СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Своя игра. Урок "Литературные тайны" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Чукавина Екатерина Владимировна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 класс.

Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Летописи, былины, сказания, жития».

Базовый учебник: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2014.

Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, речь, мышление и творческие способности учащихся.

Тип урока: обобщение.

Формы работы учащихся: групповая, парная.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, ИД, проектор.

Просмотр содержимого документа
«Своя игра. Урок "Литературные тайны" 4 класс»

Автор презентации Чукавина Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №8, г. Нижний Тагил Автор шаблона Салиш С.С., учитель начальных классов СШ №53 г. Актобе. Чукавина Екатерина Владимировна, учитель начальных классов

Автор презентации Чукавина Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №8, г. Нижний Тагил

Автор шаблона Салиш С.С., учитель начальных классов СШ №53 г. Актобе.

Чукавина Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

10 30 40 50 20 Тайны животных 50 Богатыри 40 30 10 20 Писатели 30 50 40 20 10 10 30 40 50 Поэты 20 Сказки 30 50 20 10 40 Автор шаблона Салиш С.С., учитель начальных классов СШ №53 г. Актобе. Детская 10 20 30 40 50 Объяснялки 10 50 40 30 20

10

30

40

50

20

Тайны животных

50

Богатыри

40

30

10

20

Писатели

30

50

40

20

10

10

30

40

50

Поэты

20

Сказки

30

50

20

10

40

Автор шаблона Салиш С.С., учитель начальных классов СШ №53 г. Актобе.

Детская

10

20

30

40

50

Объяснялки

10

50

40

30

20

Тайны животных 10 Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей... — Из какого произведения эти строки и кто его автор?

Тайны животных

10

Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдет, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей...

— Из какого произведения эти строки и кто его автор?

Тайны животных 10 «Дети и птичка» А. Плещеев

Тайны животных

10

«Дети и птичка» А. Плещеев

Тайны животных 20 Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей.

Тайны животных

20

Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей.

Тайны животных 20 «Лебедушка» С. Есенин

Тайны животных

20

«Лебедушка» С. Есенин

Тайны животных 30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтобы люди спаслись.

Тайны животных

30

Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтобы люди спаслись.

Тайны животных 30 «Лошади в океане» Б. Слуцкий

Тайны животных

30

«Лошади в океане» Б. Слуцкий

40

40

Тайны животных 40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел.

Тайны животных

40

Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел.

Тайны животных 40 «Приемыш» Д. Н. Мамин - Сибиряк

Тайны животных

40

«Приемыш» Д. Н. Мамин - Сибиряк

Тайны животных 50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть.

Тайны животных

50

Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть.

Тайны животных 50 «Барбос и Жулька» А.И. Куприн

Тайны животных

50

«Барбос и Жулька» А.И. Куприн

Богатыри 10 «И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему:

Богатыри

10

«И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: "Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь"».

— О ком идет речь?

Богатыри 10 Об Олеге, его называли вещим. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Богатыри

10

Об Олеге, его называли вещим. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Богатыри 20 Он основал монастырь во славу Святой Троицы — Свято -Троицкую Сергиеву лавру. Кто он?

Богатыри

20

Он основал монастырь во славу Святой Троицы — Свято -Троицкую Сергиеву лавру. Кто он?

Богатыри 20 Сергий Радонежский

Богатыри

20

Сергий Радонежский

30

30

Богатыри 30 Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена: «Прямо ехать — убитому быть! Влево ехать — женатому быть! Вправо ехать — богатому быть! Все судьбой сие предписано!» — Кто это читал и по какой дороге поехал?

Богатыри

30

Прочитай вон, на камени

Придорожном надписочка

Четко-ясно повысечена:

«Прямо ехать — убитому быть!

Влево ехать — женатому быть!

Вправо ехать — богатому быть!

Все судьбой сие предписано!»

— Кто это читал и по какой дороге поехал?

Богатыри 30 Это был Илья Муромец. Он ездил по всем трём дорогам по порядку, как указано на камне.

