СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства воды. Практическая работа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по определению свойства воды.

Просмотр содержимого документа
«Свойства воды. Практическая работа»

Тема: Свойства воды

Цели:

1) Дать понятие о растворах и взвесях, растворимых и нерастворимых веществах;

2) Показать работу воды в природе.


Оборудование: набор лабораторного оборудования (химические стаканчики, стеклянная палочка, химическая воронка, фильтр); соль, сода, глина, песок.


Ход урока

Организационный момент

1) Если в чайник или в кастрюлю налить воду до краев и начать нагревать, то через некоторое время вода начнет выливаться через край. Почему это происходит?

2) Почему любители - садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду из труб на садовом участке?

3) Почему водопроводные трубы прокладывают в земле на сравнительно большой глубине?

4) Почему лодки на зиму вытаскивают на берег и переворачивают вверх дном?

5) Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?


Изучение новой темы

«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть».

Антуан де Сент-Экзюпери


Практическая работа

Правила техники безопасности при проведении практической работы.

1. Нельзя пробовать незнакомое вещество на вкус.


Опыт 1. Вода - растворитель. Насыпьте в стакан с водой чистой соли и размешайте ее ложечкой. Наблюдайте, что происходит с кристаллами соли. Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезают. Но исчезла ли соль? Нет. Она растворилась в воде. Вы получили раствор соли.

Пропустите раствор сквозь фильтр. На фильтре ничто не оседает. Раствор соли свободно прошел сквозь фильтр.


Опыт 2. Проделайте с питьевой содой опыт, какой вы ставили с солью. Растворяется ли в воде сода?

Опыт 3. Проделайте такой же опыт с речным песком. Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь. Пропустите воду сквозь фильтр. Вода прошла через него, а песок остался на фильтре. Из этого опыта можно сделать вывод, что песок не растворяется в воде.

Опыт 4. Попробуйте растворить глину. Частицы ее будут плавать в воде, которая от них мутной. Если дать воде постоять, частицы глины осядут на дно. При взбалтывании воды они поднимутся, а потом снова опустятся.

Пропустите мутную воду через бумажный фильтр. Вода станет чистой и прозрачной, а частицы глины останутся на фильтре. Глина, как и песок, не растворяется в воде.

Вывод: если частицы вещества в воде становятся невидимыми и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде или оседают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде.

Вывод: «Раствором называют всякую жидкость, содержащую посторонние вещества, которые равномерно в ней распределены». Запишем это понятие в тетрадь.


1. Видим ли мы теперь сахар? Мел? Песок?

2. Что произошло?

3. Попробуйте на вкус. Какой вкус стал у воды?

4. Все ли вещества растворились?

5. Что произошло с веществами, которые растворились?


Опыт 5. Нагревание и охлаждение воды.

Что происходит?

- при нагревании - расширяется

- при охлаждении - сжимается


Речная вода.

1. Можно ли её пить?

2. Что же делать? Как сделать так, чтобы воду можно было пить?

3. Воду надо очистить. Для этого существуют специальные фильтры.

Фильтр - устройство для очищения жидкости.

Вывод: вода фильтруется - очищается с помощью фильтра от нерастворимых частиц.

- Кто может объяснить, почему воду от некоторых веществ можно очистить с помощью фильтра?

- Следует помнить, что микробы тоже намного меньше расстояний между частицами фильтра, поэтому отфильтрованная вода не может считаться полностью очищенной и безопасной для питья.


2. Работа воды в природе. Рассказ учителя. Заполнение таблицы «Работа воды в природе».

Созидательная работа воды

Разрушительная работа воды








Закрепление изученного материала

1. Где можно встретить воду в природе?
2. Какие свойства имеет вода?
3. Для чего нужна вода?
4. Что такой туман?
5. Почему туман образуется по ночам или рано утром?
6. Что происходит с водой при охлаждении?
7. Что такой раствор?
8. Какой вред может принести вода на поверхности земли?
9. Что такое взвесь?
10. Что загрязняет воду?
11. Как беречь воду?


Итог. Вывод

1. Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё?
2. Почему сахар растворяется в чае?
3. Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?
4. Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

Знаете ли вы? В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг; сердце - 80%; кровь - 83%. Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек выпивает 50 т воды.


Домашнее задание

1. Повторить свойства воды.

2. Подготовить сообщения о загрязнении воды, используя газеты, журналы, радио - и телепередачи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!