битве сыграли партизанские действия Карпатского рейда? (надолго вывели из строя железнодорожный узел Тернополь, существенно затруднив переброску войск под Курск) |
Пётр Петрович Вершигора | 1 | Кем работал Петр Вершигора до войны? (актер, режиссер, педагог) |
2 | Какого командира партизанского отряда сменил Петр Вершигора (Сидора Ковпака по ранению) |
3 | Какая книга была отмечена Сталинской премией? («Люди с чистой совестью») |
4 | Какое воинское звание было присвоено Петру Вершигоре? (генерал-майор) |
5 | Какие военные профессии освоил на войне, не считая опыта командования? (наблюдатель ПВО, военный корреспондент) |
6 | Какие рейды совершила партизанская дивизия под его командованием? (рейд в Польшу и Неманский рейд) |
Александр Николаевич Сабуров | 1 | Какое звание было присвоено Александру Сабурову? (генерал – майор) |
2 | Какой творческой деятельности посвятил себя Александр Сабуров? (писательская деятельность) |
3 | Какая из перечисленных наград не принадлежит Александру Сабурову? |
4 | Ордена Ленина, Красного Знамени, орден Андрея Первозванного, орден Суворова II степени, орден Богдана Хмельницкого I и II степени, два ордена Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды (орден Андрея Первозванного) |
5 | Какое назначение получил А. Сабуров после расформирования партизанского соединения? (начальник Главного управления МВД СССР) |
6 | В каком литературном жанре работал Александр Сабуров? (мемуары) |
Алексей Фёдорович Фёдоров | 1 | Какое воинское звание было присвоено Алексею Фёдоровичу Фёдорову? (А.Ф. Фёдорову было присвоено воинское звание «генерал-майор») |
2 | Участником каких войн был Алексей Фёдорович Фёдоров? (Принимал участие в Гражданской войне, Великой Отечественной войне). |
3 | В целях активизации массово-политической работы среди населения оккупированных районов партизанское соединение А.Ф.Фёдорова до ноября 1942 года выполняло еще и подпольную работу. Какую именно? (выпустило 33 листовки общим тиражом 500 тысяч экземпляров) |
4 | Выдающейся операцией, проведённой Черниговско-Волынским соединением, была операция, вошедшая в историю. С 7 июля 1943 года по 14 марта 1944 года партизаны под командованием А.Ф.Фёдорова уничтожили на линиях Ковельского железнодорожного узла 549 вражеских эшелонов с боеприпасами, горючим, военной техникой и живой силой. Как называлась эта военная операция? («Ковельский узел») |
5 | Какую высокую должность занимал Алексей Фёдорович Фёдоров в послевоенные годы? (В 1957-1979 годах – министр социального обеспечения Украинской ССР. С 1979 года находился на руководящей общественно-политической работе) |
6 | Какую деятельность вёл Алексей Фёдорович Фёдоров помимо партизанской? (политическую: за время пребывания соединения на Волыни подпольный обком создал 11 подпольных райкомов партии, 28 антифашистских групп, 9 подпольных райкомов комсомола и 61 первичную комсомольскую организацию) |
Дмитрий Николаевич Медведев | 1 | Какое высокое почетное звание присвоено Дмитрию Николаевичу Медведеву? (звание Героя Советского Союза) |
2 | Как назывались разведывательно-диверсионные отряды под командованием Дмитрия Николаевича Медведева? (партизанские отряды «Митя» и «Победители») |
3 | Как называлось партизанское соединение, организованное в брянских лесах Дмитрием Николаевичем Медведевым, с центрами в городах Жиздра и Дятьково? (партизанский край) |
4 | Что создал отряд "Победители" по инициативе своего командира для размещения спасшихся из гетто 160 еврейских женщин, детей и стариков? (семейный лагерь) |
5 | Назовите фамилию реально существовавшего человека – Героя Советского Союза, который стал художественным образом в произведениях Дмитрия Николаевича Медведева? (Кузнецов Николай Иванович - партизанский псевдоним Грачёв - советский разведчик партизанского отряда «Победители») |
6 | В каком городе Красноярского края работал Дмитрий Николаевич Медведев до войны? (Норильск, был направлен работать в систему ГУЛАГа начальником отдела в Норильлаг). |
-
Подведение итогов
Ведущий 3. А теперь подведем итоги и определим команду – победителя сегодняшней игры (оглашает результаты).
-
Заключительное слово
Ведущий 1.
Когда гремит над городом салют,
Погибшие за Родину встают.
Мы их не видим, мы не слышим их,
Но павшие всегда среди живых.
Молчат и смотрят, будто ищут ответ:
Мы этой жизни стоим или нет?
Ведущий 2. Пусть каждый из нас ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?
Ведущий 3. Закончить нашу встречу мы хотим фразой: «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее!»