Богатыри

30

Это был Илья Муромец. Он ездил по всем трём дорогам по порядку, как указано на камне.

Богатыри 40 На полях своих, Под курганами,  Положила ты Татар полчища. Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому... Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов Поднялася Русь. — Кто написал эти строки?

Богатыри

40

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок Ляху гордому...

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань —

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

— Кто написал эти строки?

Богатыри 40 Иван Саввич Никитин «Русь»

Богатыри

40

Иван Саввич Никитин «Русь»

Богатыри 50 Записи делались из года в год или, как раньше говорилина Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей. Самые древние не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря труду... О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них.

Богатыри

50

Записи делались из года в год или, как раньше говорилина Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей. Самые древние не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря труду... О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них.

Богатыри 50 Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Богатыри

50

Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Писатели 10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это?

Писатели

10

Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это?

Писатели 10 Марк Твен

Писатели

10

Марк Твен

Писатели 20 «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно — всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом». О ком идет речь, о ком так говорил И.А. Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте.

Писатели

20

«Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно — всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом».

О ком идет речь, о ком так говорил И.А. Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте.

Писатели 20 Антон Павлович Чехов

Писатели

20

Антон Павлович Чехов

Писатели 40 Учитель, участник Октябрьской революции, Гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившим свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир.

Писатели

40

Учитель, участник Октябрьской революции, Гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившим свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир.

Писатели 40 Павел Петрович Бажов

Писатели

40

Павел Петрович Бажов

50

50

Писатели 50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК.

Писатели

50

Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК.

Писатели 50 Это Иван Крылов. Псевдоним составлен из букв собственного име­ни, читающегося в обратном порядке.

Писатели

50

Это Иван Крылов. Псевдоним составлен из букв собственного име­ни, читающегося в обратном порядке.

10

10

Поэты 10 Две капли брызнули в стекло, От лип душистых медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. — Из какого стихотворения строчки, кто их автор?

Поэты

10

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

— Из какого стихотворения строчки, кто их автор?

Поэты 10 «Весенний дождь» А.А. Фет

Поэты

10

«Весенний дождь» А.А. Фет

Поэты 20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. — Кто это говорит? Кто автор?

Поэты

20

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

— Кто это говорит? Кто автор?

Поэты 20 Бабочка А.А. Фет

Поэты

20

Бабочка А.А. Фет

Поэты 30 Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди. Вон на деревьях, на крыше беседки Сколько меня поджидает подруг! — Кто и кому так говорит?

Поэты

30

Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

— Кто и кому так говорит?

Поэты 30 «Дети и птичка» А. П. Плещеев. Птичка говорит детям.

Поэты

30

«Дети и птичка» А. П. Плещеев. Птичка говорит детям.

Поэты 40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он назы­вается? Кто автор одноименного стихотворения?

Поэты

40

Этот период ранней осенью длится недолго. Как он назы­вается? Кто автор одноименного стихотворения?

Поэты 40 «Бабье лето» Д.Б. Кедрин.

Поэты

40

«Бабье лето» Д.Б. Кедрин.

Поэты 50 Олицетворение - наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворений.

Поэты

50

Олицетворение - наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворений.

Поэты 50

Поэты

50

Сказки 10 Ее перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живет...

Сказки

10

Ее перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках, где живет...

Сказки 10 Жар-птица. Сказка «Конек-Горбунок», П.П. Ершов.

Сказки

10

Жар-птица. Сказка «Конек-Горбунок», П.П. Ершов.

20

20

Сказки 20 Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь...»

Сказки

20

Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь...»

Сказки 20 «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.

Сказки

20

«Ашик-Кериб». Турецкая сказка.

Сказки 30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но свое название подходит ей больше. Назовите его.

Сказки

30

Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но свое название подходит ей больше. Назовите его.

Сказки 30 «Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.

Сказки

30

«Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.

Сказки 40 Мудрец в нем видел мудреца, Глупец — глупца, Баран — барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну — обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. — Что это? — В какой сказке оно играло немаловажную роль?

Сказки

40

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну — обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

— Что это?

— В какой сказке оно играло немаловажную роль?

Сказки 40 Мудрец в нем видел мудреца, Глупец — глупца, Баран — барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну — обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. — Что это? — В какой сказке оно играло немаловажную роль?

Сказки

40

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну — обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

— Что это?

— В какой сказке оно играло немаловажную роль?

Сказки 40 Мудрец в нем видел мудреца, Глупец — глупца, Баран — барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну — обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. — Что это? — В какой сказке оно играло немаловажную роль?

Сказки

40

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну — обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

— Что это?

— В какой сказке оно играло немаловажную роль?

Сказки 40 Это зеркало. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкин.

Сказки

40

Это зеркало.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкин.

Сказки 50 Время не дремлет, часы не стоят». Какая сказка раскроет смысл этой пословицы?

Сказки

50

Время не дремлет, часы не стоят». Какая сказка раскроет смысл этой пословицы?

Сказки 50 «Сказка о потерянном времени». Е.Л. Шварц.

Сказки

50

«Сказка о потерянном времени». Е.Л. Шварц.

Детская 10 «Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень... потом Томск... потом... потом... в Камчатку... Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив... Вот тебе и Америка... Тут много пушных зверей». — Кто собирался в такое путешествие?

Детская

10

«Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень... потом Томск... потом... потом... в Камчатку... Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив... Вот тебе и Америка... Тут много пушных зверей».

— Кто собирался в такое путешествие?

Детская 10 «Мальчики» А.П. Чехов.

Детская

10

«Мальчики» А.П. Чехов.

Детская 20 Какое произведение начинается так: «Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо»?

Детская

20

Какое произведение начинается так: «Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо»?

Детская 20 «Главные реки» В. Ю. Драгунский.

Детская

20

«Главные реки» В. Ю. Драгунский.

Детская 30 Еда - главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял.

Детская

30

Еда - главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял.

Детская 30 Мишка, «Что любит Мишка», В.Ю. Драгунский.

Детская

30

Мишка, «Что любит Мишка», В.Ю. Драгунский.

Детская 40 Какое произведение закончилось так: «Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?»?

Детская

40

Какое произведение закончилось так: «Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?»?

Детская 40 «Никакой я горчицы не ел» В. В. Голявкин.

Детская

40

«Никакой я горчицы не ел» В. В. Голявкин.

Детская 50 Он знал, что, когда его имя произносят полностью, это предвещает какую - нибудь неприятность. О ком идет речь?

Детская

50

Он знал, что, когда его имя произносят полностью, это предвещает какую - нибудь неприятность. О ком идет речь?

Детская 50 «Том Сойер» М. Твен.

Детская

50

«Том Сойер» М. Твен.

Объяснялки 10 Сказка про белого бычка.

Объяснялки

10

Сказка про белого бычка.

Объяснялки 10 Бесконечное повторение одного и того же с самого начала.

Объяснялки

10

Бесконечное повторение одного и того же с самого начала.

Объяснялки 20 Бить баклуши.

Объяснялки

20

Бить баклуши.

Объяснялки 20 Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложки, поварешки и т. п.), т. е. делать очень несложное дело.

Объяснялки

20

Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложки, поварешки и т. п.), т. е. делать очень несложное дело.

Объяснялки 30 Делу время и потехе час.

Объяснялки

30

Делу время и потехе час.

Объяснялки 30 Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.

Объяснялки

30

Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.

Объяснялки 40 Ждать у моря погоды.

Объяснялки

40

Ждать у моря погоды.

Объяснялки 40 Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.

Объяснялки

40

Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.

Объяснялки 50 Знать назубок.

Объяснялки

50

Знать назубок.

Объяснялки 50 Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» принималось почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.

Объяснялки

50

Знать что-то очень хорошо.

А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» принималось почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.