СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка презентации для урока по Основам безопасности и Защите Родины на тему:"Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография)"

Просмотр содержимого документа
«Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография)»

Тема 7. Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография) Выполнила: Кононова Ольга Олеговна КГБПОУ Алтайский транспортный техникум

Тема 7. Свойства местности и их применение в военном деле

(военная топография)

Выполнила: Кононова Ольга Олеговна

КГБПОУ Алтайский транспортный техникум

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА, ПОКАЗАТЬ, ЧТО ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ МЕСТНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ КОМПОНЕНТОМ УСПЕШНЫХ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

  • ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА,
  • ПОКАЗАТЬ, ЧТО ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ МЕСТНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ КОМПОНЕНТОМ УСПЕШНЫХ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Личностные результаты

1) Гражданское воспитание:

  • сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
  • готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;

2) Патриотическое воспитание:

  • сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

3) Духовно-нравственное воспитание:

  • сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
  • ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;

4) Эстетическое воспитание:

  • эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;

5) Ценности научного познания:

  • понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
  • способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);

6) Физическое воспитание:

  • осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

7) Трудовое воспитание:

  • готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

8) Экологическое воспитание:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

Метапредметные результаты

Базовые логические действия:

  • самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
  • устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
  • определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
  • моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
  • планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
  • развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.

Базовые исследовательские действия:

  • владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
  • осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
  • анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
  • раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
  • критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
  • характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
  • использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.

Работа с информацией:

  • владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
  • создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
  • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
  • владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.

Метапредметные результаты

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

  • осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
  • распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
  • владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
  • аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
  • делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
  • оценивать приобретённый опыт;
  • расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль, принятие себя и других:

  • оценивать образовательные ситуации;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении;
  • вносить коррективы в свою деятельность;
  • контролировать соответствие результатов целям;
  • использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.

Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
  • ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
  • оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.

Предметные результаты

  • знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
  • сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
  • сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
  • сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
  • сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
  • сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
  • знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
Учебные вопросы: 1. Предмет и задачи военной топографии 2. Топографические элементы местности и их тактические свойства 3. Типы местности и их влияние на ведение боевых действий

Учебные вопросы:

1. Предмет и задачи военной топографии

2. Топографические элементы местности и их тактические свойства

3. Типы местности и их влияние на ведение боевых действий

1 ВОПРОС   Предмет и задачи военной топографии

1 ВОПРОС Предмет и задачи военной топографии

Военная топография - специальная военная дисциплина, изучающая тактические свойства местности, способы и средства оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), топографические карты, другие документы о местности и приемы работы с ними

Военная топография - специальная военная дисциплина, изучающая тактические свойства местности, способы и средства оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), топографические карты, другие документы о местности и приемы работы с ними

Военная топография изучает Топографические (специальные), цифровые карты Аэрофотоснимки местности, приемы работы с ними и их использование в войсках Приемы исследования и оценки тактических свойств местности и ориентирование на ней Топографические карты  Тактические схемы  Целеуказание Измерения на местности Составление боевых графических доку-ментов (схем, карточек) Топографические карты

Военная топография изучает

Топографические (специальные), цифровые карты

Аэрофотоснимки местности, приемы работы с ними и их использование в войсках

Приемы исследования и оценки тактических свойств местности и ориентирование на ней

Топографические карты

Тактические схемы

Целеуказание

Измерения на местности

Составление боевых графических доку-ментов (схем, карточек)

Топографические карты

Предметом военной топографии являются местность как элемент боевой обстановки, а также способы и средства ее анализа, изучения и оценки в целях подготовки и ведения боевых действий Объектом военной топографии является топографическая карта как основной источник информации о местности Главной задачей военной топографии  является изыскание наиболее рациональных способов и средств получения информации о местности для эффективного управления воинскими подразделениями и частями и применения боевой техники и систем оружия

Предметом военной топографии являются местность как элемент боевой обстановки, а также способы и средства ее анализа, изучения и оценки в целях подготовки и ведения боевых действий

Объектом военной топографии является топографическая карта как основной источник информации о местности

Главной задачей военной топографии является изыскание наиболее рациональных способов и средств получения информации о местности для эффективного управления воинскими подразделениями и частями и применения боевой техники и систем оружия

Закрепление  материала Дайте определение понятию топография Что изучает топография? Что является главной задачей военной топографии ?

