Тема 7. Свойства местности и их применение в военном деле
(военная топография)
Выполнила: Кононова Ольга Олеговна
КГБПОУ Алтайский транспортный техникум
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
- ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА,
- ПОКАЗАТЬ, ЧТО ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ МЕСТНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ КОМПОНЕНТОМ УСПЕШНЫХ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Личностные результаты
1) Гражданское воспитание:
- сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
- готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) Патриотическое воспитание:
- сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
- сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
- ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
- эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
5) Ценности научного познания:
- понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
- способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) Физическое воспитание:
- осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
7) Трудовое воспитание:
- готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
Метапредметные результаты
Базовые логические действия:
- самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
- устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
- определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
- моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
- планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
- развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
- осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
- анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
- раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
- критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
- характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
- использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
- владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
- создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
- оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Метапредметные результаты
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
- распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
- владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
- аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
- делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
- оценивать приобретённый опыт;
- расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
- оценивать образовательные ситуации;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении;
- вносить коррективы в свою деятельность;
- контролировать соответствие результатов целям;
- использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
- принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
- ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
- оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Предметные результаты
- знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
- сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
- сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
- сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
- сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
- сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
- знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
Учебные вопросы:
1. Предмет и задачи военной топографии
2. Топографические элементы местности и их тактические свойства
3. Типы местности и их влияние на ведение боевых действий
1 ВОПРОС Предмет и задачи военной топографии
Военная топография - специальная военная дисциплина, изучающая тактические свойства местности, способы и средства оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), топографические карты, другие документы о местности и приемы работы с ними
Военная топография изучает
Топографические (специальные), цифровые карты
Аэрофотоснимки местности, приемы работы с ними и их использование в войсках
Приемы исследования и оценки тактических свойств местности и ориентирование на ней
Топографические карты
Тактические схемы
Целеуказание
Измерения на местности
Составление боевых графических доку-ментов (схем, карточек)
Топографические карты
Предметом военной топографии являются местность как элемент боевой обстановки, а также способы и средства ее анализа, изучения и оценки в целях подготовки и ведения боевых действий
Объектом военной топографии является топографическая карта как основной источник информации о местности
Главной задачей военной топографии является изыскание наиболее рациональных способов и средств получения информации о местности для эффективного управления воинскими подразделениями и частями и применения боевой техники и систем оружия
Закрепление материала
- Дайте определение понятию топография
- Что изучает топография?
- Что является главной задачей военной топографии ?
2 ВОПРОС Топографические элементы местности и их тактические свойства
Местность — это часть земной поверхности со всеми ее неровностями и расположенными на ней объектами
Местные предметы — расположенные на земной поверхности объекты, созданные природой или трудом человека, за исключением рельефа
Топографические элементы местности
Рельеф и местные предметы , расположенные на земной поверхности, называются топографическими элементами местности.
Рельеф — совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития
Классификация рельефа
Тип рельефа
Основные характеристики
Абсолютная высота над уровнем моря, м
Равнинный
до 300
Относительное превышение, м
Холмистый
Горный:
до 500
до 25
25-200
Низкие горы (низкогорье)
500-1000
Средневысокие горы (среднегорье)
200-500
1000-2000
Высокие горы (высокогорье)
500-1000
свыше 2000
свыше 1000
Долина
Лощина
Балка
Гора
Горные хребты
Котловина
Роща
Пик
Стрелка
Плес
Теснина
Такыры
Каньон
Перекат
Солончак
Тактические свойства местности
В военном деле под местностью понимается участок или район земной поверхности, на котором предстоит вести боевые действия
Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боя, применение оружия и боевой техники, принято называть тактическими свойствами
Основные тактические свойства местности
Проходимость
Защитные свойства
Условия ориентирования
Условия наблюдения
Маскирующие свойства
Условия ведения огня
Условия инженерного оборудования
Проходимость местности — важнейшее свойство местности, характеризующее возможность передвижения по ней войск
Защитные свойства местности — способность рельефа и местных предметов ослаблять действие поражающих факторов различных видов оружия на личный состав и технику
Условия ориентирования — свойства местности, способствующие определению своего местоположения и нужного направления движения относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, расположения своих войск и войск противника
Условия наблюдения — свойства местности, способствующие получению сведений о противнике
Маскирующие свойства местности — свойства местности, позволяющие скрыть от противника расположение и передвижение личного состава и боевой техники
Условия ведения огня — свойства местности, обеспечивающие удобное и скрытное от наблюдения противника расположение огневых средств, ведение точного огня из стрелкового оружия, орудий, танков, противотанковых средств, минометов, а также корректирование стрельб
Условия инженерного оборудования местности зависят от типа почвогрунтов, уровня грунтовых вод, наличия строительных материалов, а также от характера естественных и искусственных укрытий и препятствий
Закрепление материала
Используя индивидуальные карточки с заданиями распределите соответствия
3 ВОПРОС Типы местности и их влияние на ведение боевых действий