СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации  (ОГЭ-9)

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение»

ИЗЛОЖЕНИЕ   ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

ИЗЛОЖЕНИЕ

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ   -Содержание изложения – 0-2 ИК1 ИК2 Сжатие исходного текста -0-3 ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения-0-2

Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ

-Содержание изложения – 0-2

ИК1

ИК2

Сжатие исходного текста -0-3

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения-0-2

Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ      ИК1 -Содержание изложения – 0-2 Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы -2 балла Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы- 0 баллов

Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ

ИК1 -Содержание изложения – 0-2

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы -2 балла

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы- 0 баллов

Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ         ИК2-Сжатие исходного текста -0-3 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста(т.е в каждом абзаце)- 3 балла Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста – 0 баллов

Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ

ИК2-Сжатие исходного текста -0-3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста(т.е в каждом абзаце)- 3 балла

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста –

0 баллов

Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ   ИК3-Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения-0-2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста -2 балла В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста -0 баллов

Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ

ИК3-Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения-0-2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста -2 балла

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более одной логической ошибки и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста -0 баллов

Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: - умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; - умение адекватно воспринимать авторский замысел; - умение вычленять главное в информации; - умение сокращать текст разными способами; - умение правильно, лаконично и точно излагать содержание текста; - умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания

Сжатое изложение -

это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел;

- умение вычленять главное в информации;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение правильно, лаконично и точно излагать содержание текста;

- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания

ВИДЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

ВИДЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

01 Замещение как прием сжатия - Замена однородных членов обобщающим наименованием;  - замена фрагмента предложения синонимичным выражением;  - замена предложения или его части указательным местоимением;  - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;  - замена сложноподчинённого предложения простым и сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; - перевод прямой речи в косвенную.

01

Замещение как прием сжатия

- Замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчинённого предложения простым и сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

- перевод прямой речи в косвенную.

02 Исключение как прием сжатия Исключение повторов;  исключение фрагмента предложения;  исключение одного или нескольких из синонимов; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями; сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

02

Исключение как прием сжатия

Исключение повторов;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких из синонимов; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями;

сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

03 Слияние как прием сжатия Слияние нескольких предложений в одно образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи

03

Слияние как прием сжатия

  • Слияние нескольких предложений в одно
  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи
Памятка для учащихся  «Как писать сжатое изложение» 1.Первое прослушивание текста а ) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, записать 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении. б) Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)

Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»

1.Первое прослушивание текста

а ) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, записать 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении.

б) Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)

2. Как работать в перерыве после первого прослушивания текста а) Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике. Тема (О чем говорится в тексте?) определяется различными способами: по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста. б) Определить и записать подробно тему текста в черновике. Постарайтесь определить стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста);

2. Как работать в перерыве после первого прослушивания текста

а) Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике. Тема (О чем говорится в тексте?) определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста.

б) Определить и записать подробно тему текста в черновике. Постарайтесь определить стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста);

Текст-повествование Текст-описание Текст-рассуждение в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий - тезис (основная мысль); - аргументы (доказательства); вывод Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов. в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Постарайтесь запомнить определённые детали. Составьте краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей)

Текст-повествование

Текст-описание

Текст-рассуждение

в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий

- тезис (основная мысль);

- аргументы (доказательства);

  • вывод

Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Постарайтесь запомнить определённые детали. Составьте краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей)

Второе прослушивание текста На этом этапе необходимо записать ключевые слов и словосочетания, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно. б) Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения. 4. а) Проверить взаимосвязь микротем в тексте б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).

Второе прослушивание текста

На этом этапе необходимо записать ключевые слов и словосочетания, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно.

б) Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

4.

а) Проверить взаимосвязь микротем в тексте

б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью

в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!