Закрепление материала

  • Дайте определение понятию топография
  • Что изучает топография?
  • Что является главной задачей военной топографии ?
2 ВОПРОС   Топографические элементы местности и их тактические свойства

2 ВОПРОС Топографические элементы местности и их тактические свойства

Местность — это часть земной поверхности со всеми ее неровностями и расположенными на ней объектами Местные предметы — расположенные на земной поверхности объекты, созданные природой или трудом человека, за исключением рельефа

Местность — это часть земной поверхности со всеми ее неровностями и расположенными на ней объектами

Местные предметы — расположенные на земной поверхности объекты, созданные природой или трудом человека, за исключением рельефа

Топографические элементы местности Рельеф и местные предметы , расположенные на земной поверхности, называются топографическими элементами местности. Рельеф — совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития

Топографические элементы местности

Рельеф и местные предметы , расположенные на земной поверхности, называются топографическими элементами местности.

Рельеф — совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития

Классификация рельефа Тип рельефа Основные характеристики Абсолютная высота над уровнем моря, м Равнинный до 300 Относительное превышение, м Холмистый Горный: до 500 до 25 25-200 Низкие горы (низкогорье) 500-1000 Средневысокие горы (среднегорье) 200-500 1000-2000 Высокие горы (высокогорье) 500-1000 свыше 2000 свыше 1000

Классификация рельефа

Тип рельефа

Основные характеристики

Абсолютная высота над уровнем моря, м

Равнинный

до 300

Относительное превышение, м

Холмистый

Горный:

до 500

до 25

25-200

Низкие горы (низкогорье)

500-1000

Средневысокие горы (среднегорье)

200-500

1000-2000

Высокие горы (высокогорье)

500-1000

свыше 2000

свыше 1000

Долина Лощина Балка Гора Горные хребты Котловина

Долина

Лощина

Балка

Гора

Горные хребты

Котловина

Роща Пик Стрелка Плес Теснина Такыры Каньон Перекат Солончак

Роща

Пик

Стрелка

Плес

Теснина

Такыры

Каньон

Перекат

Солончак

Тактические свойства местности В военном деле под местностью понимается участок или район земной поверхности, на котором предстоит вести боевые действия Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боя, применение оружия и боевой техники, принято называть тактическими свойствами

Тактические свойства местности

В военном деле под местностью понимается участок или район земной поверхности, на котором предстоит вести боевые действия

Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боя, применение оружия и боевой техники, принято называть тактическими свойствами

Основные тактические свойства местности Проходимость Защитные свойства Условия ориентирования Условия наблюдения Маскирующие свойства Условия ведения огня Условия инженерного оборудования

Основные тактические свойства местности

Проходимость

Защитные свойства

Условия ориентирования

Условия наблюдения

Маскирующие свойства

Условия ведения огня

Условия инженерного оборудования

Проходимость местности — важнейшее свойство местности, характеризующее возможность передвижения по ней войск Защитные свойства местности — способность рельефа и местных предметов ослаблять действие поражающих факторов различных видов оружия на личный состав и технику Условия ориентирования — свойства местности, способствующие определению своего местоположения и нужного направления движения относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, расположения своих войск и войск противника

Проходимость местности — важнейшее свойство местности, характеризующее возможность передвижения по ней войск

Защитные свойства местности — способность рельефа и местных предметов ослаблять действие поражающих факторов различных видов оружия на личный состав и технику

Условия ориентирования — свойства местности, способствующие определению своего местоположения и нужного направления движения относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, расположения своих войск и войск противника

Условия наблюдения — свойства местности, способствующие получению сведений о противнике Маскирующие свойства местности — свойства местности, позволяющие скрыть от противника расположение и передвижение личного состава и боевой техники

Условия наблюдения — свойства местности, способствующие получению сведений о противнике

Маскирующие свойства местности — свойства местности, позволяющие скрыть от противника расположение и передвижение личного состава и боевой техники

Условия ведения огня — свойства местности, обеспечивающие удобное и скрытное от наблюдения противника расположение огневых средств, ведение точного огня из стрелкового оружия, орудий, танков, противотанковых средств, минометов, а также корректирование стрельб Условия инженерного оборудования местности зависят от типа почвогрунтов, уровня грунтовых вод, наличия строительных материалов, а также от характера естественных и искусственных укрытий и препятствий

Условия ведения огня — свойства местности, обеспечивающие удобное и скрытное от наблюдения противника расположение огневых средств, ведение точного огня из стрелкового оружия, орудий, танков, противотанковых средств, минометов, а также корректирование стрельб

Условия инженерного оборудования местности зависят от типа почвогрунтов, уровня грунтовых вод, наличия строительных материалов, а также от характера естественных и искусственных укрытий и препятствий

Закрепление материала    Используя индивидуальные карточки с заданиями распределите соответствия

Закрепление материала

Используя индивидуальные карточки с заданиями распределите соответствия

3 ВОПРОС   Типы местности и их влияние на ведение боевых действий

3 ВОПРОС Типы местности и их влияние на ведение боевых действий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя